Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции национальной экономики Республики Беларусь в международное экономическое пространство.

Работа содержит 1 файл

2144 - Теория финансов - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в системе уп.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

CОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….35

ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г………………………………………………………………..40

 

 
ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции национальной экономики Республики Беларусь в международное экономическое пространство.

Расширение сотрудничества с международными экономическими и  финансовыми институтами, общность интересов Республики Беларусь и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности, проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Республики Беларусь и которые предопределяют их дальнейшее развитие.

Таким образом, цель данной курсовой работы – раскрыть роль, функции и структуру Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, а также совершенствование деятельности таможенных органов на современном этапе.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть задачи и функции Государственного таможенного комитета Республики Беларусь;

- охарактеризовать  структуру таможенных органов в Республике Беларусь, их права и обязанности;

- проанализировать вопросы совершенствования деятельности таможенных органов в управлении финансами .

Методами исследования данной работы являются диалектический, анализа и синтеза, сравнения, системный подход.

Объектом исследования является финансовая система Республики Беларусь.

Предметом исследования – совершенствование деятельности таможенных органов Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

1 Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, его задачи и функции

 

1.1 Структура  государственного таможенного комитета, его место в системе органов оперативного управления финансами

 

Центральным таможенным органом является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Он направляет, координирует и контролирует деятельность всех таможенных органов республики.

В структуру  Государственного таможенного комитета входят 10 управлений и 2 самостоятельных отдела (рисунок 1.1) [18].

 

 

Рис. 1 Структура Государственного таможенного комитета Республики Беларуси

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [18].

 

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является органом оперативного управления финансами.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых  на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и нацеленных на получение максимального эффекта  при минимуме затрат.

Государственный таможенный комитет как орган оперативного управления призван проводить в жизнь выработанную органами законодательного управления финансовую политику, разрабатывает инструкции, методические рекомендации, выполняет работу по оперативному финансовому планированию учету, анализу и контролю за финансовой деятельностью.

Государственный таможенный комитет осуществляет контроль за соблюдением налогового и таможенного  законодательства при перемещении  товаров через таможенную границу  Республики Беларусь.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь активно участвует в формировании и развитии звеньев управления финансами. К ним относятся:

1) выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование (финансовое право);

2) практическое применение форм финансовых отношений (финансовая деятельность, состоящая из составления и финансовых планов и финансовых прогнозов);

3) проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования (финансовый контроль).

Основные задачи и функции Государственного таможенного комитета Республики Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов»

 

 

1.2 Задачи и функции государственного таможенного комитета

 

Основные задачи ГТК по управлению финансами в пределах его компетенции:

  • проведение государственной таможенной политики, осуществление регулирования и управления в сфере таможенного дела и координация в этой сфере деятельности других республиканских органов государственного управления и иных организаций;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических интересов;
  • разработка и применение средств таможенного регулирования в целях развития торгово-экономических отношений Республики Беларусь;
  • организация и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь, развитию внешнеэкономической деятельности организаций и граждан, обеспечение реализации этих мер;
  • предупреждение и пресечение контрабанды, иных преступлений, административных правонарушений в сфере таможенного дела;
  • обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела.

На ГТК могут  быть возложены иные задачи в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и постановлениями  Совета Министров Республики Беларусь, принятыми в пределах его компетенции [18].

Функции ГТК по управлению финансами в пределах компетенции ГТК в соответствии с возложенными на него задачами:

  • разрабатывает и вносит в установленном порядке Президенту Республики Беларусь предложения о совершенствовании государственной таможенной политики;
  • информирует Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь об угрозах экономической безопасности Республики Беларусь;
  • разрабатывает и реализует утверждаемые Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь программы развития таможенного дела в Республике Беларусь;
  • принимает участие в разработке проектов нормативных правовых актов, определяющих правовой, экономический и организационный механизмы реализации государственной таможенной политики;
  • принимает участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;
  • принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в сфере таможенного дела;
  • по согласованию с Президентом Республики Беларусь создает, ликвидирует и реорганизует таможни, а также организации, подчиненные ГТК;
  • осуществляет руководство таможнями и организациями, подчиненными ГТК;
  • организует деятельность таможен по взиманию таможенных платежей, по контролю за правильностью их исчисления, своевременностью и полнотой уплаты, применяет меры по принудительному взысканию таможенных платежей в бюджет;
  • организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров;
  • вносит в установленном порядке предложения о совершенствовании мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • осуществляет ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, дает разъяснения по ее применению;
  • осуществляет ведение реестров таможенных агентов (представителей), таможенных перевозчиков, складов временного хранения и таможенных складов, объектов интеллектуальной собственности, банков и небанковских финансово-кредитных организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, лиц, обладающих статусом «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»;
  • определяет случаи представления таможенным органам документов, подтверждающих метрологические и иные характеристики товаров, а также документов, подтверждающих их загрузку в транспортные средства, в целях сокращения времени таможенного оформления экспортных товаров;
  • обеспечивает соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь;
  • устанавливает пункты таможенного оформления для производства таможенного оформления определенных видов товаров (за исключением пунктов ввоза и вывоза в случаях, установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь);
  • определяет порядок статистического декларирования в отношении перемещаемых товаров;
  • определяет формы документов, необходимых для таможенных целей, в том числе формы документов, касающихся операций таможенного контроля, таможенных режимов, таможенных процедур, порядок и сроки их представления таможенным органам, а также порядок их применения;
  • определяет порядок завершения таможенных процедур в соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь;
  • определяет порядок формирования, представления и использования для таможенных целей документов в электронном виде;
  • устанавливает сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь;
  • определяет особенности средств идентификации товаров и документов на них;
  • регулирует вопросы подтверждения фактического вывоза товаров;
  • устанавливает порядок таможенного оформления товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в случаях, определенных Таможенным кодексом Республики Беларусь;
  • принимает решение о недопущении к таможенной процедуре таможенного транзита перевозчика, неоднократно не исполнившего обязанности по перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в случаях, определенных Таможенным кодексом Республики Беларусь;
  • продлевает сроки проведения операций таможенного контроля в случаях, определенных Таможенным кодексом Республики Беларусь;
  • определяет перечни должностных лиц таможенных органов, уполномоченных принимать решение о проведении таможенного досмотра, должностных лиц таможенных органов, имеющих право на проведение таможенного осмотра помещений и территорий, а также утверждает форму предписания и акта осмотра;
  • организует работу по сбору и обработке сведений о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и их таможенном оформлении, разрабатывает методологию и организует ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
  • предоставляет данные таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь (в Палату представителей и Совет Республики), Совету Министров Республики Беларусь, иным государственным органам, определяемым законодательством, международным организациям в соответствии с законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь, публикует данные таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь в периодическом печатном издании ГТК;
  • определяет порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, а также формы отчетности, представляемой в отношении таких товаров;
  • заключает соглашения с иными государственными органами по вопросам организации взаимодействия в сфере борьбы с преступностью, в пределах своей компетенции взаимодействует с другими государственными органами и иными организациями по данным вопросам;
  • обеспечивает содействие компетентным органам Республики Беларусь в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;
  • организует работу по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых должностными лицами таможенных органов, работниками организаций, подчиненных ГТК, обеспечивает решение этих задач во взаимодействии с иными правоохранительными органами;
  • осуществляет в пределах своей компетенции оперативно-розыскную деятельность, дознание, производство по делам об административных правонарушениях и в установленном порядке привлекает лиц к ответственности за совершение административных правонарушений;
  • организует в пределах своей компетенции проведение таможенными органами таможенных проверок, утверждает методику проведения таможенных проверок и форму акта таможенной проверки;
  • в пределах своей компетенции в установленном порядке заключает международные договоры межведомственного характера с соответствующими государственными органами иностранных государств и (или) международными организациями, участвует в заключении иных международных договоров и осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями по вопросам таможенного дела, а также обеспечивает выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела;
  • обеспечивает единообразное применение таможенными органами и организациями, подчиненными ГТК, таможенного и иного законодательства;
  • организует в пределах своей компетенции валютный контроль, контролирует работу таможен при осуществлении ими валютного контроля;
  • определяет порядок использования предварительной информации о товарах, перемещаемых через таможенную границу;
  • организует и совершенствует функционирование системы управления рисками, определяет методику управления рисками;
  • участвует в организации экспортного контроля, обеспечивает контроль за вывозом стратегических материалов, а также культурных ценностей;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту права интеллектуальной собственности;
  • запрашивает и получает в установленном порядке от других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций и физических лиц необходимую информацию;
  • производит выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области таможенного дела, их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений в специальные разрешения (лицензии), приостановление, возобновление, продление срока действия специальных разрешений (лицензий), прекращение их действия, контроль за осуществлением лицензиатами деятельности в области таможенного дела, определяет порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;
  • организует консультирование и информирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;
  • в пределах своей компетенции в установленном порядке рассматривает обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц;
  • обеспечивает формирование, оптимизацию и развитие таможенной инфраструктуры, в пределах своей компетенции взаимодействует с другими государственными органами и иными организациями по данным вопросам;
  • в установленном порядке развивает материально-техническую базу таможен и организаций, подчиненных ГТК, выполняет функции государственного заказчика товаров (работ, услуг), организует и осуществляет финансирование таможен и организаций, подчиненных ГТК, в пределах выделенных бюджетных ассигнований, а также других источников, определенных законодательством;
  • разрабатывает порядок и нормы материально-технического обеспечения таможенных органов и организаций, подчиненных ГТК, и вносит их в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь, обеспечивает учет, хранение и расходование материальных и финансовых средств в соответствии с утвержденными порядком и нормами;
  • распоряжается в установленном порядке имуществом, закрепленным за таможенными органами и организациями, подчиненными ГТК;
  • организует и (или) участвует в проведении научных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях методического и научно-технического развития таможенных органов и организаций, подчиненных ГТК;
  • определяет техническую политику в части разработки, оснащения и внедрения в таможенных органах технических средств таможенного контроля, приборов радиационного контроля, средств телекоммуникации и связи;
  • разрабатывает, создает и использует информационные системы и информационные технологии в таможенных органах, определяет порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов;
  • организует бухгалтерский учет и отчетность в таможнях и организациях, подчиненных ГТК;
  • организует подбор, комплектование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов, работников организаций, подчиненных ГТК, проводит в пределах своей компетенции государственную кадровую политику в таможенных органах и организациях, подчиненных ГТК, формирует руководящий кадровый состав и его резерв;
  • организует идеологическую и воспитательную работу в таможенных органах;
  • обеспечивает правовую и социальную защиту должностных лиц таможенных органов, организаций, подчиненных ГТК, пенсионеров из числа должностных лиц таможенных органов, а также членов их семей;
  • учреждает в установленном порядке периодические печатные издания;
  • организует и осуществляет в пределах своей компетенции комплектование, учет, хранение и использование архивных документов [18].

Актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, принятыми в пределах его компетенции, на ГТК могут быть возложены иные функции.

Таким образом, центральным таможенным органом является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Он направляет, координирует и контролирует деятельность всех таможенных органов республики. Основными задачами ГТК являются проведение государственной таможенной политики, осуществление регулирования и управления в сфере таможенного дела и координация в этой сфере деятельности других республиканских органов, обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь и др. Функциями ГТК являются разработка и внесение в установленном порядке Президенту Республики Беларусь предложений о совершенствовании государственной таможенной политики, участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь и другие задачи, определенные нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

    

 

2 Структура таможенных органов в Республике Беларусь, их права и обязанности

 

2.1 Права и обязанности таможенных органов

 

Таможенными органами являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни.

Таможенные  органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему.

Государственному  таможенному комитету Республики Беларусь непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.

Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.

Создание и  ликвидация таможен осуществляются Государственным таможенным комитетом  Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, вправе определять компетенцию таможен  в части осуществления ими  отдельных функций, возложенных  на таможенные органы, совершения определенных таможенных операций, а также зоны их оперативной деятельности.

Таможни являются государственными органами, обладающими  правами юридического лица, и действуют  на основании положений, утверждаемых Государственным таможенным комитетом  Республики Беларусь [18].

Таможенные органы выполняют следующие основные функции по управлению финансами в пределах компетенции:

- осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

- взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;

- обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;

- осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера;

- обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

- ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;

- осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством;

- ведут таможенную статистику внешней торговли Республики Беларусь и специальную таможенную статистику (ПРИЛОЖЕНИЕ А, Б, В);

- обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

- осуществляют информирование и консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

- осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;

Информация о работе Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в системе управления финансами