Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:37, курсовая работа
Наиболее характерные черты кредитной сферы – перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли изменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Все эти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере.
Введение
Глава 1. Государственный кредит
1.1 Сущность и значение государственного кредита
1.2 Функции государственного кредита
1.3 Правовое регулирование государственного кредита
Глава 2. Государственные долги
2.1 Понятие государственного долга
2.2 Состав государственного долга
2.3 Государственный внутренний и внешний долг
Глава 3. Государственный кредит в России в современных условиях
Заключение
Список литературы
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
В федеральном бюджете на 2007 г. Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2007 г. Предусмотрен по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 842,1 млрд. руб., и соответственно верхний предел государственного внешнего долга РФ в сумме 123,7 млрд. долл., предельный размер государственных внешних заимствований (несвязанных финансовых кредитов) на 2007 г. – 1,29 млрд. долл. США.
Правительство РФ имеет право
осуществлять внешние и внутренние
заимствования с превышением
установленного федеральным законом
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год предельного объема
государственных внешних и
Сложившаяся неблагоприятная
Финансово-экономическая
На состояние государственного долга существенно влияет и совершенствование управления государственным кредитом – порядка и условий получения новых займов, размеров погашений и выплачиваемых по ним процентов.
Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему.
Россия в современных условиях выступает одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование – преимущественно военно-политический. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.
Такое состояние, на первый взгляд легко решаемое – получить долги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками – на деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.
Внешний государственный
долг России достался ей в наследство
от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины,
доверили России на определенных условиях
обслуживания своего внешнего государственного
долга. Общий суммарный долг всех
стран СНГ иностранным
Практически Россия может
ежегодно выплачивать своим кредиторам
не более 2,5 миллиардов долларов в год,
что приблизительно равно сумме
ежегодных процентов по внешней
задолженности. В 1993 году Парижский
клуб (объединяет всех государственных
кредиторов на международном уровне)
и Лондонский клуб (объединяют частных
кредиторов, преимущественно
«В течение 1999 года Министерство финансов РФ осуществляло гибкую политику управления государственным долгом, направленную, прежде всего, на оптимизацию объема новых заимствований для финансирования дефицита государственного бюджета, а также достижение договоренностей с иностранными кредиторами о частичном списании и реструктуризации внешнего долга бывшего СССР».
Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику государственного долга, отражены в таблице №1,2 (см. приложение).
Можно выделить следующие особенности, связанные с нынешним состоянием государственного долга.
1. Государственный долг России увеличивается в целом за квартал на 30 млрд.
2. На государственный
долг списывается все текущее
бюджетное недофинансирование
3. Центральный банк
4. Отсутствует средне – и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух – трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.
5. Рынок российских
6. Понятия внутреннего
и внешнего долга постепенно
смыкаются. Этот процесс
Основными проблемами, связанными с нынешним состоянием государственного внешнего долга являются.
1. Принципиально разные
правовые и экономические
2. Серьезная проблема, связанная
с долгом бывшего СССР, обусловлена
той ролью, которую
3. Операции правительства
по размещению еврооблигаций,
а также реализуемые
Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с российскими внешними долгами и активами, необоснованно закрывается и практически недоступна.
Внешний долг Российской Федерации формировался в неблагоприятных экономических и политических условиях, а также в значительной степени унаследован от бывшего СССР.
Специфика формирования внешнего долга России обуславливает особенности его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Более 42% внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами – членами Парижского клуба, другими странами – официальными кредиторами. Кроме того, порядка 6 млрд. долл. (около 5%) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего валютного займа – ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т.д.), весьма затруднительно.
Необходимо изменение
акцента в деятельности по управлению
внешним долгом России на проведение
внешних государственных
Таким образом, можно сделать
вывод, что в основе управления государственным
долгом в странах мира лежат различные
теории и осуществляются эти модели
в различных конкретно-
В заключительной части мне
бы хотелось коснуться тенденций
развития кредита в современных
условиях, роли кредита в условиях
роста финансовых рынков. Как известно,
в 80-х годах в кредитной
Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями выступает не одно, а несколько лиц. Приоритетным методом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке да и сама система кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран.
В нашей стране необходимо активно развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.
Назначение же государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Информация о работе Государственный кредит: сущность и значение для развития страны