Государственный кредит: сущность и значение для развития страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Наиболее характерные черты кредитной сферы – перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли изменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Все эти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственный кредит
1.1 Сущность и значение государственного кредита
1.2 Функции государственного кредита
1.3 Правовое регулирование государственного кредита
Глава 2. Государственные долги
2.1 Понятие государственного долга
2.2 Состав государственного долга
2.3 Государственный внутренний и внешний долг
Глава 3. Государственный кредит в России в современных условиях
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик по финансам.docx

— 58.05 Кб (Скачать)

К размещению долговых обязательств прибегают правительства как развивающихся, так и развитых стран. Наличие долгов для государства является своего рода стимулом экономического развития, оптимизации расходов, четкости разработки и реализации налоговых реформ, создания предпосылок роста инвестиционной активности и т.д.

Долг – это сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату.

В западной экономической  литературе долг рассматривается в  классификации общественной и частной  задолженности.

Общественный долг подразделяется на государственный долг (суверенный долг) и долг органов государственной  власти более низкого уровня – муниципальный долг.

В условиях федеративного  государства долги субъектов  Федерации и местных органов  власти объединены в понятие «субсуверенный долг».

Частный долг включает долги финансового и нефинансового секторов.

На основании этой классификации  схематично задолженность государства  может быть представлена в следующем  виде:

1. Общественный долг

2. Частный долг

3. Суверенный долг

4. Субсуверенный долг

5. Муниципальный долг

Весь долг в рамках национальной экономики можно условно классифицировать следующим образом:

1) государственный долг (долг  центрального правительства);

2) муниципальный долг (долг  субъектов местной власти);

3) долг нефинансовых организаций.

В соответствии с оценкой  экономистов развитых стран государственный  и муниципальный долг является долгом государственной власти разного  уровня перед другими секторами  народного хозяйств. В общую сумму  государственного и муниципального долга включается сумма задолженности  одного государственного органа перед  другим.

Вся сумма непогашенных обязательств государства составляет капитальный  государственный долг. Расходы по его обслуживанию и погашение  обязательств, срок оплаты по которым  наступил, образуют текущий государственный  долг.

В мировой практике определено оптимальное соотношение роста  государственного долга с ростом экономики. Считается, что чем выше темпы экономического роста и  ниже реальные процентные ставки, тем  свободнее и без очевидных  проблем государство может использовать займы для финансирования своих  расходов.

В случае отрицательного роста  образуются значительные трудности  в обслуживании государственных  долговых обязательств и возможности  привлечения новых займов.

Если доходность государственных  облигаций соответствует темпу  роста валового национального продукта (ВНП), то процентное отношение обслуживания долга будет находиться в соответствии с ростом вновь возникающей задолженности.

Если темп роста долга  превышает рост ВНП и существует тенденция к его снижению, то государство  вынуждено увеличивать налоги с  тем, чтобы обеспечить дополнительные доходы бюджета для финансирования обязательств.

Допустимым считается  кратковременное (не более двух лет) превышение темпов роста долга над  уровнем ВНП. В данном случае рост государственной задолженности  может явиться стимулирующим  фактором развития экономики.

В современной экономической  науке выделено четыре основные концепции  сбалансированности бюджета и государственного долга:

1) теория ежегодно балансируемого бюджета. Суть ее – ежегодное балансирование бездефицитного бюджета;

2) теория автоматически  стабилизирующейся экономической  политики. Также предполагается  балансировка на протяжении всего  экономического цикла, но с  использованием встроенных стабилизаторов;

3) теория компенсирующегося  бюджета. Здесь обосновывается  невозможность ухода от дефицита  бюджета и отказа от государственных  заимствований для стран, находящихся  в постоянно растущей стагнации.

Государственный долг-это  совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период.

Государственный долг является наиболее часто используемым инструментом финансирования государственных расходов. Однако злоупотребление таким способом финансирования расходов государства  может привести к негативным последствиям.

2.2 Состав государственного  долга

Государственный кредит имеет  следующие формы: государственные  займы, гарантированные займы. Государственные  займы осуществляются путем эмиссии  и размещения ценных бумаг, получения  иностранного кредита. Гарантированные  займы федерального правительства  под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов Федерации либо хозяйствующими субъектами, выступают  в форме условного государственного долга.

Различают капитальный государственный  долг и текущий.

Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года), т. Е. непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые могут быть присоединены к основному долгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).

Государственный долг подразделяется на государственный долг РФ и государственный  долг субъектов Федерации.

Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В соответствии с законодательством  состав государственного долга РФ может  включать долговые обязательства в  форме:

• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени  кредитных организаций, иностранных  государств и международных финансовых организаций в пользу указанных  кредиторов;

• государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов.

Государственный долг субъекта Федерации – совокупность долговых обязательств субъекта, которые полностью обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим казну субъекта.

Государственный долг субъекта Федерации может включать долговые обязательства в форме:

• государственных займов субъекта, осуществляемых путем выпуска  ценных бумаг субъекта;

• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта на основе принятых законов субъекта;

• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных  от имени субъекта, о пролонгации  и реструктуризации долговых обязательств субъектов прошлых лет.

Долговые обязательства  РФ и субъекта Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями  займов и не могут превышать 30 лет.

Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства  муниципального образования могут  существовать в форме:

• кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным  образованием;

• займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

• договора о предоставлении муниципальных гарантий, договоров  поручительства муниципального образования  по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

Долговые обязательства  муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями  заимствований и не могут превышать 10 лет.

2.3 Государственный внутренний и внешний долг

Функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного долга. Капитальный  государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам; текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государство, широко используя  свои возможности для привлечения  дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает задолженность, как внутреннюю, так и иностранным  кредиторам, что ведет к росту  государственного долга, как внутреннего, так и внешнего.

Активность государства  в качестве заемщика служит индикатором  состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит  дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга  в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, свидетельствует о финансовом кризисе в стране.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ под государственным  долгом понимаются долговые обязательства  Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Таким образом, следует различать  не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный  долг, который включает задолженность  не только Правительства РФ, но и  органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности  по долговым обязательствам национально-территориальных  Образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально- государственных и административно-территориальных  образований РФ и условия их выпуска  определяются самостоятельно на местах.

Как отмечалось, в зависимости  от места размещения займы делятся  на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и  физические лица, являющиеся резидентами  данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств  выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются  на иностранных фондовых рынках в  валюте других государств. При их размещении учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Долговые обязательства  Российской Федерации погашаются в  сроки, которые определены конкретными  условиями займа и не могут  превышать 30 лет. Изменение условий  выпущенного в стране государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, а  также срока обращения не допускается.

В последние годы заемная  деятельность Правительства РФ на рынке  ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования  кредитов ЦБ РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения  средств выпускались высокодоходные ценные бумаги.

В результате в предкризисный 2007г. Период возникла парадоксальная ситуация: самые надежные гocyдapcтвeнные бумаги являлись одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, направлялась не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит стал оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом. В общих расходах федерального бюджета на 2007 г. Расходы, связанные с обслуживанием государственного долга (с учетом направления части профицита бюджета), занимали более 14%, в то время как еще в 2007 г. На них приходилось, хотя и немало.

Расходы на обслуживание государственного долга в государственном федеральном  бюджете на 2003 г. Предусмотрены в сумме 277,5 млрд. руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 57,5 млрд. руб. и государственного внешнего долга – 220,0 млрд. руб.

Информация о работе Государственный кредит: сущность и значение для развития страны