Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:37, курсовая работа
Наиболее характерные черты кредитной сферы – перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли изменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Все эти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере.
Введение
Глава 1. Государственный кредит
1.1 Сущность и значение государственного кредита
1.2 Функции государственного кредита
1.3 Правовое регулирование государственного кредита
Глава 2. Государственные долги
2.1 Понятие государственного долга
2.2 Состав государственного долга
2.3 Государственный внутренний и внешний долг
Глава 3. Государственный кредит в России в современных условиях
Заключение
Список литературы
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Кафедра финансов и кредита
Тема: «Государственный кредит: сущность и значение для развития страны»
Новосибирск,2012
Оглавление
Введение
Глава 1. Государственный кредит
1.1 Сущность и значение государственного кредита
1.2 Функции государственного кредита
1.3 Правовое регулирование государственного кредита
Глава 2. Государственные долги
2.1 Понятие государственного долга
2.2 Состав государственного долга
2.3 Государственный внутренний и внешний долг
Глава 3. Государственный кредит в России в современных условиях
Заключение
Список литературы
Введение
В своей курсовой работе я обратилась к теме « Государственный кредит: сущность и значение для развития страны» неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. «В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций».
Наиболее характерные черты кредитной сферы – перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли изменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Все эти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы (и не только), направленную на создание кредитных учреждений на акционерной основе. В нашей стране развились новые формы кредитов, таких как потребительский, коммерческий, различные формы аренды, в частности лизинг. Это ускорило развитие экономики нашей страны, сделало ее более эффективной.
Из истории известно, что правительство России еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины восемнадцатого века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.
В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита:
Постепенно крупнейшим должником банковской системы становится царское правительство. К 1861 г. Государственный долг составлял внушительную сумму – 1264 млн. рулей. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50 млн. рублей. Или почти 15% бюджетных расходов.
История государственного кредита
показывает, что причиной оформления
заемных операций выступает наличие
бюджетного дефицита. Испытывая потребность
в дополнительных финансовых ресурсах,
правительство не отказывается от возможности
мобилизации дополнительного
Глава 1. Государственный кредит
1.1 Сущность и
значение государственного
Экономическое содержание государственных финансов неоднородно, так как отдельные обособленные звенья выполняют специфические, присущие только им функции. Одно из таких звеньев – государственный кредит. Государственное кредитование представляет собой совокупность финансовых отношений, при которых государство осуществляет, как правило, привлечение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций и фондов на условиях возвратности, срочности и платности. В данных условиях кредитных отношений государство является заемщиком. В то же время государство может выступать в роли кредитора. Например, государство может стать гарантом, принимая на себя ответственность за погашение кредитов, полученных органами государственной власти территорий и хозяйствующими субъектами.
В условиях государственного кредита денежные средства, взятые взаймы, поступают в распоряжение органов государственной власти и представляют собой дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на финансирование бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним являются средства бюджета. Государственный кредит, связанный с функционированием политической надстройки и движением бюджетных средств, выражает часть финансовых отношений общества. Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства.
Государственный кредит отличается
от банковского и с учетом принципа
обеспеченности ссуд. Так, если для
банковского кредита
Государственные займы на уровне страны не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность.
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов государством за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения и предприятий (организаций) это одна из сторон государственно-кредитных отношений. Вторая их сторона – финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных поступлений. Таким образом, привлечение и возврат средств в виде государственного кредита выражают перераспределительные отношения в рамках экономической системы.
Использование государственного кредита на удовлетворение потребностей общества является объективной необходимостью, которая обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, финансирование социальной сферы, выполнение государством своих функций по обороне страны и управлению ею, обслуживание государственного долга и осуществление международной деятельности требуют постоянного роста расходов бюджета. Доходы же государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом – уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.
Теоретически финансировать бюджетный дефицит можно тремя способами. Первый из них связан с повышением доходов государства за счет роста налоговых ставок. Но такая мера неприемлема как по экономическим, так и по политическим соображениям. Рост налогов означает сокращение как прибылей, так и реальных доходов населения, а также снижает стимулы к инвестированию, что, в свою очередь, сокращает спрос на рабочую силу и ведет к росту безработицы.
Второй способ – это дополнительная эмиссия денег. Эта мера ослабляет влияние бюджетного дефицита на экономику, но создает сильное инфляционное давление и еще более негативно воздействует на экономику, чем первый. Поэтому следует избегать частых эмиссий.
Третий способ значительно безопаснее для государства. Это покрытие дефицита посредством займов необходимых средств на рынках ссудных капиталов, т.е. за счет роста государственного долга.
Использование методов без инфляционного покрытия бюджетного дефицита дает правительству один из наиболее гибких инструментов регулирования экономических и социальных процессов, поскольку:
• государственная задолженность позволяет ослабить постоянные противоречия между величиной потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджетных средств;
• государственные займы, являясь источником мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, могут служить важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны;
• стратегия управления
государственным долгом и адекватная
ей стратегия в области
Однако государственный
долг является либо элементом' государственного
регулирования экономики, связанным
с обеспечением прогрессивных сдвигов
в структуре общественного
Государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Распределительная функция.
Через эту функцию осуществляется
формирование централизованных денежных
фондов государства или их использование
на принципах срочности, платности
и возвратности. Выступая в качестве
заемщика, государство обеспечивает
дополнительные средства для финансирования
своих расходов. В промышленно
развитых странах государственные
займы являются основным источником
финансирования бюджетного дефицита.
В современных условиях поступления
от государственных займов стали
вторым после налогов методом
финансирования, расходов бюджета. Последнее
объясняется более быстрым
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Таким образом, положительное воздействие
распределительной функции
Налоги являются основным, но не единственным
источником финансирования расходов,
связанных с обслуживанием и
погашением государственного долга. Источники
финансирования этих расходов зависят
от направления использования
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Усиление тяжести налогового бремени,
вызванное заимствованиями
Информация о работе Государственный кредит: сущность и значение для развития страны