2.
1. Управление государственным
кредитом и государственным
долгом
Управление
государственным кредитом — одно
из направлений финансовой политики
государства, связанное с обеспечением
этой деятельности в качестве заемщика,
кредитора и гаранта. Это совокупность
действий государства, связанных с
обслуживанием и погашением государственного
долга, выпуском и размещением новых
займов, поддержанием вторичного рынка
долговых обязательств, регулированием
рынка государственного кредита. Регулируют
и осуществляют эту деятельность
Министерство финансов РФ и Центральный
банк РФ, которые определяют общий
объем бюджетного дефицита, объем
и характер займов, необходимых для
его финансирования, разрабатывают
кредитную политику и ее институциональное
обеспечение.
Управление государственным кредитом
направлено на достижение экономических,
социальных и политических целей,
которые определяются тенденциями
общественного прогресса и современным
состоянием экономики страны. В
числе основных экономических
целей — обеспечение экономической
стабилизации и роста производства,
поддержание его конкурентоспособности
на мировом рынке; социальные
цели подразумевают обеспечение
социальной стабильности и социального
прогресса; политические цели
формулируются исходя из идеи
поддержания стабильности функционирования
политической системы и обеспечения
национальной безопасности. Достижение
этих целей в немалой степени
связано с управлением государственным
долгом, в особенности внешним,
состояние которого, как показывает
мировая практика, во многом определяет
не только экономическую независимость
страны, но и сохранение ее
национального суверенитета, что
особенно актуально и для современной
России.
Соответственно определяются и
ранжируются задачи, которые предназначена
решить система управления государственным
кредитом в России переходного
периода:
(а) минимизация стоимости долга
для заемщика;
(б) эффективное использование
привлеченных средств, создание
соответствующей системы учета
и контроля;
(в) усиление инвестиционного
характера займов;
(г) регулирование объемов заемных
обязательств государства и поддержание
их курса;
(д) привлечение средств на
самых выгодных для эмитента
условиях;
(е) определение приоритетов кредитной
политики государства, обеспечение
своевременного возврата предоставленных
кредитов.
В системе действий по управлению
государственным кредитом важнейшим
является обслуживание и погашение
государственного долга, поскольку
все затраты такого рода осуществляются
за счет бюджетных средств,
создавая для него дополнительную
нагрузку, а несвоевременность выплат
ведет к увеличению суммы долга
за счет штрафных санкций. Лишь
в случае инвестиционных займов
обслуживание и погашение обязательств
осуществляются за счет доходов
от проекта.
Основная задача управления государственным
долгом России — изменение
долговой стратегии и переход
от курса на отсрочку платежей
к курсу на сокращение долга.
В силу сложившихся обстоятельств
в наибольшей степени это относится
к внешнему долгу. И здесь
целесообразно обратиться к современному
мировому опыту конверсионных
финансовых методов урегулирования
внешней задолженности, как наиболее
гибких и адекватных современному
состоянию и кредитным возможностям
России. Финансовый механизм конверсионной
схемы состоит в ликвидации
части внешней задолженности
путем ее обмена на национальные
активы — национальную валюту,
облигации, акции, товары, финансовые
активы и т. п. Наиболее приемлемым
для России могут быть следующие
варианты:
1. Долг в обмен на экспорт.
Имеется в виду не сырьевой
экспорт, а экспорт готовой
продукции. Этот вариант позволяет
поддержать конкурентоспособные
производства в стране, развивать
экспорт, осваивать новые рынки
сбыта, а следовательно, сохранять
рабочие места, обеспечивать поступление
налогов и погашение долгов, а
также финансирование инвестиций.
Важно поддерживать отрасли, имеющие
значительный экспортный потенциал
(космическая, алюминиевая, авиационная
промышленность и др.), которые
уже сейчас выпускают продукцию,
соответствующую мировым стандартам
и могут способствовать росту
экономики в целом.
2. Долг в обмен на собственность.
Этот вариант проводится, как
правило, в рамках программы
приватизации, а также предполагает
обмен долговых обязательств
на акции приватизируемых предприятий
и привлечение стратегических
инвесторов. В этом случае важно
провести оценку стоимости отечественных
предприятий в соответствии со
стандартами мирового рынка, а
обмен долговых обязательств
на акции должен осуществляться
по выгодному для России курсу.
Важно определить также доли
акций (компаний) в собственности
при конверсии долга.
3. Долг в обмен на налоги. В
этом случае предполагается законодательное
установление таких налоговых
льгот для инвесторов — держателей
внешнего долга, которые побудили
бы их к инвестициям. Разрешение
на конверсию должно предоставляться
только при осуществлении инвестиций,
важных для экономики России.
В этом случае внешний долг
будет погашаться за счет будущих
доходов.
4. Выплата процентных платежей
по внешнему государственному
долгу в местной валюте. Этот
вариант используется в мировой
практике в отдельных случаях.
Выплаты осуществляются по привлекательному
для кредиторов курсу, но перевод
денег в счет процентных платежей
осуществляется на специальные
инвестиционные счета в отечественных
банках, причем средства с этих
счетов могут быть направлены
только для осуществления прямых
инвестиций в экономику должника.
Все иные манипуляции с такого
рода средствами и доходами
от этих инвестиций могут осуществляться
лишь по истечении установленного
в договоре конверсии срока
(как минимум — через год).
5. Долг в обмен на наличные.
Предполагает выкуп долга с
дисконтом на вторичном рынке
внешних долговых обязательств.
В этом случае уменьшается
номинальный долг и имеет место
экономия на будущих процентных
выплатах. Процедура этой операции
такова: правительство назначает
агента, обладающего достаточным
опытом по купле-продаже внешних
долгов (как правило, это крупный
коммерческий банк) и устанавливает
дисконт к номиналу долга, согласно
которому оно готово выкупить
у агента купленные им долги.
6. Реструктуризация долга. Этот
способ регулирования задолженности
весьма распространен в современных
условиях. Под реструктуризацией
понимается погашение долговых
обязательств с одновременным
осуществлением заимствований (принятием
на себя других долговых обязательств)
в объемах погашаемых долговых
обязательств с установлением
иных условий обслуживания долгов
и сроков их погашения. Реструктуризация
долга может быть осуществлена
с частичным списанием (сокращением)
суммы основного долга. Многие
из описанных приемов нашли
применение при выводе России
из дефолта 1998 г. В частности,
можно упомянуть о таких методах,
как:
(а) реструктуризация облигационных
займов в облигации с более
поздним сроком погашения;
(б) ведение переговоров с кредиторами
с целью отсрочки платежей;
(в) использование различных схем
взаимозачетов для снижения задолженности
по займам;
(г) привлечение кредитов банков
для платежей по облигациям;
(д) прием облигаций в счет
налоговых платежей, в обмен на
жилищные сертификаты и т. п.;
(е) выкуп своих обязательств
с дисконтом;
(ж) досрочный выкуп своих обязательств.
Под управлением государственным
долгом понимается совокупность
действий государства в лице
его уполномоченных органов по
регулированию величины, структуры
и стоимости обслуживания государственного
долга. Цель управления государственным
долгом — нахождение оптимального
соотношения между потребностями
государства в дополнительных
финансовых ресурсах и затратами
по их привлечению, обслуживанию
и погашению. В основу управления
государственным долгом положены
следующие принципы:
• безусловность — обеспечение
точного и своевременного выполнения
обязательств государства перед
инвесторами и кредиторами без
выставления дополнительных условий;
• единство учета — учет
в процессе управления государственным
долгом всех видов ценных бумаг,
эмитированных федеральными органами
власти, органами власти субъектов
федерации и органами местного
самоуправления;
• единство долговой политики
— обеспечение единого подхода
в политике управления государственным
долгом со стороны федерального
центра по отношению к субъектам
федерации и муниципальным образованиям;
• согласованность — обеспечение
максимально возможной гармонизации
интересов кредиторов и государства-заемщика;
• снижение рисков — выполнение
всех необходимых действий, позволяющих
снизить как риски кредитора,
так и риски инвестора;
• оптимальность — создание
такой структуры государственных
займов, чтобы выполнение обязательств
по ним было сопряжено с
минимальными затратами и минимальным
риском, а также оказывало наименьшее
отрицательное влияние на экономику
страны;
• гласность — предоставление
достоверной, своевременной и
полной информации о параметрах
займов всем заинтересованным
в ней пользователям.
Управление государственным долгом,
как и всякое управление, имеет
четыре составляющие: прогнозирование,
планирование, анализ и контроль.
Однако эти функции управления
могут быть конкретизированы
применительно к государственному
долгу. Понятие управления государственным
долгом может рассматриваться
в широком и узком смысле. Управление
государственным долгом в широком
смысле предполагает:
. формирование политики в отношении
государственного долга;
. определение основных показателей
и предельных значений государственной
задолженности;
. определение основных направлений
воздействия на микро- и макроэкономические
показатели;
. определение приоритетных направлений
использования привлеченных ресурсов
и т.д.
Политика в отношении государственного
долга и его верхний предел
определяются законодательными
органами власти, а оперативное
управление им осуществляет исполнительная
власть. Управление государственным
долгом в узком смысле предполагает
определение условий выпуска,
обращения и погашения конкретных
государственных ценных бумаг.
Еще более узкая трактовка
управления государственным долгом
предполагает регулирование состава
и структуры совокупного государственного
долга при его неизменной величине.
Заключение
Государственный и муниципальный
кредит представляют собой отношения,
по которым Российская Федерация,
субъект РФ или муниципальное
образование являются кредиторами
или заемщиками.
Функции государственного и муниципального
кредита непосредственно вытекают
из его сущности. Как элемент
финансовой системы, государственный
кредит выполняет распределительную,
регулирующую и контрольную функции.