Государственный и муниципальный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.

Содержание

Введение 3
1. Понятие государственного и муниципального кредита 5
1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования 12
1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита 14
1.3.Формы государственного кредита 19
2. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития 22
2. 1. Управление государственным кредитом и государственным долгом 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 64.15 Кб (Скачать)

2. 1. Управление государственным кредитом и государственным долгом

    

    Управление  государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением этой деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с  обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых  займов, поддержанием вторичного рынка  долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный  банк РФ, которые определяют общий  объем бюджетного дефицита, объем  и характер займов, необходимых для  его финансирования, разрабатывают  кредитную политику и ее институциональное  обеспечение.

     Управление государственным кредитом  направлено на достижение экономических,  социальных и политических целей,  которые определяются тенденциями  общественного прогресса и современным  состоянием экономики страны. В  числе основных экономических  целей — обеспечение экономической  стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности  на мировом рынке; социальные  цели подразумевают обеспечение  социальной стабильности и социального  прогресса; политические цели  формулируются исходя из идеи  поддержания стабильности функционирования  политической системы и обеспечения  национальной безопасности. Достижение  этих целей в немалой степени  связано с управлением государственным  долгом, в особенности внешним,  состояние которого, как показывает  мировая практика, во многом определяет  не только экономическую независимость  страны, но и сохранение ее  национального суверенитета, что  особенно актуально и для современной  России.

     Соответственно определяются и  ранжируются задачи, которые предназначена  решить система управления государственным  кредитом в России переходного  периода: 

    (а) минимизация стоимости долга  для заемщика;

    (б) эффективное использование  привлеченных средств, создание  соответствующей системы учета  и контроля;

    (в) усиление инвестиционного  характера займов;

    (г) регулирование объемов заемных  обязательств государства и поддержание  их курса; 

    (д) привлечение средств на  самых выгодных для эмитента  условиях;

    (е) определение приоритетов кредитной  политики государства, обеспечение  своевременного возврата предоставленных  кредитов.

     В системе действий по управлению  государственным кредитом важнейшим  является обслуживание и погашение  государственного долга, поскольку  все затраты такого рода осуществляются  за счет бюджетных средств,  создавая для него дополнительную  нагрузку, а несвоевременность выплат  ведет к увеличению суммы долга  за счет штрафных санкций. Лишь  в случае инвестиционных займов  обслуживание и погашение обязательств  осуществляются за счет доходов  от проекта. 

     Основная задача управления государственным  долгом России — изменение  долговой стратегии и переход  от курса на отсрочку платежей  к курсу на сокращение долга.  В силу сложившихся обстоятельств  в наибольшей степени это относится  к внешнему долгу. И здесь  целесообразно обратиться к современному  мировому опыту конверсионных  финансовых методов урегулирования  внешней задолженности, как наиболее  гибких и адекватных современному  состоянию и кредитным возможностям  России. Финансовый механизм конверсионной  схемы состоит в ликвидации  части внешней задолженности  путем ее обмена на национальные  активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые  активы и т. п. Наиболее приемлемым  для России могут быть следующие  варианты:

    1. Долг в обмен на экспорт.  Имеется в виду не сырьевой  экспорт, а экспорт готовой  продукции. Этот вариант позволяет  поддержать конкурентоспособные  производства в стране, развивать  экспорт, осваивать новые рынки  сбыта, а следовательно, сохранять  рабочие места, обеспечивать поступление  налогов и погашение долгов, а  также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие  значительный экспортный потенциал  (космическая, алюминиевая, авиационная  промышленность и др.), которые  уже сейчас выпускают продукцию,  соответствующую мировым стандартам  и могут способствовать росту  экономики в целом. 

    2. Долг в обмен на собственность.  Этот вариант проводится, как  правило, в рамках программы  приватизации, а также предполагает  обмен долговых обязательств  на акции приватизируемых предприятий  и привлечение стратегических  инвесторов. В этом случае важно  провести оценку стоимости отечественных  предприятий в соответствии со  стандартами мирового рынка, а  обмен долговых обязательств  на акции должен осуществляться  по выгодному для России курсу.  Важно определить также доли  акций (компаний) в собственности  при конверсии долга. 

    3. Долг в обмен на налоги. В  этом случае предполагается законодательное  установление таких налоговых  льгот для инвесторов — держателей  внешнего долга, которые побудили  бы их к инвестициям. Разрешение  на конверсию должно предоставляться  только при осуществлении инвестиций, важных для экономики России. В этом случае внешний долг  будет погашаться за счет будущих  доходов. 

    4. Выплата процентных платежей  по внешнему государственному  долгу в местной валюте. Этот  вариант используется в мировой  практике в отдельных случаях.  Выплаты осуществляются по привлекательному  для кредиторов курсу, но перевод  денег в счет процентных платежей  осуществляется на специальные  инвестиционные счета в отечественных  банках, причем средства с этих  счетов могут быть направлены  только для осуществления прямых  инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого  рода средствами и доходами  от этих инвестиций могут осуществляться  лишь по истечении установленного  в договоре конверсии срока  (как минимум — через год).

    5. Долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с  дисконтом на вторичном рынке  внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается  номинальный долг и имеет место  экономия на будущих процентных  выплатах. Процедура этой операции  такова: правительство назначает  агента, обладающего достаточным  опытом по купле-продаже внешних  долгов (как правило, это крупный  коммерческий банк) и устанавливает  дисконт к номиналу долга, согласно  которому оно готово выкупить  у агента купленные им долги. 

    6. Реструктуризация долга. Этот  способ регулирования задолженности  весьма распространен в современных  условиях. Под реструктуризацией  понимается погашение долговых  обязательств с одновременным  осуществлением заимствований (принятием  на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых  обязательств с установлением  иных условий обслуживания долгов  и сроков их погашения. Реструктуризация  долга может быть осуществлена  с частичным списанием (сокращением)  суммы основного долга. Многие  из описанных приемов нашли  применение при выводе России  из дефолта 1998 г. В частности,  можно упомянуть о таких методах,  как: 

    (а) реструктуризация облигационных  займов в облигации с более  поздним сроком погашения; 

    (б) ведение переговоров с кредиторами  с целью отсрочки платежей;

    (в) использование различных схем  взаимозачетов для снижения задолженности  по займам;

    (г) привлечение кредитов банков  для платежей по облигациям;

    (д) прием облигаций в счет  налоговых платежей, в обмен на  жилищные сертификаты и т. п.;

    (е) выкуп своих обязательств  с дисконтом; 

    (ж) досрочный выкуп своих обязательств.

      Под управлением государственным  долгом понимается совокупность  действий государства в лице  его уполномоченных органов по  регулированию величины, структуры  и стоимости обслуживания государственного  долга. Цель управления государственным  долгом — нахождение оптимального  соотношения между потребностями  государства в дополнительных  финансовых ресурсах и затратами  по их привлечению, обслуживанию  и погашению. В основу управления  государственным долгом положены  следующие принципы:

    • безусловность — обеспечение  точного и своевременного выполнения  обязательств государства перед  инвесторами и кредиторами без  выставления дополнительных условий;

    • единство учета — учет  в процессе управления государственным  долгом всех видов ценных бумаг,  эмитированных федеральными органами  власти, органами власти субъектов  федерации и органами местного  самоуправления;

    • единство долговой политики  — обеспечение единого подхода  в политике управления государственным  долгом со стороны федерального  центра по отношению к субъектам  федерации и муниципальным образованиям;

    • согласованность — обеспечение  максимально возможной гармонизации  интересов кредиторов и государства-заемщика;

    • снижение рисков — выполнение  всех необходимых действий, позволяющих  снизить как риски кредитора,  так и риски инвестора;

    • оптимальность — создание  такой структуры государственных  займов, чтобы выполнение обязательств  по ним было сопряжено с  минимальными затратами и минимальным  риском, а также оказывало наименьшее  отрицательное влияние на экономику  страны;

    • гласность — предоставление  достоверной, своевременной и  полной информации о параметрах  займов всем заинтересованным  в ней пользователям. 

     Управление государственным долгом, как и всякое управление, имеет  четыре составляющие: прогнозирование,  планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления  могут быть конкретизированы  применительно к государственному  долгу. Понятие управления государственным  долгом может рассматриваться  в широком и узком смысле. Управление  государственным долгом в широком  смысле предполагает:

    . формирование политики в отношении  государственного долга;

    . определение основных показателей  и предельных значений государственной  задолженности;

    . определение основных направлений  воздействия на микро- и макроэкономические  показатели;

    . определение приоритетных направлений  использования привлеченных ресурсов  и т.д. 

      Политика в отношении государственного  долга и его верхний предел  определяются законодательными  органами власти, а оперативное  управление им осуществляет исполнительная  власть. Управление государственным  долгом в узком смысле предполагает  определение условий выпуска,  обращения и погашения конкретных  государственных ценных бумаг.  Еще более узкая трактовка  управления государственным долгом  предполагает регулирование состава  и структуры совокупного государственного  долга при его неизменной величине.

 

Заключение

   

     Государственный и муниципальный  кредит представляют собой отношения,  по которым Российская Федерация,  субъект РФ или муниципальное  образование являются кредиторами  или заемщиками.

    Функции государственного и муниципального  кредита непосредственно вытекают  из его сущности. Как элемент  финансовой системы, государственный  кредит выполняет распределительную,  регулирующую и контрольную функции.  

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит