Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:06, курсовая работа
Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.
Введение 3
1. Понятие государственного и муниципального кредита 5
1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования 12
1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита 14
1.3.Формы государственного кредита 19
2. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития 22
2. 1. Управление государственным кредитом и государственным долгом 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 37
• проведение региональной финансово-кредитной политики по выравниванию социально-экономического уровня регионов;
• решение муниципальными образованиями их неотложных социально-экономических задач;
• поддержка развития важнейших для страны отраслей хозяйства.
Госкредит выполняет три основные функции — распределительную, регулирующую и контрольную.
В рамках распределительной функции происходит перераспределение ресурсов в соответствии как с общими потребностями экономики, так и для осуществления тех или иных социально-экономических процессов. Ресурсы перераспределяются между:
•
различными уровнями бюджетной системы
(федеральным и региональными
бюджетами, региональным бюджетом и
бюджетами муниципальных
• международными финансово-кредитными организациями и федеральным бюджетом;
• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.
Регулирующая функция означает, что, предоставляя на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования средства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативности применения бюджетных ссуд. Действительно, практика показывает большую эффективность использования средств, выделенных именно на возвратной и платной основе, по сравнению с использованием безвозвратных и бесплатных ассигнований.
Указанные принципы кредитования обеспечивают эффективное использование средств, полученных РФ от зарубежных кредиторов на финансирование бюджетных дефицитов, проведение структурной политики и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.
Контрольная
функция государственного и муниципального
кредита обеспечивает целевое и
эффективное использование
• мониторинг движения денежных средств через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
• проверка соблюдения условий кредитных соглашений;
• контроль за целевым использованием заемщиком полученных средств;
• проверка выполнения принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и пр.
Госкредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами.
В
макроэкономическом аспекте госкредит
может иметь весьма неблагоприятные
последствия в случае неверно
выбранной стратегии и тактики
его использования как
Госкредит
способствует правильной организации
сбережений, является источником увеличения
денежных доходов держателей государственных
ценных бумаг и вкладчиков банков,
создает условия для большей
сбалансированности доходов и расходов
населения, организаций, предприятий
и государственного бюджета, является
одним из решающих факторов стабилизации
денежного обращения и
Главное
же, для чего используется госкредит
в макроэкономическом смысле, –
покрытие дефицита бюджета. Этой же цели
может служить эмиссия денежных
знаков. Однако давно доказано, что
госкредит значительно
Государственный
кредит приобретает различные формы.
Многообразие форм займов требует их
детальной классификации, исходя из
различных критериев.
1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования
Государственный и муниципальный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетными и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
Государственный кредит — это
особая и во многом обособленная
часть финансовой системы. Она имеет свои
источники доходов, их особое назначение
и порядок использования. Сущность этой
формы публичных финансов, определяется
содержанием категории «кредит». Таким
образом, сущностная черта кредитных отношений
состоит в предоставлении предмета ссуды
на срок и его возвратности. Соответственно
государственный кредит, представляет
собой одну из форм движения ссудного
капитала, когда владелец денежных средств
передает на время заемщику не сам капитал,
а лишь право пользования им. Субъектами
кредитных отношений в этом случае являются,
с одной стороны, государство (чаще
всего выступает в роли заемщика) и, с другой
стороны, юридические и физические лица,
иностранные государства, международные
финансовые организации. В сфере заемных
операций государства попадает часть
доходов и денежных средств, сформированных
на стадии первичного распределения и
вложения затем, например, в государственные
ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам
обеспечивается преимущественно за счет
бюджетных средств, т. е., по сути, за счет
всех налогоплательщиков. Следовательно,
имеет место еще одно проявление перераспределительных
отношений. Таким образом, государственный
кредит представляет собой распределительные
отношения, точнее, отношения вторичного
распределения. Существование государственного
кредита вполне закономерно, поскольку
кредитное финансирование расходов государства
обусловлено объективным противоречием
между возрастанием общественных потребностей
и ограниченными бюджетными возможностями
государства. С развитием экономических
и социальных функций государства в условиях
рыночного хозяйства соответствующие
расходы неизбежно возрастают. Посредством
кредита государство может привлечь дополнительные
ресурсы для их осуществления.
1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита
Функции
государственного и муниципального
кредита непосредственно
Распределительная функция
Регулирующая функция
Контрольная функция вытекает
из самой природы кредита.
Связь государственного
• в отличие, например, от налогов
и обязательных платежей
• движение средств
• государственный кредит