Государственный и муниципальный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.

Содержание

Введение 3
1. Понятие государственного и муниципального кредита 5
1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования 12
1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита 14
1.3.Формы государственного кредита 19
2. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития 22
2. 1. Управление государственным кредитом и государственным долгом 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 64.15 Кб (Скачать)

     • проведение региональной финансово-кредитной  политики по выравниванию социально-экономического уровня регионов;

     • решение муниципальными образованиями  их неотложных социально-экономических  задач;

     • поддержка развития важнейших для  страны отраслей хозяйства.

     Госкредит выполняет три основные функции  — распределительную, регулирующую и контрольную.

     В рамках распределительной функции  происходит перераспределение ресурсов в соответствии как с общими потребностями  экономики, так и для осуществления  тех или иных социально-экономических  процессов. Ресурсы перераспределяются между:

     • различными уровнями бюджетной системы (федеральным и региональными  бюджетами, региональным бюджетом и  бюджетами муниципальных образований);

     • международными финансово-кредитными организациями и федеральным  бюджетом;

     • иностранными юридическими и физическими  лицами и федеральным и региональными  бюджетами;

     • федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами  и др.

     Регулирующая  функция означает, что, предоставляя на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования  средства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативности применения бюджетных ссуд. Действительно, практика показывает большую эффективность  использования средств, выделенных именно на возвратной и платной основе, по сравнению с использованием безвозвратных  и бесплатных ассигнований.

     Указанные принципы кредитования обеспечивают эффективное  использование средств, полученных РФ от зарубежных кредиторов на финансирование бюджетных дефицитов, проведение структурной  политики и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового  рынка и т.п.

     Контрольная функция государственного и муниципального кредита обеспечивает целевое и  эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. Соответствующие  контрольные действия проводят уполномоченные органы на федеральном, региональном и  муниципальном уровнях. При этом используют следующие формы контроля:

     • мониторинг движения денежных средств  через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

     • проверка соблюдения условий кредитных  соглашений;

     • контроль за целевым использованием заемщиком полученных средств;

     • проверка выполнения принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и пр.

     Госкредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь  обнаруживается тесная взаимосвязь  между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой  и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита  средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами.

     В макроэкономическом аспекте госкредит  может иметь весьма неблагоприятные  последствия в случае неверно  выбранной стратегии и тактики  его использования как финансового  инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен  мультипликативный эффект роста  финансово-кредитной зависимости  государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).

     Госкредит способствует правильной организации  сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных  ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей  сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий  и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной  и валютной политики.

     Главное же, для чего используется госкредит  в макроэкономическом смысле, –  покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссия денежных знаков. Однако давно доказано, что  госкредит значительно эффективнее  для балансирования доходов и  расходов бюджета. Государственные  займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих  субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем  самым оптимизируется масса денег  в обращении.

     Государственный кредит приобретает различные формы. Многообразие форм займов требует их детальной классификации, исходя из различных критериев. 

 

    1.1. Общие принципы  государственного  и муниципального  кредитования

   

     Государственный и муниципальный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетными и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

     Государственный кредит — это  особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов, определяется содержанием категории «кредит». Таким образом, сущностная черта кредитных отношений состоит в предоставлении предмета ссуды на срок и его возвратности. Соответственно государственный кредит, представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации. В сфере заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложения затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е., по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место еще одно проявление перераспределительных отношений. Таким образом, государственный кредит представляет собой распределительные отношения, точнее, отношения вторичного распределения. Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные ресурсы для их осуществления. 

 

1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита

    

    Функции государственного и муниципального кредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет  распределительную, регулирующую и  контрольную функции.  

     Распределительная функция государственного  и муниципального кредита проявляется  в перераспределении части вновь  созданной стоимости на особых  принципах — срочности, возвратности, платности, целевого назначения. С переходом России к рынку  распределительная функция претерпела  ряд изменений, в частности,  изменились субъекты кредитных  отношений: со стороны государства  их участниками стали субъекты  Федерации, особым субъектом кредитных  отношений стали местные органы  власти, их контрагентами выступают  резиденты и нерезиденты, юридические  и физические лица, а для государства  или субъекта Федерации — иные  государства, международные финансово-кредитные  организации, и т. п. Изменились  и инструменты, посредством которых  осуществляются кредитные отношения  — все чаще государство и  его территориальные подсистемы  становятся участниками рынка  ценных бумаг, осуществляя заимствования  посредством эмиссии облигаций,  в том числе и на международном  фондовом рынке. Соответственно  меняется и сам характер государственного  кредита — все в большей  степени он переходит из плоскости  императивных отношений в плоскость  рыночных отношений, в основе  которых лежит равноположение  сторон.

     Регулирующая функция государственного  и муниципального кредита имеет  две стороны — экономическую  и социальную. Экономическая сторона  проявляется, прежде всего, в  формировании основных общеэкономических  пропорций (воспроизводственных,  отраслевых, территориальных). Она осуществляется  через поддержку и стимулирование  развития отдельных отраслей, предприятий,  территорий, в частности путем  выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов  на безвозмездной основе далеко  не всегда оправданно, особенно  в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом  государственный кредит не только  стимулирует высокие темпы экономического  роста, но и смягчает циклические  колебания. Посредством государственного  кредита осуществляется государственное  регулирование экономики. Социальная  сторона государственного кредита  связана с обеспечением воспроизводства  рабочей силы за счет поддержки  социальной сферы (образование,  здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия  социальной напряженности. Развитие  каналов привлечения средств  населения для участия в формировании  государственного кредита можно  расценивать также как фактор  увеличения доходов физических  лиц. Одной из функций государственного  и муниципального кредита является  учет и контроль за целевым  и рациональным использованием  средств, привлекаемых или выделяемых  государством.

     Контрольная функция вытекает  из самой природы кредита. Таким  образом, государственный кредит  — это совокупность экономических  отношений, складывающихся между  государством, с одной стороны,  и юридическими и физическими  лицами, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями — с другой, по  поводу движения денежных средств  на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на  этой основе дополнительных финансовых  ресурсов участников этих отношений.  Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке финансов и кредита  и воплощает в себе их черты,  функционируя, тем не менее, как  особое, специфическое отношение.  Так, государственный кредит участвует  в формировании и использовании  централизованных денежных фондов  государства (бюджета и внебюджетных  фондов), что делает его элементом  финансов, финансовой системы. В  то же время процесс его  формирования и использования  осуществляется в специфической  форме — привлечение денежных  средств на временной и, как  правило, на возмездной основе.

     Связь государственного кредита  с финансами заключается также  в том, что, во-первых, это распределительные  отношения, отношения вторичного  распределения части валового  внутреннего продукта (ВВП); во-вторых, одним из участников отношений  неизменно является государство  — субъект с особыми правами,  которые, как правило, используются  при заимствованиях (например, принудительное  размещение государственных займов  или же особое право на гарантии  при международном кредитовании  и т. п.); в-третьих, целью этих  отношений является привлечение  государством дополнительных финансовых  ресурсов. Тем не менее, от финансов  кредит, в том числе и государственный,  отличается тем, что в основе  его лежат иные принципы организации:

     • в отличие, например, от налогов  и обязательных платежей привлечение  или предоставление средств при  кредитовании осуществляется на  возвратной и, нередко, возмездной  основе;

     • движение средств осуществляется  в прямом и обратном направлении,  тогда как налоги и платежи  движутся лишь в одном направлении; 

     • государственный кредит независимо  от формы его существования  имеет, как правило, добровольный  характер, хотя отклонения могут  иметь место; 

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит