Государственный и муниципальный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.

Содержание

Введение 3
1. Понятие государственного и муниципального кредита 5
1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования 12
1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита 14
1.3.Формы государственного кредита 19
2. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития 22
2. 1. Управление государственным кредитом и государственным долгом 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 64.15 Кб (Скачать)

   Федеральное агентство  по образованию

   Государственное образовательное  учреждение

   высшего профессионального  образования

    «Омский государственный технический университет

   Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело» 

      Специальность 080504 – «Государственное и муниципальное управление»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
 

по дисциплине: Государственные и муниципальные  финансы

на тему: Государственный и муниципальный  кредит

Разработал студент

                                                 Гр.МУ-319 Брылина Е.В       ______________

                                                 (подпись, дата)

                                                 Руководитель работы

                                                     Ст. преподаватель  Савченко Е.В

                                                 Оценка________________

 

_____________________

                                                            (подпись, дата) 
 

ОМСК 2011 
Содержание
 

Введение 3

1. Понятие государственного  и муниципального  кредита 5

1.1. Общие принципы  государственного  и муниципального  кредитования 12

1.2. Функции и цели  государственного  и муниципального  кредита 14

1.3.Формы  государственного  кредита 19

2. Государственный  кредит в современной  России: особенности  и тенденции развития 22

2. 1. Управление государственным кредитом и государственным долгом 28

Заключение 34

Список  использованной литературы 36

Приложение 37

 

Введение

    

Важную  роль в системе государственных  финансов играет государственный и  муниципальный кредит, который в  целях упрощения, как правило, именуется  просто государственным кредитом.

     Государственный кредит выражает  совокупность кредитных отношений  государства с юридическими и  физическими лицами. В этих отношениях  государство выступает в роли  либо заемщика, либо гаранта, либо  кредитора. Там, где государство  выступает в качестве заемщика  и гаранта - это госкредит в  узком смысле слова (или государственные  заимствования). Отношения,  в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.

     Государственный кредит в узком  смысле слова как экономическая  категория находится на стыке  двух видов денежных отношений  - финансов и кредита, интегрируя  их черты. Ведь в данном случае  по своему целевому назначению, госкредит является инструментом  формирования денежных фондов  государства, а значит - и звеном  государственной финансовой системы.  Но по методам мобилизации  средств, он представляет собой  одну из форм кредита. Государственный  кредит выделен в самостоятельную  категорию потому, что он существенно  отличается от таких классических  финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие  от последних он носит возвратный  и платный характер. Государство  должно не просто вернуть позаимствованную  сумму, но и уплатить проценты  за пользование ею. К тому же  госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее  известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает,  что любые долговые обязательства  Российской Федерации погашаются  в сроки, которые определены  конкретными условиями займа,  но не могут превышать 30 лет.  Далее в отличие от налогов  и сборов, госкредит носит сугубо  добровольный и к тому же  дискретный, разовый характер. Он  может повторяться, а может  и не повторяться. Налоги же  и сборы носят постоянный и  регулярный характер. Наконец, государственный  кредит в силу его добровольности  имеет селективный, избирательный  характер, а налоги и сборы  взимаются со всех налогообязанных  субъектов экономики. 

     Вместе с тем государственный  кредит в узком смысле слова  отличается от других форм  кредита. Во-первых, обычный кредит  в отличие от государственного  кредита, как правило, носит  строго целевой характер. Основное  же назначение последнего - покрывать  дефицит государственного бюджета.  Во-вторых, обычный кредит выдается  под конкретное материальное  обеспечение (производственные или  товарные запасы, незавершенное  производство, готовая продукция,  долговые требования, недвижимость, ценные бумаги и др.). Обеспечением  же государственного кредита  является не какой-то конкретный  вид ценностей, а все  имущество государства или его административно-территориального подразделения. В-третьих, обычный кредит в большинстве случаев выдается для обеспечения непрерывности (бесперебойности) процесса производства, т.е. носит производительный характер. Государственный кредит, особенно на высшем уровне, как правило, служит для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным.

     Целью данной курсовой работы  является изучения такой финансовой  категории, как государственный  кредит. При этом решается ряд  задач:

     - определить понятие государственного  кредита, его цели, формы и механизм  кредитования;

     - определить сущность и последствия  государственного долга;

     - изучить основы управления государственным  долгом.

     Предметом курсовой работы выступает  финансовая категория – долговые  обязательства. Объектом изучения  является Россия в качестве  кредитора, заемщика и гаранта.

 

1. Понятие государственного  и муниципального  кредита

 

     В настоящее время государственный  кредит регулируется Законом “О государственном  внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным  внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства  бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

     Как уже отмечалось, считается, что государственные  займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику.

     Во-первых, правительство часто прибегает  к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию  деятельности частных финансовых институтов.

     Во-вторых, практика выпуска государственных  ценных бумаг, мобилизуя свободные  средства финансового рынка, увеличивает  среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских  расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно  ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

     В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с  процентами. Поэтому говорят, что  сегодняшние государственные долги  — это завтрашние налоги. Как  правило, из текущих бюджетных доходов  не удается выплачивать полностью  проценты и в срок погашать сами займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к новым  займам; покрывая старые долги, они  делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга).

     Долговое  финансирование бюджетного дефицита нередко  рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет  угрозы роста инфляции. Он только создает  временную отсрочку для этого  роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе  и для российской, тем более  если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФ возможность скупки государственных  облигаций на вторичном рынке  ценных бумаг.

     Сложная система финансов включает в себя наряду с другими элементами и  кредит, который в воспроизводственном  процессе обеспечивает субъектов экономических  отношений (государства, юридических  и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования.

     Кредитные ресурсы формируются главным  образом путем консолидации временно свободных фондов денежных средств  амортизационных отчислений, сбережений граждан, накоплений предприятий и  организаций, некоторых бюджетных  и внебюджетных средств, страховых  начислений и др. Временно свободные  денежные средства привлекают для своих  целей не только хозяйствующие субъекты, но и государство. Таким образом, кредитные отношения принимают  две формы:

     • государственный кредит;

     • банковский кредит.

     Существуют  принципиальные отличия между двумя  этими формами кредитования1.

     Госкредит представляет экономические отношения  по перераспределению стоимости  ВВП и определенной части национального  богатства. Действительно, при первичном  распределении распределяется лишь часть доходов — временно свободные  средства предприятий и населения. Однако предприятия и население  имеют возможность отчуждать  некоторую часть доходов и  на длительный период. Эту часть  ресурсов государство привлекает для  покрытия своих расходов на возмездной основе.

     Посредством государственного кредита государство  мобилизует дополнительные ресурсы  для финансирования своих потребностей и выполнения своих функций. Эта  форма кредита хотя и затрагивает  вторичное распределение ВВП, доставляет государству значительные объемы средств, которые не распределяются через  бюджетную систему.

     Помимо  мобилизации ресурсов на общегосударственные  нужды госкредит предусматривает  также предоставление заемщикам  денежных средств из бюджета на возвратной основе в виде:

     1) бюджетных ссуд;

     2) товарного кредита;

     3) льготных кредитов;

     4) инвестиционного налогового кредита;

     5) в других формах.

     В этих отношениях РФ, субъект РФ или  муниципальное образование могут  являться не только заемщиками, но и  кредиторами.

     Такое перераспределение национального  дохода также является составляющим элементом вторичного распределения, как и финансирование за счет средств  бюджетов разных уровней.

     Основными задачами государственного и муниципального кредитования являются:

     • мобилизация государством дополнительных финансовых ресурсов и использование  их для решения поставленных им задач;

     • консолидация временно свободных средств  юридических и

     физических  лиц;

     • обеспечение финансирования бюджетного дефицита;

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит