Государственный и муниципальный долг. Дефицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:52, контрольная работа

Описание работы

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию государственного и муниципального долга и накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов. Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Содержание

1.Государственный и муниципальный долг……………………………..3 1.1.Классификация долга…………………………………………………3 2.Дефицит государственного бюджета……………………………….....7 2.1 Дефицит бюджета и оценка его уровня……………………………..7 3. Способы финансирования дефицита бюджета……………………. 14 Список литературы………………………………………………………21
Приложение………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Финансы (Государственный и муниципальный долг) контрольная готовая.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

на обслуживание государственного долга. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования дефицита различаются по уровням

бюджетной системы. Так, источниками финансирования дефицита

федерального  бюджета являются:

1) внутренние  источники:

• кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в  валюте

РФ;

• государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных

бумаг от имени  РФ;

• бюджетные  ссуды, полученные от бюджетов других уровней

бюджетной системы  РФ;

• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

• поступления  от приватизации организаций, находящихся  в

государственной собственности;

• поступления  от продажи государством принадлежащих  ему

акций организаций;

• поступления  от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

2) внешние источники:

• государственные  займы, осуществляемые в иностранной  валюте

путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

• кредиты правительств иностранных государств, банков и  фирм,

международных финансовых организаций, предоставляемые  в

иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта

РФ и местного бюджета могут быть только внутренние источники. До 2001 г. для покрытия дефицита бюджетов субъекты РФ и муниципалитеты имели право привлекать внешние займы. Но это негативно отразилось на общей величине государственного долга. Так, после 1997 г., когда регионы впервые получили право самостоятельного размещения внешних займов (до этого внешние заимствования могли осуществляться ими только в случае принятия специального указа Президента), только за один 1998 г. четырьмя крупнейшими регионами — Москвой, Санкт-Петербургом,

Свердловской  и Нижегородской областями —  было размещено

еврооблигаций на 1,2 млрд дол. В последующие годы намечалось

размещение новых  внешних займов более чем 10 регионами  на

сумму свыше 3,5 млрд дол. Таким образом, за относительно не-

большой срок суммы  задолженности регионов настолько  возросли,

а реальные возможности  их погасить были столь малы, что было

принято решение  о запрещении субъектам РФ и муниципалитетам

самостоятельно  заниматься внешними заимствованиями.

Для финансирования дефицита бюджета субъекты РФ и муниципальные образования могут привлекать только внутренние

источники в  следующих формах:

• государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных

бумаг от имени  субъекта РФ или муниципального образования;

• бюджетные  ссуды, полученные от бюджетов других уровней

бюджетной системы  РФ;

• кредиты, полученные от кредитных организаций;

• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности;

• поступления  от приватизации организаций, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Бюджетным кодексом РФ установлены предельные размеры

дефицита бюджетов разных уровней. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10%

объема доходов  местного бюджета без учета финансовой помощи

из федерального и регионального бюджетов. Причем поступления

из источников финансирования дефицита местного бюджета  могут

направляться  на финансирование исключительно инвестиционных

расходов и  не могут быть использованы для финансирования рас-

ходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Если в качестве источника сокращения дефицита регионально-

го или местного бюджетов рассматривается продажа имущества,

то, согласно Бюджетному кодексу РФ, предельный размер дефицита соответствующих бюджетов может превышать указанные

ограничения, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. 

3.Способы  финансирования дефицита  бюджета 

В большинстве  стран, в том числе и в России, используются

следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита:

1) кредитно-денежная  эмиссия (монетизация);

2) финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа;

3) финансирование дефицита государственного бюджета за счет внешнего займа;

4) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также

доходов от приватизации, продажи госимущества.

Последний, четвертый  способ вряд ли можно отнести к способам, используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.

     Монетизации дефицита

     Этот  способ финансирования состоит в  том, что необходимые для покрытия дефицита бюджета суммы правительству предоставляет центральный банк. Таким образом, этот способ представляет собой займ у центрального банка, поскольку, как правило, правительство продает центральному банку государственные ценные бумаги, за которые центральный банк ему платит, обеспечивая возможность оплатить превышение расходов правительства над доходами бюджета. Поскольку центральный банк является государственным учреждением и не имеет собственных доходов, то для того, чтобы заплатить за купленные у правительства государственные ценные бумаги, центральный банк должен «напечатать», эмитировать деньги. В результате в обращение попадают дополнительные деньги, и происходит увеличение денежной массы (количества денег в обращении). Поэтому такой способ финансирования называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа финансирования:

  • рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;
  • эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета  состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

В условиях повышения  уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

     Монетизация дефицита государственного бюджета  может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка  государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

     Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство  покупает товары и услуги, не оплачивая  их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители  заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

     Если  отсроченные платежи накапливаются  в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко  непосредственно финансируются Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

     Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа

     Этот  способ заключается в том, что  государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и  казначейские векселя) и продает  их населению (домохозяйствам и фирмам), используя полученные средства для  финансирования превышения государственных расходов над доходами.

     Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизируется государственным долговым обязательством и дает право ее владельцу по истечении срока получить определенную сумму долга и проценты.

     Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражается денежной суммой, предоставленной держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляется процент. Однако реальная доходность облигации для их держателей может быть больше или меньше установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоненной от нарицательной стоимости.

     Казначейские  обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских  обязательств государство направляет только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вовсе (по целевым займам). Условиями выполнения казначейских обязательств предусмотрена оплата доходов только в процентах.

     Облигации могут быть свободно обращающимися  и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.

Достоинства этого способа:

  • он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это не инфляционный способ финансирования;
  • это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидные (их легко и быстро можно продать — это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически нерискованные и достаточно доходны (по ним платится процент).

     Недостатки этого способа:

  • по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, два американских экономиста, лауреат Нобелевской премии Томас Сарджент и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название теоремы Сарджента - Уоллеса. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций, и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем. С этим связан второй недостаток финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа:
  • данный способ является не инфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию. Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;
  • существенным недостатком долгового способа финансирования является эффект вытеснения частных инвестиций. Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их цены — ставки процента, т.е. к удорожанию кредитов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются.

Информация о работе Государственный и муниципальный долг. Дефицит бюджета