Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:52, контрольная работа
Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию государственного и муниципального долга и накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов. Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.
1.Государственный и муниципальный долг……………………………..3 1.1.Классификация долга…………………………………………………3 2.Дефицит государственного бюджета……………………………….....7 2.1 Дефицит бюджета и оценка его уровня……………………………..7 3. Способы финансирования дефицита бюджета……………………. 14 Список литературы………………………………………………………21
Приложение………………………………………………………………22
на обслуживание государственного долга. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования дефицита различаются по уровням
бюджетной системы. Так, источниками финансирования дефицита
федерального бюджета являются:
1) внутренние источники:
• кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте
РФ;
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных
бумаг от имени РФ;
• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней
бюджетной системы РФ;
• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
• поступления от приватизации организаций, находящихся в
государственной собственности;
• поступления от продажи государством принадлежащих ему
акций организаций;
• поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
2) внешние источники:
• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте
путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм,
международных финансовых организаций, предоставляемые в
иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта
РФ и местного бюджета могут быть только внутренние источники. До 2001 г. для покрытия дефицита бюджетов субъекты РФ и муниципалитеты имели право привлекать внешние займы. Но это негативно отразилось на общей величине государственного долга. Так, после 1997 г., когда регионы впервые получили право самостоятельного размещения внешних займов (до этого внешние заимствования могли осуществляться ими только в случае принятия специального указа Президента), только за один 1998 г. четырьмя крупнейшими регионами — Москвой, Санкт-Петербургом,
Свердловской и Нижегородской областями — было размещено
еврооблигаций на 1,2 млрд дол. В последующие годы намечалось
размещение новых внешних займов более чем 10 регионами на
сумму свыше 3,5 млрд дол. Таким образом, за относительно не-
большой срок суммы задолженности регионов настолько возросли,
а реальные возможности их погасить были столь малы, что было
принято решение о запрещении субъектам РФ и муниципалитетам
самостоятельно заниматься внешними заимствованиями.
Для финансирования дефицита бюджета субъекты РФ и муниципальные образования могут привлекать только внутренние
источники в следующих формах:
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных
бумаг от имени субъекта РФ или муниципального образования;
• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней
бюджетной системы РФ;
• кредиты, полученные от кредитных организаций;
• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности;
• поступления от приватизации организаций, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.
Бюджетным кодексом РФ установлены предельные размеры
дефицита бюджетов разных уровней. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10%
объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи
из федерального и регионального бюджетов. Причем поступления
из источников финансирования дефицита местного бюджета могут
направляться на финансирование исключительно инвестиционных
расходов и не могут быть использованы для финансирования рас-
ходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
Если в качестве источника сокращения дефицита регионально-
го или местного бюджетов рассматривается продажа имущества,
то, согласно Бюджетному кодексу РФ, предельный размер дефицита соответствующих бюджетов может превышать указанные
ограничения, но
не более чем на величину поступлений
от продажи имущества.
3.Способы финансирования дефицита бюджета
В большинстве стран, в том числе и в России, используются
следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита:
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
2) финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа;
3) финансирование дефицита государственного бюджета за счет внешнего займа;
4) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также
доходов от приватизации, продажи госимущества.
Последний, четвертый способ вряд ли можно отнести к способам, используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.
Монетизации дефицита
Этот способ финансирования состоит в том, что необходимые для покрытия дефицита бюджета суммы правительству предоставляет центральный банк. Таким образом, этот способ представляет собой займ у центрального банка, поскольку, как правило, правительство продает центральному банку государственные ценные бумаги, за которые центральный банк ему платит, обеспечивая возможность оплатить превышение расходов правительства над доходами бюджета. Поскольку центральный банк является государственным учреждением и не имеет собственных доходов, то для того, чтобы заплатить за купленные у правительства государственные ценные бумаги, центральный банк должен «напечатать», эмитировать деньги. В результате в обращение попадают дополнительные деньги, и происходит увеличение денежной массы (количества денег в обращении). Поэтому такой способ финансирования называется монетизацией бюджетного дефицита.
Достоинства такого способа финансирования:
Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если
отсроченные платежи
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа
Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя) и продает их населению (домохозяйствам и фирмам), используя полученные средства для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизируется государственным долговым обязательством и дает право ее владельцу по истечении срока получить определенную сумму долга и проценты.
Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражается денежной суммой, предоставленной держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляется процент. Однако реальная доходность облигации для их держателей может быть больше или меньше установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоненной от нарицательной стоимости.
Казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государство направляет только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вовсе (по целевым займам). Условиями выполнения казначейских обязательств предусмотрена оплата доходов только в процентах.
Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.
Достоинства этого способа:
Недостатки этого способа:
Информация о работе Государственный и муниципальный долг. Дефицит бюджета