Государственный и муниципальный долг. Дефицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:52, контрольная работа

Описание работы

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию государственного и муниципального долга и накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов. Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Содержание

1.Государственный и муниципальный долг……………………………..3 1.1.Классификация долга…………………………………………………3 2.Дефицит государственного бюджета……………………………….....7 2.1 Дефицит бюджета и оценка его уровня……………………………..7 3. Способы финансирования дефицита бюджета……………………. 14 Список литературы………………………………………………………21
Приложение………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Финансы (Государственный и муниципальный долг) контрольная готовая.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

Содержание

1.Государственный и муниципальный долг……………………………..3 1.1.Классификация долга…………………………………………………3 2.Дефицит государственного бюджета……………………………….....7              2.1 Дефицит бюджета и оценка его уровня……………………………..7               3. Способы финансирования  дефицита бюджета……………………. 14                 Список литературы………………………………………………………21

Приложение………………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Государственный и муниципальный долг                                      1.1.Классификация долга          Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию государственного и муниципального долга и накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов. Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.              Государственный долг РФ- представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.                                                 В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:                                                                                                         1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;                                                                                                                                           2)   государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;                                                   3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;                                                                                                                                 4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;                                                                                                  5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.                                                                                                      Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.                                                                           Долговые обязательства субъекта РФ существуют в форме:                                                                         1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями;                                                                                                                     2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;                                                                                 3) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;                                                                                      4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе принятых законов субъекта;                                                                                              5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов прошлых лет.                                                              Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ. Муниципальный долг -- состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.                                                                                                          Долговые обязательства муниципального образования существуют в форме: 1) кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;                                                                                                                    2) займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;                                                      3) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;                                                                                     4) долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.                                                                                                             Для проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.                                                             При возникновении финансового кризиса появляется необходимость реструктуризации долга.                                           Реструктуризация — это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.                                                                          В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.                      Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъекта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной власти РФ может применить следующие меры:

•  назначить ревизию бюджета субъекта РФ;

•  передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;

• принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Все поступления  средств в бюджет от заимствований  и других долговых обязательств, включая средства, которые расходуются на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.                             Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.                Погашение обязательств государственного долга РФ учитывается в федеральном бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ.                                                         Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга. Объем государственного внутреннего долга на Российской федерации выраженный в государственный ценных бумагах (ОФС-ГСО) составляет  1 973 361,833 млн.руб . В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов

2.Дефицит государственного бюджета

2.1.Дефицит бюджета оценка его уровня

В процессе принятия и исполнения бюджета большое  значение

приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы

превышают расходы, то возникает профицит. Но чаще всего расходы превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.

Дефицит бюджета  обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение дефицита

бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической

активности и  совокупного спроса в период спада  производства

правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным дефицитом.

В отличие от структурного, циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.

Выделяют также  активный и пассивный дефициты. Активный

дефицит возникает  в результате превышения расходов над доходами, а пассивный — в результате снижения налоговых ставок и

прочих поступлений, что является следствием замедления темпов

экономического  роста, недоплат и т.п.

Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность бюджета имеет краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами.

Долгосрочная  несбалансированность бюджета связана с увеличением разрыва между государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер. В целом состояние государственного бюджета определяется

тремя основными  факторами:

1) долгосрочной  тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

2) стадией экономического  цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;

3) текущей политикой  государства в области бюджетных расходов и доходов.

Особенно часто, в нашей стране и в других странах, происходит искусственное либо завышение, либо занижение истинной величины бюджетного дефицита. Так, искусственное занижение дефицита бюджета может осуществляться с помощью следующих инструментов:

1) налоговой  амнистии, которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю

сумму, равную определенной части общего налогового сбора;

2) мероприятий  по сбору просроченных налоговых  платежей;

3) введением  временных или добавленных налогов;

4) отсрочками  выплат заработной платы работникам государственного сектора;

5) отсрочкой  обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;

6) распродажей  государственных активов;

7) наличием скрытого  дефицита, обусловленного квази-бюджетными расходами. К числу последних относят централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным банком. Кроме того, Центральный банк может финансировать отдельные операции, связанные с госдолгом, покрывать убытки от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, рефинансировать сельское хозяйство и т.п. В результате этого растут убытки ЦБ и усиливается инфляция, а дефицит не растет.

Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета может происходить в результате следующих обстоятельств.

1) при оценке величины государственных расходов не всегда учитывается амортизация в государственном секторе экономики.

2) важной статьей государственных расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных процентных

ставок весьма значительны, это завышение государственных расходов может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимой правительством политики.

Поэтому при  измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции. Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.

Считается, что  само по себе наличие дефицита бюджета  еще не является сигналом экономического неблагополучия. Очень часто дефицит рассматривается как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

В большинстве  стран с развитой рыночной экономикой правительство стремится балансировать бюджет в более долгосрочной перспективе — на циклической или функциональной основе. В условиях неустойчивой экономики, когда ситуация в целом менее предсказуема, правительство вынуждено ежегодно балансировать бюджет. Поэтому не случайно в Бюджетном кодексе РФ отмечается, что федеральный, региональный или местный бюджет не могут быть приняты с профицитом или дефицитом, должна осуществляться ежегодная балансировка бюджета. Это, конечно, менее эффективный способ, поскольку он ведет к снижению степени

встроенной стабильности экономики, вызывает частые колебания

налоговых ставок, снижает инвестиционную активность, а также

эффективность распределения доходов. Однако в некоторой степени он оправдан, поскольку в условиях неустойчивой экономики ситуация является менее предсказуемой.

В России в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Государственная Дума может принять только сбалансированный бюджет. Поэтому наряду с доходными статьями федеральный бюджет должен включать дефицит в качестве балансирующей статьи. В то же время в расходной части бюджета выделяется специальная статья. Расходы по обслуживанию и погашению государственного долга. Этим российская бюджетная практика отличается,

например, от американской. В США бюджет может приниматься с дефицитом, т.е. он изначально не является сбалансированным.

При этом источники  погашения долга, так же как и  доходы по

выданным кредитам, поступающие в счет погашения долга, вынесены за рамки бюджета. В России в случае, если обнаруживается профицит, необходимо:

• сократить  привлечение доходов от продажи государственной

или муниципальной  собственности (для федерального бюджета — сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);

• предусмотреть  направление бюджетных средств  на дополни-

тельное погашение  долговых обязательств;

• увеличить  расходы бюджета, в том числе  за счет передачи части

доходов бюджетам других уровней;

• сократить  налоговые доходы.

Существует такое  понятие, как первичный профицит, который

означает превышение доходов над расходами без  учета расходов

Информация о работе Государственный и муниципальный долг. Дефицит бюджета