Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа
Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть Фонд социального страхования как звено бюджетной системы
2. Раскрыть сущность социального страхования в России.
3. Изучить историю создания Фонда социального страхования
4. Рассмотреть цели, задачи, структуру Фонда социального страхования
5. Провести анализ динамики доходов и расходов Фонда социального страхования.
Введение ………………………………………………………………………......3
Глава 1. Фонд социального страхования…………………………………….....5
1.1История ФСС…………………………………………………………………5
1.2Задачи, функции ФСС………………………………………………………..8
1.3Источники формирования фонда………………………………………….11
Глава 2. Анализ доходов и расходов ФСС……………………………………14
2.1 Анализ доходов и их формирование 2008-2010 гг………………………...14
2.2Анализ расходов 2008-2010 гг……………………………………………..17
Глава 3. Проблемы формирования и направления улучшения
использования…………………………………………………………………..19
3.1.Проблемы формирования ФСС……………………………………………19
3.2.Направления улучшения использования…………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………30
• обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда, нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.
Характерной особенностью функционирования системы государственного социального страхования в России является то, что основную работу по назначению и выплате пособий, прежде всего пособий по временной нетрудоспособности, осуществляет работодатель. Работодатели должны зарегистрироваться в качестве страхователей в региональных или центральных отраслевых отделениях (филиалов) Фонд социального страхования РФ не позднее 30 дней с момента государственной регистрации организации. За нарушение этого положения к работодателям применяются штрафные санкции: нарушение срока до 90 дней – штраф в размере 5000 рублей, более 90 дней – 10000 рублей.
Фонд социального страхования РФ и его региональные отделения, являющиеся самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, фактически выполняют организационные и финансово – контрольные функции. Такое исторически сложившееся построение системы государственного социального страхования позволяет поддерживать низкий уровень затрат на содержание исполнительных органов Фонда и в то же время обеспечивать достаточно эффективное, рациональное ее функционирование. [7, c. 227].
Средства централизованного резерва Фонда направляются на дотации региональных отделений Фонда с целью осуществления расходов по выплате пособий и на проведение оздоровительных мероприятий.
Значительная часть средств направляется на финансирование обеспечения в порядке государственного социального страхования в регионах, находящихся в сложном социально-экономическом положении.
1.3 Источники формирования фонда социального страхования.
Социальное страхование, как трактуют его экономисты, - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда и частных либо коллективных страховых фондов. Иными словами, социальное страхование представляет собой систему сложившихся отношений, способ перераспределения национального дохода, при котором лица, не участвующие в общественном труде, получают содержание из специальных фондов. Источниками формирования фондов социального страхования являются государственные дотации, а также страховые взносы, которые уплачивают трудящиеся граждане и работодатели.
Средства Фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период; добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других. [7, c. 256].
Средства Фонда направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса); оплату проезда к месту лечения и обратно; создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда; финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством; проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию; участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.[ 7, c. 260].
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
2. Анализ доходов и расходов ФСС.
2.1 Анализ доходов и их формирование за 2008-2010 гг.
Динамика доходов Фонда социального страхования представлена в таблице 2.1.(приложение 1)
В 2009 году наблюдается повышение доходов от обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, что обусловлено высоким коэффициентом полноты сбора страховых взносов. В 2010 году доходы от этой статьи сократились. Это связано с использованием более низких тарифов и поступлений от пений и штрафов.
В 2010 году значительно увеличились межбюджетные трансферты из федерального бюджета по сравнению с 2009 и 2008гг, так как произошло увеличение налоговых доходов Фонда.
Как видно из таблицы 2.1, на протяжении всего периода исследования наибольшую часть доходов Фонду приносили поступления от обязательного социального страхования, наименьшую – межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС.
Доходы бюджета ФСС в 2009 году выросли на 65,1 млрд. рублей по сравнению с 2008 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию – 43,7 млрд.рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – на 11,5 млрд.рублей. Рост поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется увеличением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета увеличились в 2009 году на 8,1 млрд. рублей, из Фонда обязательного медицинского страхования – на 1,6 млрд. рублей по сравнению с 2008 годом.
Доходы бюджета ФСС в 2010 году выросли на 79,5 млрд. рублей по
сравнению с 2009 годом. Это увеличение в больше части произошло за счет поступлений из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС – на 70,7 млрд.рублей. Доходы по обязательному социальному страхованию остались практически на том же уровне, а вот по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сократились на 1,7 млрд.рублей по сравнению с 2009 годом.
Наибольшие доходы в Фонд социального страхования наблюдаются в 2010 году – 440,0 млрд.рублей.
Таблица № 2.2
Динамика доходов и расходов ФСС за период 2008-2010гг. ( млрд.руб.)
Показатели
| 2008г. | 2009г. | 2010г. | Отклонение | |
2009-2008 | 2010-2009 | ||||
Доходы
| 295,4
| 360,5
| 440,0
| +65,1
| +79,5
|
Расходы
| 180,2
| 237,5
| 2857,3
| +57,3
| 49,8
|
Профицит (+) Дефицит (-) | +115,2
| +123,0
| +152,7
|
|
|
Таким образом на протяжении всего периода времени исследования наблюдается профицит бюджета. В 2010 году появляется новая статья доходов – средства из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС. За счет этой статьи в 2010 году наблюдается профицит.
Следует отметить, что сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Расчет страховых тарифов осуществлялся на принципе эквивалентности обязательств страхователя и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
2.2 Анализ расходов за 2008-2010 гг.
Анализ расходов может быть двух видов: горизонтальный и вертикальный.
Горизонтальный анализ - это деление каждой расходной статьи отчетного года на соответствующую статью расходов базисного года для выявления направлений и закономерностей изменений относительной значимости статей расходов в течение определенного периода.
Вертикальный анализ отчетности подразумевает представление всех статей отчетности в виде относительных показателей. Он позволяет получить наглядное представление о том, какую долю составляют те или иные расходы предприятия в общей сумме расходов, что позволяет судить о степени их влияния на деятельность предприятия.
В таблицах 2.3. и 2.4. представлен горизонтальный и вертикальный анализ бюджетных показателей расходной части Фонда социального страхования.
Горизонтальный анализ бюджетных показателей расходной части ФСС за 2008 – 2010гг представлен в таблице № 2.3 (приложение 2).
Как видно из таблицы № 2.3 статьи расходов с каждым годом увеличиваются. Большое увеличение произошло в 2010 году по статье расходов – ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет – 62,3 млрд.рублей, что на 36,6% больше по сравнению с предыдущим годом. Так же произошло увеличение по беременности и родам на 29,1% по сравнению с 2009 годом. Это может быть обусловлено тем, что в 2010 году была большая рождаемость.