Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа
Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть Фонд социального страхования как звено бюджетной системы
2. Раскрыть сущность социального страхования в России.
3. Изучить историю создания Фонда социального страхования
4. Рассмотреть цели, задачи, структуру Фонда социального страхования
5. Провести анализ динамики доходов и расходов Фонда социального страхования.
Введение ………………………………………………………………………......3
Глава 1. Фонд социального страхования…………………………………….....5
1.1История ФСС…………………………………………………………………5
1.2Задачи, функции ФСС………………………………………………………..8
1.3Источники формирования фонда………………………………………….11
Глава 2. Анализ доходов и расходов ФСС……………………………………14
2.1 Анализ доходов и их формирование 2008-2010 гг………………………...14
2.2Анализ расходов 2008-2010 гг……………………………………………..17
Глава 3. Проблемы формирования и направления улучшения
использования…………………………………………………………………..19
3.1.Проблемы формирования ФСС……………………………………………19
3.2.Направления улучшения использования…………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………30
Министерство образования и науки РФ
Университет управления ТИСБИ
Кафедра экономики
Курсовая работа
по дисциплине " Государственные финансы"
на тему: "Государственный фонд социального страхования, порядок формирования и использования"
Выполнила :
Шагиахметова Лилия Фаридовна
Научный руководитель :
Лизунов Виктор Николаевич
Казань 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………...
Глава 1. Фонд социального страхования…………………………………….....
1.1История ФСС…………………………………………………………………5
1.2Задачи, функции ФСС………………………………………………………..8
1.3Источники формирования фонда………………………………………….11
Глава 2. Анализ доходов и расходов ФСС……………………………………14
2.1 Анализ доходов и их формирование 2008-2010 гг………………………...14
2.2Анализ расходов 2008-2010 гг……………………………………………..17
Глава 3. Проблемы формирования и направления улучшения
использования……………………………………………
3.1.Проблемы формирования ФСС……………………………………………19
3.2.Направления улучшения использования…………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
Создание эффективного правового механизма социального страхования предполагает реализацию, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, он должен строиться на исторической преемственности правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Это обеспечение активной роли государства не только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных (договорных). Во-вторых, этот механизм должен основываться на сочетании общего и особенного, что означает взаимодействие международных и национальных начал, принципов правового регулирования основ социального страхования. Национальная специфика форм и методов социального страхования обусловлена уровнем социально-экономического развития страны, ее историческими и этническими особенностями. В этой связи, очевидно, что механическое копирование той или иной модели социального страхования или их компиляция в российском законодательстве не принесет ожидаемых результатов.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
- пенсионным;
- обязательного медицинского страхования;
- социального страхования.
Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть Фонд социального страхования как звено бюджетной системы
2. Раскрыть сущность социального страхования в России.
3. Изучить историю создания Фонда социального страхования
4. Рассмотреть цели, задачи, структуру Фонда социального страхования
5. Провести анализ динамики доходов и расходов Фонда социального страхования.
1. Фонд социального страхования.
1.1История Фонда социального страхования.
В России система социального страхования начала развиваться еще с конца 19 века, а революционные события 1905 года ускорили решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.
В 1912 году третья Государственная Дума приняла пакет страховых законов: "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве", "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих" и др. Общее руководство социальным страхованием в России осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности.
После Октябрьской революции 30 октября 1917 года была объявлена программа страхования Советского правительства и издан ряд декретов. В 1918 года было принято положение о социальном обеспечении трудящихся. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников, независимо от характера труда, пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. Однако реальное возрождение социального страхования в России началось в 1921 году в связи с новой экономической политикой. Постановлениями Совнаркома были определены взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12% фонда оплаты труда.[ 12, с. 287].
После окончания НЭПа сохранились лишь отдельные виды медицинского страхования. Однако в целом был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения. В 1933 году социальное страхование было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы были ликвидированы. Бюджет государственного социального страхования был консолидирован в госбюджет. Финансы социального обеспечения и социального страхования включали госбюджет, бюджет соцстрахования, Союзный фонд соцобеспечения колхозников, социальные фонды госпредприятий и колхозов. Доля госбюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования составляла 95%.
Таким образом, в плановой системе соцстрахование существовало в качестве подчиненного элемента государственной системы соцобеспечения, зависимого от общего состояния бюджета страны. Управление системой соцобеспечения страхования было сложным и бюрократизированным.
Первой попыткой реорганизацией старой системы соцстрахования можно считать Постановление Совета Министров СССР И ВЦСПС от 15 августа 1990 г. " О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение". В соответствии с этим документом с 1 января 1991года образовывался Фонд Социального страхования СССР. Он передавался в ведение ВЦСПС, однако эта мера практически не привела к перестройке содержания и функционирования социального страхования. Единственным положительным моментом являлось то, что с образованием данного фонда его средства уже не включались в состав госбюджета. Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены временное положение о Фонде и инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах были созданы региональные фонды.[ 12, c. 290].
В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июня 1992года №722 управление государственным социальным страхованием возлагалось на Правительство РФ, поэтому и Фонд социального страхования из ведения профсоюзов был передан государству. Профсоюзы могли лишь принимать участие в управлении этого фонда.12 февраля 1994г. постановлением Правительства РФ №101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ, в соответствии с которым его деятельность регламентируется и сегодня.
1.2 Задачи и функции Фонда социального страхования.
Сейчас ФСС РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. В федеральном законе РФ №165-ФЗ от 16 июля 1999года определено, что обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель ФСС и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отделениях – аппараты органов ФСС. При ФСС образуется правление, при региональных – координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением руководит Управляющий, Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами.
В соответствии с Положением о ФСС основными задачами ФСС являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда, в том числе создание резерва;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами(службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Система государственного социального страхования в РФ успешно выполняет возложенные на нее функции, обеспечивая осуществление выплат разнообразных социальных пособий. [ 7, c. 225].
Финансовые функции Фонда заключаются в :
• регулировании финансовых потоков;
• аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы государственного социального страхования,