Государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели и задачи, виды, основные методы;
- определить сущность и значение государственного финансового контроля в современных условиях;
- исследовать принципы организации государственного финансового контроля;
- рассмотреть наиболее важные вопросы организации государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации;
- выявить направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, виды, формы и методы государственного финансового контроля 6
1.1 Цели и задачи государственного финансового контроля 12
2. Система государственного финансового контроля РФ 16
2.1 Деятельность Счетной Палаты 21
3. Оценка эффективности государственного финансового контроля 24
3.1 Пути развития системы ГФК в РФ 26
3.2 Инновационные методы, применяемые в ГФК 27
Заключение 30
Список использованной литературы и другие источники 32

Работа содержит 1 файл

!!!!готовый.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

2. Направление  по контролю за доходами от  приватизации и эффективным использованием государственной собственности.

3. Направление  по контролю за внешнеэкономической  и международной деятельностью.

4. Направление  по контролю за государственным  долгом и банковской системой.

5. Направление  по контролю за расходами федерального бюджета на государственное управление и правоохранительные органы.

6. Направление  по контролю расходов федерального  бюджета на МВД, МЧС, ФПС,  воинские формирования министерств  и ведомств Российской Федерации.

7. Направление  по контролю расходов федерального бюджета на национальную оборону.

8. Направление  по контролю за расходами федерального  бюджета в сельском хозяйстве и рыболовстве, на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию.

9. Направление по контролю за расходами федерального бюджета в промышленности, строительстве, транспорте, связи, кредитными ресурсами и банковской системой.

10. Направление  по контролю расходов федерального  бюджета на социальную сферу и науку.

11. Направление  по контролю взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации.

12. Направление  по контролю за исполнением  бюджетов государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов.

      Счетная палата Российской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность денежных  поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их  анализ и вносит предложения по их устранению.

           

  1. Оценка  эффективности государственного финансового контроля

В результате реформ, разрушив вертикали тоталитарного  контроля, Россия оказалась в ситуации, когда нет адекватной общегосударственной  контрольной системы, ориентированной на новые демократические задачи. Следует признать, что существующая в стране система ГФК в полной мере не выполняет своего назначения и нуждается в серьезной реструктуризации. Примеров нецелевого использования и невозврата государственных средств, нерационального управления ими, иных финансово-хозяйственных нарушений множество. Факты таких нарушений приводятся в опубликованных в печати отчетах контрольных органов.

Минфину России не удалось сформировать единую систему органов федерального казначейства с ведением счетов по учету доходов и средств федерального бюджета в Банке России12;

не выполняются  требования соответствующих нормативных  актов об обслуживании органов федерального казначейства в учреждениях Банка  России;

в ряде регионов в нарушение указов Президента РФ имеет место практика исполнения бюджетов на основе использования денежных суррогатов, бартерных операций и применения зачетных схем (при этом допускаются нарушения самими налоговыми органами)13;

нерационально и необоснованно расходуются иностранные займы, полученные под гарантии Правительства РФ;

в ряде субъектов РФ, несмотря на сложное  социально-экономическое положение, допускается нецелевое расходование финансовых ресурсов;

в нарушение  указов Президента РФ органы исполнительной власти регионов оказывают финансовую поддержку хозяйствующим субъектам, имеющим бюджетную задолженность14;

органы  исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления зачастую принимают нормативные акты, не соответствующие  общим федеральным принципам налогообложения в РФ15.

Примеров  неэффективности организации и  функционирования органов ГФК можно  привести множество. Все вышеописанные  негативные моменты существующей системы  ГФК (если исходить из того, что эта  система как таковая вообще существует), а также усложнение социально-политических условий и хозяйственной жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, тенденция к преобразованиям последних, увеличение информационных потоков — все это требует организации адекватной системы ГФК и, в первую очередь, на основе создания надежного правового «фундамента» реформирования существующей его структуры и преобразования методов действия. Если и дальше не уделять должного внимания проблемам ГФК, то вряд ли можно ожидать, что реформы в нашем государстве пойдут в правильном направлении, предотвратив бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства во многих сферах хозяйствования.  

3.1 Пути развития системы ГФК в РФ

Основные  пути развития мне представляются в следующем:

  • формирование системной и завершенной нормативно-правовой базы (в том числе стандартизация ГФК);
  • реформирование путем ликвидирования и создания организационных структур заново;
  • формирование системы процедур контроля (методической базы);
  • создание целостных научно-исследовательской и учебной баз, формирование системы кадрового обеспечения;
  • материально-техническое и финансовое обеспечение функционирования контролирующих органов;
  • полный переход на электронный документооборот.

3.2 Инновационные методы, применяемые в ГФК

Нельзя  не отметить такой метод как Аудит эффективности.

Аудит эффективности — комплекс услуг  по оценке и проверке эффективности  деятельности компании, проводимый независимым  (не вовлеченным во внутренние процессы) аудитором по поручению и в интересах собственников предприятия16. Основной целью аудита является формальное  описание бизнес-функций внутренних подразделений компании, фиксация потоков входящей и исходящей информации, определение порядка работы в процессе выполнения бизнес-функций, формализация и классификация потерь, связанных с текущим методом исполнения подразделением своих обязанностей. Фактически, результат аудита – это диагноз недуга, поразившего ваше предприятие. Привлечение внешнего опытного аудитора имеет несомненное преимущество по сравнению с попытками самодиагностики состояния предприятия за счет следующих факторов:

1. Наличие  опыта в проведении аудита, возможность  увидеть слабые места путем  сравнения с десятками других  аналогичных предприятий, отлаженная  методика, позволяющая собрать всю  необходимую для последующей  диагностики информацию. Опыт организации  сбора информации внутри компаний. При проведении самодиагностики потери времени на отвлечение персонала от основной работы вырастают в 10-20 раз, а эффект от такого отвлечения оказывается крайне низким.

2. Отсутствие  вовлеченности во внутренние  процессы. При попытках самостоятельного проведения диагностики состояния предприятия каждый руководитель подразделения, как правило, считает, что проблема кроется в соседних подразделениях. В итоге эффективность работы подразделений с наиболее авторитетными руководителями не подвергается сомнению и действий по реорганизации работы таких служб не проводиться. Это приводит к ограниченным результатам оптимизации деятельности, а с учетом отсутствия опыта можно констатировать, что вся энергия уходит в «пар» обсуждений и выяснений, кто прав, а кто виноват. Привлечение внешнего аудитора позволяет избежать подобных проблем и в результате руководство компании получает объективную картину происходящего на предприятии.

3. Эффект  «лучшее враг хорошего, но не  враг плохого». Большинство руководителей предприятий раз за разом улучшают процессы и без того являющиеся сильными сторонами предприятия, а на процессы выполняемые с низкой эффективностью упорно не обращают внимание. В итоге, такие процессы превращаются в очень дорогую «любимую игрушку». Обычно эти процессы показывают область сознательной компетенции руководителя, то есть если руководитель раньше был начальником производства, то все усилия по совершенствованию деятельности направлены на производственный сектор в ущерб коммерческому. Привлечение внешнего аудитора позволяет руководителю взглянуть на процессы в области «слепого пятна» и часто пересмотреть свою позицию относительно приоритетности шагов по реорганизации деятельности.

Отчет - заключение  по проведенному аудиту эффективности — настоящий Клондайк для руководителя компании. В отчете, топ-менеджер найдет информацию о проблемных зонах своего предприятия, путях возможного развития предприятия, обоснование необходимых изменений для работников компании, финансово-экономическую основу для расчета эффективности инвестиций в развитие бизнеса для собственников.

По результатам  аудита выдается заключение,  содержащее:

1. Описание  формализованных бизнес-функций  по подразделениям с фиксацией  входящей и исходящей информации  и методов ее обработки. Описание текущего состояния основных бизнес-процессов.

2. Описание  потерь, возникающих при выполнении  бизнес-функций и следствий этих  потерь для предприятия.

3. Формализация  стратегических несоответствий  в политике предприятия.

4. Сравнительная  оценка операционных показателей. Выявление сильных и слабых сторон в деятельности предприятия.

5. Экономическая  оценка перспективности вложений  в мероприятия по повышению  эффективности деятельности предприятия  в годовом эквиваленте.

Задачи  аудита эффективности:

• Желание вернуться в бизнес в качестве топ-менеджера и восполнить информационный вакуум, возникший в период отхода от оперативного управления.

• Желание  оценить эффективность своего предприятия.

• Необходимость  экономической оценки эффективности  вложений в развитие бизнеса.

• Оценка конкурентоспособности предприятия  путем сравнения с аналогичными отраслевыми компаниями.

Для топ  – менеджеров оконных предприятий:

• Необходимость  проведения реформ, связанных с сокращением  затрат.

• Необходимость  подтверждения своих предположений о причинах неэффективности предприятия заключением внешнего аудитора.

• Оценка текущей эффективности бизнес–процессов.

• Поиск  источников потерь эффективности.

• Подготовка обоснований для проведения мероприятий  по увеличению производительности труда.

• Выбор  приоритетных направлений проведения мероприятий по устранению потерь в  эффективности.

• Обоснование  бюджетов для проведения реформ в  кризисных условиях.

• Оценка эффективности проведенных реформ.

Изучение  зарубежного опыта для работников государственного финансового контроля Российской Федерации представляет большой интерес. Однако надо иметь в виду, что освоение мирового опыта путем механического переноса его в российские условия может оказаться не только не полезным, но и крайне вредным17.

Заключение

Разумеется, система государственного финансового  контроля в РФ далека от совершенства. Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

     Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

     В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

     При совершенствовании системы финансового  контроля, принципиально важно использование  зарубежного опыта. Здесь речь может  идти о поэтапной частичной или  полной апробации отдельных областей данной практики.

     Принципиально значимым представляется достижение в  деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и  Счетной палаты Российской Федерации  такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Информация о работе Государственный финансовый контроль