Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:58, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели и задачи, виды, основные методы;
- определить сущность и значение государственного финансового контроля в современных условиях;
- исследовать принципы организации государственного финансового контроля;
- рассмотреть наиболее важные вопросы организации государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации;
- выявить направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Введение 3
1. Сущность, виды, формы и методы государственного финансового контроля 6
1.1 Цели и задачи государственного финансового контроля 12
2. Система государственного финансового контроля РФ 16
2.1 Деятельность Счетной Палаты 21
3. Оценка эффективности государственного финансового контроля 24
3.1 Пути развития системы ГФК в РФ 26
3.2 Инновационные методы, применяемые в ГФК 27
Заключение 30
Список использованной литературы и другие источники 32
4. По методам проведения:
сплошная – предусматривает проверку всей финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и регистров за ревизуемый период;
выборочная – предусматривает проверку не всех бухгалтерских документов, а только их определенную часть.
5. В зависимости от повторяемости контрольных действий:
первичные – проверка проводится по первоначальному плану;
повторные – возникают в случаях поверхностного проведения первичных ревизий, необъективного изучения фактов, нарушение инструкций, положений по проведенным ревизиям;
дополнительные – проводятся для выявления новых обстоятельств не вскрытых первичными и повторными ревизиями.
Ревизии
проводятся различными
Результаты ревизии (комплексной ревизии) оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Цели:
Задачи:
Эти основные задачи и должны реализовываться субъектами ГФК в соответствии с их компетенцией.
Очевидно, что данные задачи представлены в весьма агрегированном виде, т.е. их можно детализировать или конкретизировать при их распределении между исполнителями — субъектами ГФК.
Функционирующие в настоящее время в России органы ГФК инкорпорированы в систему государственной власти в соответствии с необходимостью соблюдения баланса полномочий ее ветвей. В то же время, как говорилось и обосновывалось выше, в настоящее время существует система ГФК, можно сказать, с большой натяжкой. И хотя деятельность отдельных органов ГФК (как парламентского, так и президентского, и правительственного контроля) в отрыве от общей картины контроля в стране и их, к сожалению, весьма незначительное, по крайней мере фактически, влияние на происходящие перестроечные процессы можно было бы оценивать положительно (ведь при любом раскладе хоть что-то все равно ими делается), в общем и целом они не представляют систему. Ни у кого не вызовет сомнений то, что система как таковая может функционировать слаженно, без каких бы то ни было коллизий, столкновений интересов только в случае четкого разграничения сфер деятельности и конкретных задач органов ГФК. К тому же количество органов должно быть адекватно целям и структуре системы. Как свидетельствует практика, многочисленные, но несистемно связанные государственные контролирующие органы оказывают незначительное влияние на состояние порядка и дисциплины в стране, что в целом подрывает саму суть, сам настрой социально-экономических преобразований. При этом ситуацию усугубляет отсутствие скоординированности в деятельности контрольных органов и слаженности в работе. Их функции пересекаются, ответственность размывается. Происходит явное и неявное дублирование и параллелизм и, как следствие этого, снижение действенности и нерациональное использование весьма ограниченных ресурсов. Серьезным препятствием для повышения роли государства в успешном осуществлении экономических реформ является в числе прочего и не совсем оптимальная, а точнее говоря, громоздкая структура ГФК, обусловливающая разобщенный и недостаточный контроль за поступлением, расходованием и сохранностью государственных средств. Эффективность ГФК в таких условиях трудно достижима, что способствует расширению криминальных проявлений во всех сферах экономики, росту дефицита бюджета, государственного долга, стало серьезным препятствием на пути экономической стабилизации и оздоровления финансовой системы. Иными словами, успех реформирования ГФК, действенность его системы напрямую зависят от успешного решения организационно-структурных вопросов. Проанализируем основные вопросы предлагаемой нами структуры системы органов ГФК. Следует отметить, что данные вопросы мы рассматриваем как вопросы организационного обеспечения формирования эффективной системы ГФК.
В принципе
формирование структуры системы
органов ГФК является весьма сложным
процессом, требующим решения ряда аналитических
и организационно-технических задач. Упрощенно
формирование данной структуры можно
разбить на несколько этапов, а именно:
1) выявление и четкое определение круга
вопросов, для решения которых формируется
система органов ГФК, определение цели
ее создания в соответствии с политикой
государства; 2) определение основных задач,
необходимых для достижения поставленной
цели ГФК; 3) объединение однотипных задач
в группы и формирование на их основе структурных
единиц (звеньев) системы, специализированных
на выполнении этих задач (при этом должен
быть учтен принцип разделения властей,
функции и роль каждой ветви власти в контроле);
4) разработка схем взаимоотношений, определение
целей, задач, функций, прав и ответственности
для каждой структурной единицы (органа
ГФК), документальное закрепление всего
этого в соответствующих нормативно-правовых
актах; 5) соединение вышеуказанных структурных
единиц в единое целое — систему органов
ГФК, определение оргстатуса каждого органа
ГФК в их системе и в общей системе государственных
органов, определение механизма координации
разрозненных усилий органов ГФК (регулирующего
органа), разработка и документальное
закрепление специального правового акта
о системе органов ГФК; 6) интеграция системы
органов ГФК с другими звеньями системы
управления государством; 7) разработка
важных вопросов деятельности органов
ГФК, мониторинг и совершенствование структуры
и т.д.; 8) разработка и реализация иных
вопросов формирования и развития системы
ГФК.
Решение таких вопросов, как место того или иного органа ГФК в оргструктуре их системы, его функциональная направленность, структура, численность и характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое, информационное и иное обеспечение органа, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри органа (в том числе при наличии у него децентрализованных отделений), а также особенности структуры взаимоотношений органа с другими оргзвеньями ГФК, зависит от многих факторов, например, от цели и задач создания органа, государственного устройства, принципов государственного управления, развития государственных систем и т.д.
Структура и иерархический ранг органов ГФК, определение их места в общей системе во многом определяются тем, насколько верна позиция руководства страны по отношению к государственному контролю, т.е. насколько правильно понимает руководство роль ГФК в управлении государством. Они также формируются по мере организационного развития государственного управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала государства.
Мы описали несколько упрощенную процедуру формирования организационного обеспечения системы ГФК, применимую лишь в идеальных или начальных условиях организации государства (или разработки концепции нового государства). Естественно, в существующих условиях необходимо исходить из уже существующей системы, предпринять попытку ее реформирования и совершенствования.
Организационно-структурная основа системы ГФК нам представляется двухуровневой: 1-й уровень — «ядро» структуры — включает органы ГФК (локальные ЦО) и координирующий их орган (координационный ЦО), а также иные, непосредственно связанные с ними организации; 2-й уровень — «периферия» структуры — все иные государственные органы и их аппараты, законодательно наделенные контрольными функциями как составной частью своих непосредственных управленческих обязанностей.
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета в Конституции Российской Федерации (ст. 101-103) предусмотрено создание Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации такого внешнего по отношению к исполнительной власти контролирующего органа как Счетной палаты Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации была создана в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 года и уже в апреле 1995 года приступила к работе на базе работников ликвидированного Контрольно-бюджетного комитета при Государственной Думе (ранее при Верховном Совете Российской Федерации)11.
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
В
рамках задач, определенных
Задачами Счетной платы Российской Федерации являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
федерального бюджета и
- контроль за законностью и
своевременностью движения
- регулярное
представление Совету
Счетная палата Российской Федерации обязана также контролировать:
- состояние государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, а также деятельность Банка России по обслуживанию государственного долга;
- эффективность
использования иностранных
- предоставление
Россией средств в форме
Контрольная деятельность Счетной палаты Российской Федерации осуществляется по 12 основным направлениям. Каждое направление контроля возглавляется аудитором Счетной палаты, за которым закреплены соответствующие разделы (по доходам и расходам) бюджетной классификации и подконтрольные министерства и ведомства. Названия этих направлений контроля говорят сами за себя.
1. Направление
по контролю за формированием
и исполнением доходов