Государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели и задачи, виды, основные методы;
- определить сущность и значение государственного финансового контроля в современных условиях;
- исследовать принципы организации государственного финансового контроля;
- рассмотреть наиболее важные вопросы организации государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации;
- выявить направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, виды, формы и методы государственного финансового контроля 6
1.1 Цели и задачи государственного финансового контроля 12
2. Система государственного финансового контроля РФ 16
2.1 Деятельность Счетной Палаты 21
3. Оценка эффективности государственного финансового контроля 24
3.1 Пути развития системы ГФК в РФ 26
3.2 Инновационные методы, применяемые в ГФК 27
Заключение 30
Список использованной литературы и другие источники 32

Работа содержит 1 файл

!!!!готовый.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

4. По методам проведения:

сплошная – предусматривает проверку всей финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и регистров за ревизуемый период;

выборочная – предусматривает проверку не всех бухгалтерских документов, а только их определенную часть.

5. В зависимости  от повторяемости  контрольных действий:

первичные – проверка проводится по первоначальному плану;

повторные – возникают в случаях поверхностного проведения первичных ревизий, необъективного изучения фактов, нарушение инструкций, положений по проведенным ревизиям;

дополнительные – проводятся для выявления новых обстоятельств не вскрытых первичными и повторными ревизиями.

 Ревизии  проводятся различными государственными  и негосударственными органами контроля (Счетная палата Российской Федерации, КРУ (ныне департамент) Министерство Финансов России, Центральный банк России, аудиторские службы), а также органами управления (министерствами, ведомствами) в отношении подведомственных им предприятий,  учреждений и организаций.

Результаты  ревизии (комплексной ревизии) оформляются  актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

1.1 Цели и задачи государственного финансового контроля

Цели:

  1. обеспечить экономическую безопасность государства
  2. обеспечить контроль за формированием государственных доходов
  3. проверка выполнения государственных обязательств со стороны физических и юридических лиц
  4. проверка целевого использования бюджета
  5. улучшение взаимодействия и координации деятельности контролирующих органов в РФ.

Задачи:

  • контроль за законностью, целесообразностью, полнотой, своевременностью и целевым назначением направления и использования государственных финансовых ресурсов (в том числе бюджетных дотаций, кредитов, ссуд, субсидий, субвенций и т.д.);
  • контроль за законностью и целесообразностью предоставления государственных финансовых и имущественных гарантий (поручительств), выдаваемых в качестве обеспечения сделок;
  • вскрытие резервов в формировании государственных финансовых ресурсов, выработка предложений по сокращению нерациональных расходов, снижению бюджетного дефицита, дефицита платежного баланса;
  • контроль за сохранностью, правильностью хранения и обслуживания, за законностью и правильностью пользования, целесообразностью (рациональностью) и эффективностью распоряжения материальными ценностями (ресурсами) государства;
  • контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью использования и распоряжения государственными имущественными правами (правами собственности на акции предприятий и т.д.);
  • оценка эффективности организации и проведения преобразования форм собственности (в частности, приватизации);
  • контроль за законностью, правильностью и эффективностью распоряжения нематериальными объектами государственной собственности (влекущего образование финансовых ресурсов);
  • контроль за состоянием и использованием государственных запасов и резервов;
  • контроль за выполнением плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдением нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;
  • контроль за обеспечением финансовой безопасности государства;
  • контроль за законностью и правильностью квотирования и соблюдения экспортных квот (квот на экспорт сырья и т.д.);
  • контроль за обеспечением конкурентных условий во всех сегментах внутреннего рынка (конкурентной среды);
  • оценка макроэкономической ситуации в стране или регионе и перспектив экономического роста (для подготовки заключения по проектам бюджетов);
  • контроль за обеспечением оптимизации цен в высокомонополизированных отраслях экономики и торговли;
  • контроль за законностью и правильностью предоставления и использования налоговых, таможенных и иных финансовых льгот и преимуществ субъектам хозяйствования;
  • контроль за обращением государственных средств в кредитной системе (включая расчетно-кассовое обслуживание, депозиты, размещение ценных бумаг, кредитование через банки или банками под гарантии органов исполнительной власти и т.д.);
  • контроль за организацией денежного обращения в целом;
  • контроль за полнотой и своевременностью исполнения банковской системой соответствующих операций по перечислению бюджетных средств (исполнением платежных документов на перечисление и зачисление средств и т.д.);
  • проверка соблюдения главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, использования и возврата (при условии) государственных средств (ассигнований);
  • контроль за правильным (законным) и экономически обоснованным распределением всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета (осуществляемым по бюджетной росписи доходов и расходов, а также по кассовым планам исполнения бюджета), правильностью и обоснованностью расчетов сметных назначений;
  • контроль за полнотой, своевременностью, структурным соответствием и целевым назначением исполнения доходных и расходных статей федерального и территориальных бюджетов и смет внебюджетных фондов; проверка правильности учета исполнения бюджетов (смет), а также полноты, точности и достоверности соответствующей отчетности;
  • выявление резервов роста доходов государственного бюджета, подготовка предложений по устранению отклонений и совершенствованию бюджетного процесса в целом;
  • контроль за целесообразностью привлечения государством, целевым направлением и эффективностью использования внешних и внутренних займов;
  • контроль за состоянием, обслуживанием и погашением государственного внешнего и внутреннего долга (оптимальностью системы управления долгом);
  • контроль за своевременностью и полнотой расчетов по исполненным государственным заказам;
  • контроль за своевременностью, полнотой и порядком погашения иностранными государствами, их юридическими лицами, международными организациями и межгосударственными образованиями своих задолженностей перед Российской Федерацией;
  • финансовая экспертиза проектов международных договоров Российской Федерации, нормативно-правовых актов и иных документов, затрагивающих государственные финансы прямо, либо косвенно влияющих на формирование, объем и исполнение всех уровней бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (включая внебюджетные фонды субъектов РФ — социальные, целевые, отраслевые и т.д.);
  • оценка финансового состояния и эффективности систем управления и контроля в государственных учреждениях
  • контроль деятельности органов государственной власти и управления (и их должностных лиц), на которых в соответствии с законодательством возложены функции по разработке и реализации государственной финансовой политики10;
  • Следует также добавить, что органы ГФК должны заниматься самой постановкой проблемы и разработкой концепции обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации;

Эти основные задачи и должны реализовываться субъектами ГФК в соответствии с их компетенцией.

Очевидно, что данные задачи представлены в  весьма агрегированном виде, т.е. их можно детализировать или конкретизировать при их распределении между исполнителями — субъектами ГФК.

  1. Система государственного финансового  контроля РФ

Функционирующие в настоящее время в России органы ГФК инкорпорированы в  систему государственной власти в соответствии с необходимостью соблюдения баланса полномочий ее ветвей. В то же время, как говорилось и обосновывалось выше, в настоящее время существует система ГФК, можно сказать, с большой натяжкой. И хотя деятельность отдельных органов ГФК (как парламентского, так и президентского, и правительственного контроля) в отрыве от общей картины контроля в стране и их, к сожалению, весьма незначительное, по крайней мере фактически, влияние на происходящие перестроечные процессы можно было бы оценивать положительно (ведь при любом раскладе хоть что-то все равно ими делается), в общем и целом они не представляют систему. Ни у кого не вызовет сомнений то, что система как таковая может функционировать слаженно, без каких бы то ни было коллизий, столкновений интересов только в случае четкого разграничения сфер деятельности и конкретных задач органов ГФК. К тому же количество органов должно быть адекватно целям и структуре системы. Как свидетельствует практика, многочисленные, но несистемно связанные государственные контролирующие органы оказывают незначительное влияние на состояние порядка и дисциплины в стране, что в целом подрывает саму суть, сам настрой социально-экономических преобразований. При этом ситуацию усугубляет отсутствие скоординированности в деятельности контрольных органов и слаженности в работе. Их функции пересекаются, ответственность размывается. Происходит явное и неявное дублирование и параллелизм и, как следствие этого, снижение действенности и нерациональное использование весьма ограниченных ресурсов. Серьезным препятствием для повышения роли государства в успешном осуществлении экономических реформ является в числе прочего и не совсем оптимальная, а точнее говоря, громоздкая структура ГФК, обусловливающая разобщенный и недостаточный контроль за поступлением, расходованием и сохранностью государственных средств. Эффективность ГФК в таких условиях трудно достижима, что способствует расширению криминальных проявлений во всех сферах экономики, росту дефицита бюджета, государственного долга, стало серьезным препятствием на пути экономической стабилизации и оздоровления финансовой системы. Иными словами, успех реформирования ГФК, действенность его системы напрямую зависят от успешного решения организационно-структурных вопросов. Проанализируем основные вопросы предлагаемой нами структуры системы органов ГФК. Следует отметить, что данные вопросы мы рассматриваем как вопросы организационного обеспечения формирования эффективной системы ГФК.

 

В принципе формирование структуры системы  органов ГФК является весьма сложным процессом, требующим решения ряда аналитических и организационно-технических задач. Упрощенно формирование данной структуры можно разбить на несколько этапов, а именно: 1) выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется система органов ГФК, определение цели ее создания в соответствии с политикой государства; 2) определение основных задач, необходимых для достижения поставленной цели ГФК; 3) объединение однотипных задач в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) системы, специализированных на выполнении этих задач (при этом должен быть учтен принцип разделения властей, функции и роль каждой ветви власти в контроле); 4) разработка схем взаимоотношений, определение целей, задач, функций, прав и ответственности для каждой структурной единицы (органа ГФК), документальное закрепление всего этого в соответствующих нормативно-правовых актах; 5) соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое — систему органов ГФК, определение оргстатуса каждого органа ГФК в их системе и в общей системе государственных органов, определение механизма координации разрозненных усилий органов ГФК (регулирующего органа), разработка и документальное закрепление специального правового акта о системе органов ГФК; 6) интеграция системы органов ГФК с другими звеньями системы управления государством; 7) разработка важных вопросов деятельности органов ГФК, мониторинг и совершенствование структуры и т.д.; 8) разработка и реализация иных вопросов формирования и развития системы ГФК.  

Решение таких вопросов, как место того или иного органа ГФК в оргструктуре их системы, его функциональная направленность, структура, численность и характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое, информационное и иное обеспечение органа, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри органа (в том числе при наличии у него децентрализованных отделений), а также особенности структуры взаимоотношений органа с другими оргзвеньями ГФК, зависит от многих факторов, например, от цели и задач создания органа, государственного устройства, принципов государственного управления, развития государственных систем и т.д.

Структура и иерархический ранг органов  ГФК, определение их места в общей  системе во многом определяются тем, насколько верна позиция руководства страны по отношению к государственному контролю, т.е. насколько правильно понимает руководство роль ГФК в управлении государством. Они также формируются по мере организационного развития государственного управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала государства.

Мы описали  несколько упрощенную процедуру  формирования организационного обеспечения  системы ГФК, применимую лишь в идеальных  или начальных условиях организации государства (или разработки концепции нового государства). Естественно, в существующих условиях необходимо исходить из уже существующей системы, предпринять попытку ее реформирования и совершенствования.

Организационно-структурная  основа системы ГФК нам представляется двухуровневой: 1-й уровень — «ядро» структуры — включает органы ГФК (локальные ЦО) и координирующий их орган (координационный ЦО), а также иные, непосредственно связанные с ними организации; 2-й уровень — «периферия» структуры — все иные государственные органы и их аппараты, законодательно наделенные контрольными функциями как составной частью своих непосредственных управленческих обязанностей.

 

2.1 Деятельность Счетной Палаты

Для осуществления  контроля за исполнением федерального бюджета в Конституции Российской Федерации (ст. 101-103) предусмотрено создание Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации такого внешнего по отношению к исполнительной власти контролирующего органа как Счетной палаты Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации была создана  в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 года и уже в апреле 1995 года приступила к работе на базе работников ликвидированного Контрольно-бюджетного комитета при Государственной Думе (ранее при Верховном Совете Российской Федерации)11.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля,  образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

 В  рамках  задач, определенных действующим  законодательством, Счетная палата  Российской Федерации обладает  организационной и функциональной независимостью.

    Задачами Счетной платы Российской  Федерации являются:

    - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам,  структуре  и целевому назначению;

    - определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

    -  оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    - финансовая экспертиза проектов федеральных законов,  а  также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти,  предусматривающих расходы,  покрываемые за счет средств федерального бюджета,  или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

   - анализ выявленных отклонений  от  установленных  показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных  на их устранение, а также на  совершенствование бюджетного процесса в целом;

   - контроль за законностью и  своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных  фондов  в Центральном  банке Российской  Федерации, уполномоченных банках  и иных финансово-кредитных учреждениях  Российской Федерации;

- регулярное  представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации  о ходе исполнения федерального  бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата Российской Федерации обязана  также контролировать:

- состояние государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, а также деятельность Банка России по обслуживанию государственного долга;

- эффективность  использования иностранных кредитов  и займов, получаемых Правительством Российской Федерации;

- предоставление  Россией средств в форме займов  и на безвозмездной основе  иностранным государствам и международным  организациям, а также финансовую  деятельность представительств  Российской Федерации за рубежом.

Контрольная деятельность Счетной палаты Российской Федерации осуществляется по 12 основным направлениям. Каждое направление контроля возглавляется аудитором Счетной палаты, за которым закреплены соответствующие разделы (по доходам и расходам) бюджетной классификации и подконтрольные министерства и ведомства. Названия этих направлений контроля говорят сами за себя.

1. Направление  по контролю за формированием  и исполнением доходов федерального  бюджета, налогового законодательства  и налоговой политики.

Информация о работе Государственный финансовый контроль