Государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели и задачи, виды, основные методы;
- определить сущность и значение государственного финансового контроля в современных условиях;
- исследовать принципы организации государственного финансового контроля;
- рассмотреть наиболее важные вопросы организации государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации;
- выявить направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, виды, формы и методы государственного финансового контроля 6
1.1 Цели и задачи государственного финансового контроля 12
2. Система государственного финансового контроля РФ 16
2.1 Деятельность Счетной Палаты 21
3. Оценка эффективности государственного финансового контроля 24
3.1 Пути развития системы ГФК в РФ 26
3.2 Инновационные методы, применяемые в ГФК 27
Заключение 30
Список использованной литературы и другие источники 32

Работа содержит 1 файл

!!!!готовый.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Экономические и политические преобразования в  Российской Федерации в начале 90-х годов привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы государственного финансового контроля и постепенному приближению ее к западной модели. В связи с чем, появились новые органы государственного финансового контроля:

  • Счетная палата Российской Федерации;
  • Министерство Российской Федерации по налогам и сборам;
  • Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (которая в данное время как таковая не существует);
  • Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и др.

Новая система политической власти во главе  с Президентом Российской Федерации вызвала к жизни президентский контроль.

Возник  аудиторский контроль, т.е. появились и начали действовать негосударственные контролирующие службы (аудиторы), осуществляющие на договорной основе по заказу самих предприятий или соответствующих контролирующих и правоохранительных органов проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций1.

Рассматривая  современное состояние дел в  сфере государственного финансового контроля, приходится с сожалением констатировать, что на начальном этапе рыночных преобразований многие связанные с ним вопросы не получили необходимой политической поддержки, требуемого законодательного обеспечения и должного научного и методического обоснования, а сам он в угоду частных коммерческих структур был значительно ослаблен2.

В результате реформ была полностью ликвидирована такая эффективная форма всеобъемлющего общественного государственного контроля за целевым и рациональным использованием государственных средств, финансовых и материальных ресурсов, каковыми являлись органы народного контроля.

Кроме того, был значительно ослаблен ведомственный контроль и перестало уделяться необходимое внимание организации внутреннего контроля в государственных учреждениях.

Вследствие "реформ" в России воровство  и коррупция достигли огромных неконтролируемых масштабов, государство не получает необходимых налоговых доходов и прочно засело в долговую «яму», в бюджете образовалась огромная "дыра", в связи с чем большинство бюджетных организаций финансируются ниже минимальных потребностей, а рабочие и служащие годами не получают заслуженную зарплату. И под давлением этих очевидно бесспорных фактов уже на самом высшем уровне достигнуто понимание необходимости усиления государственного финансового контроля.

Несмотря  на это, сегодня все еще приходится доказывать, что государственный финансовый контроль должен являться важнейшей функцией государства, обеспечивающей условия нормального функционирования всей финансово-кредитной системы3.

Ведь  рыночные отношения не отменяют необходимости  принятия мер по устранению недостатков  и предупреждению финансовых нарушений. Для чего необходимо систематически проводить ревизии или проверки финансовой деятельности органов государственной власти, министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, которые используют государственную собственность, расходуют бюджетные средства, пользуются налоговыми льготами или уплачивают налоги в государственный бюджет4.

Финансовый  контроль государства обеспечивает необходимую в экономике обратную связь, систематическую сверку планов и фактических результатов, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Государственный контроль во многом помогает избежать ошибок, которые очень дорого обходятся в финансово-экономической сфере.

Кроме того, хорошо поставленная система государственного финансового контроля способствует и достижению принципов социальной справедливости, без чего нельзя сформировать доверие людей к центральным и региональным властям.

Однако  деятельность существующих сегодня  в Российской Федерации органов государственного финансового контроля нельзя признать эффективной и совершенной, и потому требуется необходимость улучшения системы в целом.

     Целью моей курсовой работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации.

     В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие  задачи:

     - рассмотреть понятия государственный  финансовый контроль, выделить его цели и задачи, виды, основные методы;

     - определить сущность и значение  государственного финансового контроля  в современных условиях;

     - исследовать принципы организации  государственного финансового контроля;

     - рассмотреть наиболее важные  вопросы организации государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации;

     - выявить направления совершенствования  российской системы государственного  финансового контроля. 

  1. Сущность, виды, формы и методы государственного финансового контроля

Финансовый  контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов5.

Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов6.

Существует  две формы контроля – это государственный  и негосударственный (аудиторский).

Финансовый  контроль классифицируется по разным критериям:

- по времени проведения:

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

по  субъектам контроля:

  • президентский;
  • контроль представительных органов власти и местного самоуправления;
  • контроль исполнительных органов власти;

контроль  кредитно-финансовых органов;

  • внутрихозяйственный;
  • ведомственный;

по  сфере финансовой деятельности:

  • бюджетный;
  • налоговый;
  • валютный;
  • кредитный;
  • страховой;
  • инвестиционный;
  • контроль за денежной массой.

по  форме проведения:

  • обязательный (внешний);
  • инициативный.

по  методам проведения:

  • проверки;
  • обследования;
  • надзор;
  • анализ финансовой деятельности;
  • наблюдение (мониторинг);
  • ревизии.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых бухгалтерских операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. А на микроуровне — это процесс разработки и утверждения финансовых планов,  смет и пр7.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и пр. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют органы федерального казначейства и централизованные бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии (проверки) отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для выявления случаев не целевого и нерационального использования бюджетных средств, оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов с фактически полученными результатами и пр.

Проверки проводятся на основе отчетной документации и первичных приходных и расходных документов. При их проведении рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование охватывает широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает проверку соблюдения ими установленных правил и нормативов8.

Анализ  финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственными средствами и эффективности их использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны финансово-кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. При этом, неэффективное использование полученной бюджетной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования.

Ревизия наиболее полный и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это сплошная проверка всех финансово-бухгалтерских документов (особенно кассовых и банковских) ревизуемой организации и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности этого экономического субъекта с целью проверки ее законности, целесообразности и эффективности.

Ревизии могут проводиться:

1. В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого учреждения:

  полные – предусматривают проверку всей финансово-хозяйственной деятельности учреждений;

частичные (неполные) – проверяются лишь определенные виды хозяйственных операций;

комплексные предусматривает глубокое изучение широкого круга вопросов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность учреждения (обычно проводятся бригадой ревизоров);

тематические – предусматривают проверку ряда однотипных учреждений по отдельным специальным вопросам (темам);

сквозные – проводятся одновременно в головном учреждении и в его филиалах9;

2. По назначению:

плановые  – проводятся по первоначальному плану контрольно-ревизионной работы не реже одного раза в два года;

внеплановые – проводятся в связи с грубыми нарушениями финансово-хозяйственной деятельности учреждений, при замене руководителя учреждения;

3. В зависимости  от базы, от источников  проверки:

документальные – проверяются первичные бухгалтерские документы. Способы: формальная и арифметическая проверки документов, юридическая оценка, логический контроль, сплошное и выборочное наблюдение, встречная проверка, различные приемы экономического анализа;

или фактические. Способы: инвентаризация, экспертная оценка квалифицированными специалистами, визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений.

Информация о работе Государственный финансовый контроль