Государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:20, реферат

Описание работы

Государственный финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 9
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 11
4.СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КАК ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

финансы1.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

     Основная  цель аудиторской деятельности —  установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих  субъектов и соответствия совершенных  ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

     Обязательная  аудиторская проверка проводится в  случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению  хозяйствующего субъекта.

     Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

     Качество  аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

  • понесенные убытки в полном объеме;
  • расходы на проведение перепроверки;
  • штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

     По  объектам контроля финансовый контроль включает следующие разновидности  контроля: бюджетно-финансовый, налоговый, таможенный, валютный.

     Бюджетно-финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов по составлению и исполнению бюджета.

     Задача  контроля при составлении проекта  бюджета состоит в том,чтобы  полнее использовать в доходной части  бюджета резервы финансовых источников.

     Вместе  с тем контроль имеет своей  целью проверить использование бюджетных средств по назначению в соответствии с утвержденным бюджетом, предотвратить нарушения в использовании бюджетных средств.

     Налоговый контроль — часть финансового контроля. Он имеет своей целью мобилизацию налоговых доходов бюджетов всех уровней путем обеспечения полной собираемости налогов, установленных законодательством РФ. Органы налогового контроля проводят проверки по выполнению юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед государством. Он призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогооблажения.

     Таможенный  контроль имеет своей целью обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет в соответствии с законодательством РФ.

     Валютный  контроль имеет своей целью обеспечить экономическую безопасность страны: соблюдние действующего законодательства о валютных операциях.

     Ведомственный финансовый контроль осуществляется в  целях повышения эффективности  деятельности предприятий отрасли. Способствует выявлению внутренних финансовых резервов и соблюдению налогового законодательства.

2. Формы и методы  финансового контроля

 

     В соответсвии с БК РФ законодательные (представительные) и представительные органы местного самоуправления применяют  следующие формы финансовго контроля:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

     Предварительный контроль производится до совершения финансовых операций по созданию, распределению и использованию денежных средств с целью предупрежедения финансовых нарушений законодательства, выявления на стадии прогнозов и планов дополнительных финансовых ресурсов. Предварительный контроль предусматривает оценку обоснованности финансовых программ, финансовых планов, финансовых смет, учредительских договоров, обоснованности расчетов прибыли и др.

     Текущий (оперативный)  контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд с целью предотвращения нарушений финансовой дисциплины, предупреждения возможных потерь на фоне быстро меняющейся финансовой ситуации в расходовании денежных средств в процессе осуществления финансовой и хозяйственной деятельности. Объектом текущего контроля в первую очередь становится документация, связанная с уплатой или получением денежных средств. Затраты сопоставляются с нормативами расходов.

     Последующий контроль проводится после совершения финансовых операций путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации с целью выявления нарушений финансового законодательства и оценки результатов финансовой деятельности. Результаты финансовой деятельности сравниваются с планами, нормативами. Эта форма контроля проводится путем анализа отчетов и балансов, путем проверок и ревизий непосредственно на месте в организациях и учреждениях.

     Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Применяются следующие методы финансового контроля: наблюдение, обследование, проверка, анализ, ревизия, надзор.

     Наблюдение (мониторинг) — общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля со стороны контролирующих организаций за выполнением определенных действий предприятиями. Например, наблюдение за использованием выданной ссуды, наблюдение за финансовым состоянием предприятия-клиента.

     Наблюдение  может быть по одному или нескольким показателям деятельности организации.

     Обследование  в отличие от наблюдения охватывает более широкий круг финансовых показателей обследуемого предприятия для определения его финансового состояния. При обследовании могут использоваться такие приемы, как опрос и анкетирование.

     Проверка  финансовой деятельности проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений и их устранения. Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности на месте и проводится с целью устранения нарушений.

     Проверки  финансовой деятельности могут осуществляться государственными,ведомственными и  внутрихозяйственными органами контроля.

     Результаты  проверки государственными ведомственными и внутренними органами контроля оформляются актами проверки.

     Анализ в переводе с греческого означает «расчленение, разложение изучаемого объекта или процесса на отдельные составляющие части, элементы, внутренне присущие этому объекту». В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод исследования (изучения) путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ — это метод научного исследования (познания) и оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы (совокупности).

       Цель финансового анализа —  оценить финансовое состояние  организации на основе достоверной  информации, определить финансовый  результат, платежеспособность организации,  оценить эффективность использования  капитала.

     При анализе используются различные аналитические приемы (средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.).

     Ревизия — это наиболее глубокий и всеобъемлющий основной метод финансового контроля. Это полное обследование финансово — хозяйственной деятельности предприятия, организации. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизий.

     Ревизии могут быть комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные с проверкой товарно-материальных ценностей.

     Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и организаций, ревизионными комиссиями организаций, а также государственными органами контроля.

     Плановые  ревизии, как правило, проводятся на основе заранее составленной программы  работы ревизора, в которой определяется ревизуемый объект, конкретный перечень вопросов контроля, методы контроля, сроки ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим силу источника доказательства в следственной и судебной практике.

     Надзор  проводится контролирующими государственными органами за предприятиями и организациями, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности, за соблюдение нормативов. Например, надзорные функции практикует Центральный банк РФ, осуществляя надзор за деятельностью в стране коммерческих банков, Росстрахнадзор — за страховыми фирмами.

3. Органы государственного  финансового контроля

 

     В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств.

     Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.

     Важной  формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский контроль. В соответствии с Бюджетным кодексом законодательные (представительные) органы власти осуществляют:

  • предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других нормативных актов, посвященных финансовым вопросам;
  • текущий контроль – при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях парламентских комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий контроль – при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета, подготовленных исполнительной властью.

     В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных  с государственными финансами. К их функциям относится проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.

     Для осуществления контрольных полномочий парламент наделяется следующими правами: получать от органов исполнительной власти и местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые при утверждении бюджета; получать от государственных финансовых органов оперативную информацию о ходе исполнения бюджета; выносить оценку деятельности органов, исполняющих бюджет, и др. Законодатели регулярно получают сведения о состоянии государственных финансов через специально созданный контрольный орган – Счетную палату. Основной задачей Счетной палаты является проведение внешнего аудита бюджета. Ее функции и статус будут рассмотрены нами более подробно.

Информация о работе Государственный финансовый контроль