Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:20, реферат
Государственный финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 9
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 11
4.СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КАК ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социального страхования, экономики и социологии труда
Кафедра
финансов и кредита
РЕФЕРАТ
По учебному курсу «Финансы»
на
тему: «Государственный
финансовый контроль.»
БУХ-Д-3-1
Марухина Ю.Г.
Проверила:
Грунина А.А.
МОСКВА
2011.
Содержание
Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
Повышение профессионального уровня депутатов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации приводит к более углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Система финансового контроля в развитых странах включает, как правило, следующие элементы:
Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х годов привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы государственного финансового контроля и постепенному приближению ее к западной модели. В связи с чем, появились новые органы государственного финансового контроля:
-
Счетная палата Российской
-
Министерство Российской
- Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (которая в данное время как таковая не существует);
-
Главное управление
Новая система политической власти во главе с Президентом Российской Федерации вызвала к жизни президентский контроль.
Во
многих субъектах Российской Федерации
созданы и действуют
Возник
аудиторский контроль, т.е. появились
и начали действовать негосударственные
контролирующие службы (аудиторы), осуществляющие
на договорной основе (за определенную
плату) по заказу самих предприятий или
соответствующих контролирующих и правоохранительных
органов проверку достоверности отчетной
документации и законности финансовых
операций.
Государственный
финансовый контроль используется всеми
странами (даже с самой развитой
рыночной экономикой) в той мере,
какой у них диктуется
Финансовый контроль государства обеспечивает необходимую в экономике обратную связь, систематическую сверку планов и фактических результатов, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Государственный контроль во многом помогает избежать ошибок, которые очень дорого обходятся в финансово-экономической сфере.
Кроме того, хорошо поставленная система государственного финансового контроля способствует и достижению принципов социальной справедливости, без чего нельзя сформировать доверие людей к центральным и региональным властям.
Однако деятельность существующих сегодня в Российской Федерации органов государственного финансового контроля нельзя признать наиболее эффективной и полностью совершенной, и потому имеется настоятельная необходимость в их улучшении.
Современный
этап развития экономики России характеризуется
заметными тенденциями
Финансовый контроль — регламентированная законодательством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля.
Назначение финансового контроля заключается в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования бюджетных финансовых средств во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он заключается в проверке деятельности участников бюджетного процесса, органов управления и хозяйствующих субъектов с точки зрения соблюдения законности.
Основными задачами финансового контроля являются:
Объектом финансового контроля
являются денежные отношения,
распределение и
Финансовой проверке
Финансовый контроль охватывает правильность формирования стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, использования бюджета и внебюджетных фондов, расходования смет некоммерческими организациями, целевое использование бюджетных средств, полноту налоговых платежей и неналоговых отчислений.
Нарушение финансовой дисциплины карается экономически посредством финансовых санкций и в административном, и уголовном порядке.
Финансовый контроль применятеся во всех сферах экономики.
Субъектами финансового контроля выступают организации, наделенные правом финансового контроля.
В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие виды контроля:
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
Государственный
контроль осуществляют также органы
представительной (законодательной) и
исполнительной власти субъектов РФ.
Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.
Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.
Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.