Государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:20, реферат

Описание работы

Государственный финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 9
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 11
4.СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КАК ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

финансы1.doc

— 253.50 Кб (Скачать)
 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социального страхования, экономики и социологии труда

Кафедра финансов и кредита 
 
 
 
 
 
 
 
 

   РЕФЕРАТ

По  учебному курсу «Финансы»

на  тему: «Государственный финансовый контроль.» 
 
 
 

                                                                                  Выполнила студентка группы

БУХ-Д-3-1 Марухина Ю.Г. 

Проверила: Грунина А.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   МОСКВА

2011.

 

       Содержание

 

Введение

     Финансовый  контроль - совокупность действий и  операций по проверке финансов и связанных  с ними вопросов с применением специфических форм и методов.

     Государственный финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

     Повышение профессионального уровня депутатов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации приводит к более углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

     Система финансового контроля в развитых странах включает, как правило, следующие  элементы:

  • ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства - общий контроль за расходованием государственных средств;
  • налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;
  • контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных организаций и учреждений;
  • негосударственные контролирующие (аудиторские) службы, осуществляющие на коммерческой (платной) основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций.

     Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х годов привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы государственного финансового контроля и постепенному приближению ее к западной модели. В связи с чем, появились новые органы государственного финансового контроля:

     - Счетная палата Российской Федерации;

     - Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам;

     - Федеральная служба налоговой  полиции Российской Федерации  (которая в данное время как  таковая не существует);

     - Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и др.

     Новая система политической власти во главе  с Президентом Российской Федерации  вызвала к жизни президентский  контроль.

     Во  многих субъектах Российской Федерации  созданы и действуют специальные контролирующие органы представительной власти (контрольно-счетные палаты, счетно-контрольные комиссии областных законодательных собраний и т.д.). А в Республике Татарстан успешно действует мощный комитет государственного контроля.

     Возник  аудиторский контроль, т.е. появились и начали действовать негосударственные контролирующие службы (аудиторы), осуществляющие на договорной основе (за определенную плату) по заказу самих предприятий или соответствующих контролирующих и правоохранительных органов проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций. 

     Государственный финансовый контроль используется всеми  странами (даже с самой развитой рыночной экономикой) в той мере, какой у них диктуется политическими  и экономическими задачами. Мало того, в условиях рыночной экономики финансовые аспекты деятельности государства не только не упрощаются, а наоборот - усложняются. В том числе и в связи с активным привлечением к удовлетворению общественных нужд коммерческих структур, использованием так называемых уполномоченных коммерческих банков и инфраструктуры других финансово-кредитных учреждений для обслуживания государственных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

     Финансовый  контроль государства обеспечивает необходимую в экономике обратную связь, систематическую сверку планов и фактических результатов, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Государственный контроль во многом помогает избежать ошибок, которые очень дорого обходятся в финансово-экономической сфере.

     Кроме того, хорошо поставленная система  государственного финансового контроля способствует и достижению принципов  социальной справедливости, без чего нельзя сформировать доверие людей  к центральным и региональным властям.

     Однако  деятельность существующих сегодня в Российской Федерации органов государственного финансового контроля нельзя признать наиболее эффективной и полностью совершенной, и потому имеется настоятельная необходимость в их улучшении.

1. Понятие, назначение и виды финансового контроля

     Современный этап развития экономики России характеризуется  заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансово-экономических отношений. В связи с этим объективно возрастают значение и роль финансового контроля в стране.

     Финансовый  контроль — регламентированная законодательством  совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и  налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля.

     Назначение  финансового контроля заключается  в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования бюджетных финансовых средств во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он заключается в проверке деятельности участников бюджетного процесса, органов управления и хозяйствующих субъектов с точки зрения соблюдения законности.

     Основными задачами финансового контроля являются:

  • контроль за соблюдением действующего законодательства и нормативных актов;
  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов,в том числе резервов снижения затрат в сфере производства и услуг, снижения себестоимости и повышения рентабельности;
  • обеспечение сохранности государственной собственности.

                 Объектом финансового контроля  являются денежные отношения,  распределение и перераспределение  национального дохода.

                 Финансовой проверке подвергаются  стоимостные показатели — выручка  от реализации продукции (товаров, услуг, работ), себестоимость, оплата труда, амортизация, затраты и издержки, цены, тарифы, доходы, прибыль, использование прибыли, собираемость налогов и налогообложение.

     Финансовый  контроль охватывает правильность формирования стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, использования бюджета и внебюджетных фондов, расходования смет некоммерческими организациями, целевое использование бюджетных средств, полноту  налоговых платежей и неналоговых отчислений.

     Нарушение финансовой дисциплины карается экономически посредством финансовых санкций  и в административном, и уголовном  порядке.

     Финансовый  контроль применятеся во всех сферах экономики.

     Субъектами  финансового контроля выступают  организации, наделенные правом финансового контроля.

     В зависимости от правовой природы  субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие виды контроля:

  • государственный (проводится государственными органами);

     Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

     Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и  исполнительной власти субъектов РФ. 

     
  • ведомственный (проводится контрольными подразделениями финансовых органов);

     Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе  общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

  • внутрихозяйственный (внутрифирменный);

     Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

  • негосударственный (аудиторский).

     Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

     Аудиторская деятельность осуществляется наряду с  финансовым контролем, проводимым в  соответствии с законодательством  РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и  желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

     Лицензии  на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для  проведения банковского аудита, Департаментом  страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых  организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Информация о работе Государственный финансовый контроль