Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:00, курсовая работа
Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность государственного финансового контроля. Теоретические аспекты. 4
1.1 Сущность и виды финансового контроля 4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля 7
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля 10
1.4 Виды государственного финансового контроля 13
1.5 Принципы государственного финансового контроля 14
Глава 2. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации 16
2.1 Осуществление государственного финансового контроля. Международный опыт. 16
2.2 Система государственного финансового контроля в РФ 18
2.3 Осуществление государственного финансового контроля в РФ 20
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля 23
3.1 Недостатки системы государственного финансового контроля и пути ее развития 24
3.2 Развитие нормативно-правовой базы государственного финансового контроля 26
Заключение 30
Список используемой литературы 31
— должно быть четко определено то, какие конкретные вопросы ГФК рассматривает тот или иной уровень нормативного регулирования (см. рис. 3), как он взаимодействует с иными уровнями, какие виды нормативно-правовых актов входят в тот или иной уровень;
— должна быть четко определена обязательность применения, порядок разработки и согласования нормативно-правовых актов ГФК.
Итак, перед разработчиками
законодательной базы государственного
финансового контроля стоит задача
урегулировать следующие
- контроль за федеральными финансовыми средствами, находящимися в распоряжении федеральных органов, а также передаваемыми в любых формах субъектам Федерации и органам местного самоуправления;
- контроль за финансовыми средствами субъектов Федерации, в том числе передаваемыми органам местного самоуправления.
Следует решить и другой
стратегический вопрос: нужно ли принимать
всеобъемлющий закон о
В настоящее время наиболее широко известны и признаны две формы контроля за использованием государственных финансовых ресурсов вообще и исполнением бюджетов в частности – это парламентский и административный контроль. Однако в них не учитывается наличие в уже действующей системе финансового контроля новых органов, не зависящих от обеих ветвей власти, – счетных и контрольно-счетных палат. Значит, в Положение о формах бюджетно-финансового контроля необходимо добавить независимый контроль. Тогда система финансового контроля будет приведена в соответствие с аналогами в демократических государствах, где образуются независимые от исполнительной и законодательной ветвей власти контрольные органы в форме счетных палат (Германия, Франция, Италия и т.д.) либо ведомств государственных контролеров или аудиторов (США, Канада, Индия, Австралия и т.д.). Кстати, в некоторых российских регионах контрольно-счетные палаты уже получили такой статус, основанный на равноудаленности от всех ветвей власти. Иначе говоря, в законе целесообразно закрепить положение о том, что бюджетно-финансовый контроль осуществляется в форме парламентского, административного и независимого контроля.
Анализ правовых норм, определяющих виды, формы и органы контроля, позволяет сделать вывод о том, что законодательно не определены:
- понятия «финансовый контроль» и «система финансового контроля»;
- единые принципы финансового контроля;
- перечень контролирующих и надзорных органов, относящихся к органам финансового контроля;
- порядок взаимодействия органов финансового контроля.
Обобщая вышесказанное, допустимо
сформулировать основную задачу, стоящую
перед правовым государством: создать
на всей территории Российской Федерации
единое поле финансового контроля,
базирующееся на практичном (с точки
зрения применимости) законодательстве
с достаточно четко определенным
понятийным аппаратом. Можно констатировать,
что в России сложились основные
элементы системы государственного
контроля, однако они пока далеки до
совершенства. В числе особо актуальных
проблем – отсутствие четкого
определения основных признаков, которые
применяются при квалификации нарушений,
выявляемых в процессе реализации контрольных
функций, незаконного, неэффективного
и нерационального
Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
Сегодня назрела необходимость должного правового регулировании организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.
При совершенствовании системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что для того, чтобы ГФК в России был действительно эффективным и соответствовал уровню развитых государств, необходимо проделать много важных и существенных преобразований.
1. Финансы: Учебник для вузов // под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000.
2. Финансы: Учебник для вузов // Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.-М.: ЮНИТИ, 2000
3. Государственный финансовый контроль: методология и организация // Бурцев В.В. — М.: Издательская компания ИВЦ «Маркетинг», 2000.
4. Деньги Всемирного Банка любят счет // Ляпунова Г. – «Коммерсантъ». – 2002. – 15 февраля
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
6. Научные основы организации системы общегосударственного контроля //Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Финансы. — 2002 — № 4
7. «Нужно начинать сначала — с создания концепции государственного финансового контроля» // Подберезкин А.И., Кириков Е.П., Суров С.П. – Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал»
8 Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства. // Пансков В.Г. – Российский экономический журнал. — 2002 — № 5-6
9. Финансы // Корсун Т.И., Науменко А.М. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003
10. Финансы // Под ред. А.Д. Маркулянц.: Финансы и статистика, 2004.
11. Финансы, кредит, денежное обращение // Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. М.: НОРМА, 2003.
1 Финансы: Учебник для вузов // Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.-М.: ЮНИТИ, 2000
2 Финансы // Под ред. А.Д. Маркулянц.: Финансы и статистика, 2004.
3 Лимская декларация. Аналитическая записка // Бушмаринов С.Ю., 2003 г.
4 Сайт Контрольно-счетной палаты Москвы. http://www.kps.mos.ru/
5 Государственный финансовый контроль: методология и организация // Бурцев В.В. — М.: Издательская компания ИВЦ «Маркетинг», 2000.
6 Деньги Всемирного Банка любят счет // Ляпунова Г.- «Коммерсантъ». – 2002. – 15 февраля
Информация о работе Государственный финансовый контроль и пути его совершенствования