Государственный финансовый контроль и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и сущность государственного финансового контроля. Теоретические аспекты. 4

1.1 Сущность и виды финансового контроля 4

1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля 7

1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля 10

1.4 Виды государственного финансового контроля 13

1.5 Принципы государственного финансового контроля 14

Глава 2. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации 16

2.1 Осуществление государственного финансового контроля. Международный опыт. 16

2.2 Система государственного финансового контроля в РФ 18

2.3 Осуществление государственного финансового контроля в РФ 20

Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля 23

3.1 Недостатки системы государственного финансового контроля и пути ее развития 24

3.2 Развитие нормативно-правовой базы государственного финансового контроля 26

Заключение 30

Список используемой литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 106.89 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

 

«Государственный  финансовый контроль и 

пути его совершенствования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

Кухаренко О.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Понятие и  сущность государственного финансового  контроля. Теоретические аспекты. 4

1.1 Сущность и виды  финансового контроля 4

1.2 Сущность, цели и  задачи государственного финансового  контроля 7

1.3 Предмет и метод  государственного финансового контроля 10

1.4 Виды государственного  финансового контроля 13

1.5 Принципы государственного  финансового контроля 14

Глава 2. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации 16

2.1 Осуществление государственного  финансового контроля. Международный  опыт. 16

2.2 Система государственного  финансового контроля в РФ 18

2.3 Осуществление государственного  финансового контроля в РФ 20

Глава 3. Пути повышения  эффективности государственного финансового  контроля 23

3.1 Недостатки системы  государственного финансового контроля  и пути ее развития 24

3.2 Развитие нормативно-правовой  базы государственного финансового  контроля 26

Заключение 30

Список используемой литературы 31

 

 

Введение

В настоящее время в  России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Ни одна из острейших социально-экономических  проблем не будет решена, ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.

Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации.

Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного финансового контроля, его виды, формы, методы и принципы. Вторая глава посвящена рассмотрению системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, а так же был проанализирован ме. В третьей главе рассмотрены проблемы системы государственного финансового контроля и сформулированы предложения по их разрешению, а также возможные пути совершенствования государственного финансового контроля.

 

Глава 1. Понятие и сущность государственного финансового контроля. Теоретические  аспекты.

1.1 Сущность и виды финансового контроля

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.

Финансовый контроль –  это система надзора контрольных органов за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и организаций с целью обоснованной оценки эффективности их деятельности, проверки законности и целесообразности финансовых операций, выявления резервов улучшения использования ресурсов и увеличения доходов государственного бюджета.

С позиций теории управления, контроль как одна из его функций  представляет собой механизм обратной связи, т. е. систему наблюдения и  проверки функционирования управляемого объекта для оценки эффективности  управленческих решений, условий и  результатов их реализации. В этом смысле финансовый контроль выражается совокупностью действий субъекта управления по надзору за состоянием финансовых ресурсов и динамикой денежных потоков  объектов хозяйственного управления в  финансовой системе.

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений1. Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов. Финансовый контроль — это стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов, т. е. объект финансового контроля — денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

Следует так же отметить, что объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как  кульминационный момент управленческого  цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.

Теперь следует разобраться  с видами финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

  1. Государственный финансовый контроль, который в свою очередь подразделяется на ведомственный и вневедомственный контроль;
  2. Негосударственный финансовый контроль;

По регламенту осуществления финансовый контроль подразделяется:

- обязательный (внешний);

- инициативный (внутренний).

По времени проведения финансовый контроль делится на:

# предварительный;

# текущий (оперативный);

# последующий.

Теперь вкратце рассмотрим все виды контроля.

Государственный финансовый контроль — это система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а так же разработка превентивных мероприятий по их предотвращению.

Негосударственный финансовый контроль включает в себя:

- внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

- аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

- гражданский финансовый контроль;

- общественный финансовый контроль;

- правовой финансовый контроль;

- страховой финансовый контроль, и другие виды.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

Теперь отдельно остановимся  на государственном финансовом контроле.

1.2 Сущность, цели и задачи государственного  финансового контроля

Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

— ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

— несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

— недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

В общем и целом цель государственного финансового контроля — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:

1) управлению (включая стадии  планирования, формирования, распределения  и использования) государственными  финансовыми и материальными  (материальными продуктами человеческой  деятельности, природными видами  собственности) ресурсами, нематериальными  объектами государственной собственности  и государственными имущественными  правами (там, где такое управление  опосредствуется финансовыми, т.е.  денежными, отношениями — например, образование финансовых ресурсов  в процессе распоряжения материальными  и нематериальными объектами,  имущественными правами);

Информация о работе Государственный финансовый контроль и пути его совершенствования