Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:17, курсовая работа
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.
4. Выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России.
5. Раскрыть основных направлений для совершенствования в этой области.
Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля
1.1 История развития государственного финансового контроля в России
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля
Глава 2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации
2.1 Счетная палата как орган финансового контроля
2.2 Финансовый контроль со стороны Министерства финансов
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля
3.1 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации в 2008 году
3.2 Основные направления деятельности Счетной платы Российской Федерации в 2009 году
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Принятая в 1993 году
Конституция Российской Федерации
провозгласила построение в России
демократического общества. Началось
коренное преобразование структуры
государственной власти, основанное
на принципах бюджетного федерализма
и разделения властей. В частности,
в Конституции 1993 г. были законодательно
закреплены государственная и
В этих условиях реальный
контроль за государственными финансами
продолжал осуществлять только Минфин
России, но это был внутренний контроль
исполнительной власти и ему подлежали,
в основном, только средства федерального
бюджета. Региональные органы исполнительной
власти, которые согласно Конституции
получили право самостоятельно распоряжаться
государственной собственностью субъектов
Российской Федерации, стали создавать
собственные финансовые органы и органы
финансового контроля. Но это также был
только внутренний контроль исполнительной
власти. Деятельность же самой исполнительной
власти в финансово-материальной сфере,
особенно в условиях масштабной приватизации,
-- оставалась абсолютно бесконтрольной
Вместе с тем, несмотря
на свою краткость, указание в Конституции
1993 года (п. 5 ст. 101), что «Для осуществления
контроля за исполнением федерального
бюджета Совет Федерации и
Государственная Дума образуют Счетную
палату, состав и порядок деятельности
которой определяются федеральным
законом» имеет огромное значение.
Впервые в истории России открылась
возможность организовать принятый
во всех демократических странах
внешний, независимый от исполнительной
власти контроль за управлением государственными
финансовыми средствами.
11 января 1995 года
в соответствии с Конституцией
был принят Федеральный закон
№ 4-ФЗ «О Счетной палате
Российской Федерации», согласно
которому был создан
В своем выступлении
на Совещании руководителей высших
контрольно-ревизионных
1.2 Понятие и сущность
государственного финансового
Контроль за состоянием
экономики, развитием социально-
Роль финансового
контроля в условиях рыночной экономики
многократно возрастает, так как
он является формой реализации контрольной
функции финансов, которая определяет
его назначение и содержание. Вместе
с тем в зависимости от социально-экономического
положения государства, расширения
прав хозяйствующих субъектов в
осуществлении финансовой деятельности,
возникновения различных организационно-правовых
форм предпринимательства содержание
финансового контроля существенно обогащается.
Финансовый контроль
- это совокупность действий и операций
по проверке финансовых и связанных
с ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления (государства,
предприятий, учреждений, организаций)
с применением специфических
форм и методов его организации
Нешитой А.С. «Финансы», Москва: Дашков
и Кє, 2005 год, 512 стр.. Он осуществляется
законодательными и исполнительными
органами власти всех уровней, а также
специально созданными учреждениями и
включает:
· контроль за соблюдением
финансово-хозяйственного законодательства
в процессе формирования и использования
фондов денежных средств;
· оценку экономической
эффективности финансово-
Финансовый контроль,
в отличие от других видов контроля
(экологического, санитарного, административного
и др.), связан с использованием стоимостных
категорий. Предметом проверок выступают
такие финансовые (стоимостные) показатели,
как прибыль, доходы, рентабельность,
себестоимость, издержки обращения, налог
на добавленную стоимость, отчисления
на различные цели и в фонды. Эти
показатели носят синтетический
характер, поэтому контроль за их выполнением
, динамикой, тенденциями охватывает
все стороны производственной, хозяйственной
и коммерческой деятельности предприятий,
а также механизм финансово-кредитных
взаимосвязей. Объектом финансового
контроля являются денежные, распределительные
процессы при формировании и использовании
финансовых ресурсов, в том числе
в форме фондов денежных средств
на всех уровнях народного хозяйства.
Конкретные формы
и методы организации финансового
контроля - это практическое воплощение
объективно присущего финансам как
экономической категории
Финансовый контроль
призван обеспечивать интересы и
права как государства и его
учреждений, так и всех других экономических
субъектов; финансовые нарушения влекут
санкции и штрафы.
Государственный финансовый
контроль предназначен для реализации
финансовой политики государства, создания
условий для финансовой стабилизации.
Это, прежде всего разработка, утверждение
и исполнение бюджетов всех уровней и
внебюджетных фондов, а также контроль
за финансовой деятельностью государственных
предприятий и учреждений, государственных
банков и финансовых корпораций. Финансовый
контроль со стороны государства негосударственной
сферы экономики затрагивает лишь сферу
выполнения денежных обязательств перед
государством включая налоги и другие
обязательные платежи, соблюдение законности
и целесообразности при расходовании
выделенных им бюджетных субсидий и кредитов,
а также установленных правительством
правил организации денежных расчетов,
ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль
за деятельностью предприятий
· проверку эффективности
и целесообразности использования
денежных ресурсов - собственных, заемных
и привлеченных;
· анализ и сопоставление
фактических финансовых результатов
с прогнозируемыми;
· финансовую оценку
результатов инвестиционных проектов;
· правильность и
достоверность финансовой отчетности;
· контроль за финансовым
состоянием и ликвидностью.
Финансовый менеджер
в крупной коммерческой структуре
контролирует весь процесс инвестирования
капитала. Это так называемый постаудит
Нешитой А.С «Финансы», Москва: Дашков
и Кє, 2005 год, 512 стр., который включает
сравнение фактических
Следовательно, финансовый
контроль - важный элемент системы
управления финансами. Экономические
и политические преобразования в
РФ в начале 90-х гг. привели к
существенной перестройке системы
контрольных органов. В частности,
в 1990 г. были упразднены органы народного
контроля, в связи с новой политической
властью во главе с Президентом
РФ возник президентский контроль.
Появились новые
органы финансового контроля: Федеральное
казначейство, Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам,
Счетная палата, Федеральная служба
налоговой полиции и другие. Перестроена
структура Министерства финансов РФ,
изменились его функции. Возник аудиторский
контроль. Новые формы приобрел общественный
финансовый контроль.
Разгосударствление
банковской системы и появление
коммерческих банков и других кредитных
организаций вызвали к жизни
новые методы финансового контроля
как со стороны коммерческих банков
за финансовым состоянием предприятий-клиентов
и за деятельность самих коммерческих
банков со стороны Центрального банка
РФ, так и за деятельностью самого
Банка России со стороны законодательных
органов.
В условиях перехода
к рынку содержание и методы контроля
претерпевают значительные уточнения,
вызванные изменением роли государства
в экономике, в частности, сужается
сфера государственного финансового
контроля. Он все более концентрируется
на сфере макроэкономических процессов,
включая контроль за стоимостными пропорциями
движения ВВП, денежной массой, формированием
и использованием фондов денежных средств,
поступающих в распоряжение государства.
Одновременно расширяется сфера
действия негосударственного финансового
контроля со стороны аудиторских
и страховых фирм, кредитных организаций
и т.д. и меняется его содержание;
происходит определенный сдвиг от последующего
контроля в сторону предварительного.
Развитие демократии
и парламентаризма в России, повышение
профессионального уровня депутатов
обеих палат приводят к более
тщательному контролю за финансовой
деятельностью исполнительной власти
и углубленному анализу целесообразности
и экономической эффективности
расходования средств при утверждении
проектов федерального бюджета и
внебюджетных фондов. Этому способствует
и создание специальных контролирующих
органов представительской
Важную роль в
осуществлении финансового
Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективности во многом зависит от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне
1.3 Виды, формы и
методы государственного
Финансовый контроль
можно условно классифицировать
по разным критериям. В частности, по
субъектам проведения выделяют:
· государственный,
реализуемый через
· негосударственный
(внутренний - внутрихозяйственный (внутрифирменный,
корпоративный)) и внешний - аудиторский
(независимый, вневедомственный).
По сфере финансовой
деятельности различают: бюджетный, налоговый,
валютный, кредитный, страховой, инвестиционный
контроль и контроль за денежной массой.
По форме проведения
финансовый контроль подразделяется на
предварительный, текущий (оперативный)
и последующий.
Предварительный финансовый
контроль проводится до совершения финансовых
операций и имеет важное значение
для предупреждения финансовых нарушений.
Он предусматривает оценку обоснованности
финансовых программ и прогнозов
для предотвращения неэкономного и
неэффективного расходования средств.
Примером такого контроля на макроуровне
является процесс составления и
утверждения бюджетов всех уровней
и финансовых планов, внебюджетных
фондов на основе оценки обоснованности
распределения ВВП и разработки
микроэкономических показателей развития
экономики страны. На микроуровне -
это процесс разработки финансовых
планов и смет, кредитных и кассовых
заявок, финансовых разделов бизнес-планов,
составление прогнозных балансов, а
также учредительных договоров,
договоров о совместной деятельности
и т.д.
Текущий (оперативный)
финансовый контроль производится в
момент совершения денежных сделок, финансовых
операций, выдачи ссуд и субсидий и
т.д. Он предупреждает возможные
злоупотребления при получении
и расходовании средств, способствует
соблюдению финансовой дисциплины и
своевременности осуществления
финансово-денежных расчетов. Большую
роль в этом играют бухгалтерские
службы.
Информация о работе Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике