Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

Актуальность изучения темы государственного долга обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.

Содержание

Введение…………………………………………………….…………………......3
Глава 1. Сущность государственного кредита и его особенности….................4
Глава 2. Формы государственного кредита……..…..…….………….….……. .7
Глава 3. Характеристика видов государственных заимствований. Управление государственным долгом…………………..……..…..…….………….….…….15
Глава 4. Рассмотрение программы внутренних и внешних заимствований РФ на текущий год и определение основных направлений привлечения заемных средств.…………..……………………………….………………………………19
Заключение………………………………………………….................................21
Список использованной литературы……………………………………….......23

Работа содержит 1 файл

Государственный долг.docx

— 49.93 Кб (Скачать)

   С одной стороны факт заимствований  предприятий на международных рынках капиталов является обычной практикой  и не оказывает негативное влияние  на экономику страны, так как эти  заимствования не влекут обязательств Правительства Российской Федерации и должны способствовать развитию экономики. С другой стороны возникает сомнение в целесообразности привлечения внешних заимствований при наличии значительных средств, сосредоточенных в Стабилизационном фонде, размещенном в иностранных ценных бумагах. Кроме того, нужно учитывать потенциальную возможность роста государственного долга, поскольку более 40% обязательств в совокупном долге принадлежит государственным компаниям. Дефицит бюджета-2011 будет порядка 9% ВВП, но государство покроет его за счет внутренних займов и резервного фонда, в результате чего средства фонда будут практически исчерпаны. Кроме того, до конца года торги государственными ценными бумагами будут переведены на фондовую биржу ММВБ с ЗАО "ММВБ". Министерство финансов РФ намерено увеличить в 2012 году объем внутренних заимствований в два раза – до порядка 1 триллиона рублей с 530 миллиардов рублей в текущем году. Россия в следующем году для покрытия бюджетного дефицита, который составит порядка 6% ВВП, также планирует впервые с 1998 года привлечь средства на внешних рынках, на первом этапе на сумму около 10 миллиардов долларов. Минфин РФ будет выбрал форму привлечения $10 млрд. на внешних рынках в 2010 году между евробондами и кредитом от международных институтов развития. Объем государственных заимствований в 2010 году составил до 1 трлн. рублей. В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственных заимствований заметно усилился. Стремительный рост объема государственных заимствований, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:

   - высокая доля государственных  расходов в структуре ВВП; 

   - неточный финансовый счет бюджетного  дефицита, приводящего к его двукратному  занижению;

   - высокая доходность государственных  ценных бумаг.

   Закон РФ «О государственном внутреннем долге  РФ», принятый в 1992г., закрепил деление  государственных заимствований  на внутренние и внешние, проводимое по вспомогательному критерию. Верхний  предел государственного внутреннего  долга РФ, устанавливается законом  о федеральном бюджете. За последние  годы верхний предел составлял (млрд. деноминированных руб.)

   Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

   Госдолг делится:

   1.      Внутренний и внешний.

   2.      Основной и текущий.

   Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

   Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

   Основным  долгом называется вся сумма задолженности  государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может  быть предъявлена к оплате в течение  данного периода.

   Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

   Мировой опыт свидетельствует, что госдолг  не должен превышать половины ВВП  страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики  России.

   В федеральный  долг не включаются долговые обязательства  национально-государственных и административно-территориальных  образований РФ, т.е. муниципальных  займов, если они не гарантированы  Правительством РФ.

   Обслуживание  госдолга выражается в осуществлении  операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним  процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

   Под управлением  государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий  государства, связанных с установлением  ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением  конверсий и консолидации займов.

   Выплата доходов по займам и их погашение  является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство  вынуждено прибегать к пролонгации  кредитов и других обязательств (удлинению  сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров выплачиваемых % по займам).

   Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.

   Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его  погашения и выплаты % с величиной  экспорта. Границей опасности считается  превышение суммы долга по сравнению  с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

   В настоящее  время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Требуется:

   -организация  практической работы по возврату  межгосударственных долгов, т.к.  Россия продолжает оставаться  крупнейшим в мире кредитором;

   -нужно  отказаться от международных  финансовых кредитов, идущих на  покрытие текущих потребностей  бюджета, а направлять их на  реализацию целевых федеральных  программ, связанных с оживлением  производства.

   IV. Рассмотрение программы внутренних и внешних заимствований РФ на текущий год и определение основных направлений привлечения заемных средств.

   Внешние заимствования России в 2011 году запланированы на уровне $3.513 млрд, заимствования по линии международных финансовых организаций - на $960 млн. В материалах Минфина отмечается, что привлечение займов под суверенные гарантии РФ будет ограничено. При этом заемные ресурсы должны концентрироваться на реализации проектов, имеющих общегосударственное значение, прежде всего, инфраструктурных. При взаимодействии с МФО должны быть предусмотрены гибкие механизмы сотрудничества, позволяющие изменения объемов займов в зависимости от ситуации. По действующим проектам Минфин считает необходимым увеличить темпы и объемы освоения заемных средств МФО, а неэффективно используемые займы - сократить.

   Минфин  предлагает чаще использовать консультационный и аналитический потенциал МФО в проведении социально-экономических реформ без осуществления суверенных заимствований. Кроме того, ведомство Алексея Кудрина выступает за расширение практики привлечения средств МФО для финансирования окупаемых коммерческих проектов, осуществляемых с привлечением частных инвестиций.

   В этой связи по ряду действующих проектов, финансируемых за счет кредитов Всемирного банка ("Техническое содействие реформе  здравоохранения", "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза  и СПИДа", "Информатизация системы  образования", "Развитие системы  государственного кадастрового учета  объектов недвижимости", "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета") предусматривается частичное замещение  заемных средств российским софинансированием  с привлечением средств федерального бюджета, в том числе с использованием схемы частно-государственного партнерства.

   В 2009 году объем внешних заимствований России составил $1.04 млрд, в 2010 году - $1.127 млрд. В том числе в прошлом году привлечено займов МФО на $565 млн. 
   Привлечение кредитов правительств иностранных государств, банков и компаний в 2011 году запланировано в объеме $152.9 млн против $435.6 млн в 2010 году. Предоставление гарантий от некоммерческих рисков составит $83 млн.

   На  внутреннем рынке в 2011 году Минфин планирует привлечь за счет размещения государственных облигаций 238.2 млрд руб., что на 27 млрд руб. больше, чем в 2010 году. В том числе запланирован выпуск ОФЗ на сумму до 180 млрд руб., остальное будет приходиться на эмиссию ГСО.

   Объем погашения государственных ценных бумаг в 2011 году составит 68.4 млрд руб. Таким образом, чистое привлечение составит порядка 170 млрд руб. Как отмечается в материалах Минфина, заимствования будут носить среднесрочный характер, а выпуском краткосрочных инструментов будет заниматься Банк России. Планируется, что доходность по среднесрочным и долгосрочным ценным бумагам составит 7-8.5%. По краткосрочным инструментам (до 1 года) Минфин планирует обеспечить доходность на уровне до 6%.

   Правительство намерено предоставить в 2011 году государственные гарантии на 14 млрд руб. АИЖК на поддержку системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования. Госгарантия по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков запланирована в объеме 30 млрд руб.

   На  погашение иных долговых обязательств в 2011 году планируется направить 42 млрд руб., в том числе 40 млрд руб. - на компенсационные выплаты по дореформенным сбережениям граждан, 1.3 млрд руб. - на возможное исполнение госгарантий РФ, 500 млн руб. - на оплату исполнительных документов по государственным долговым товарным обязательствам.

   Заключение

   Госкредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь  обнаруживается тесная взаимосвязь  между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами.

   В макроэкономическом аспекте госкредит может иметь  весьма неблагоприятные последствия  в случае неверно выбранной стратегии  и тактики его использования  как финансового инструмента  управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный  эффект роста финансово-кредитной  зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).

   Госкредит способствует правильной организации  сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных  ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей  сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий  и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной  и валютной политики.

   Главное же, для чего используется госкредит  в макроэкономическом смысле, —  покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссия денежных знаков. Однако давно доказано, что  госкредит значительно эффективнее  для балансирования до ходов и  расходов бюджета. Государственные  займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих  субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем  самым оптимизируется масса денег  в обращении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анулова Г.Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран. М.: Финансы и статистика, 2002.
  2. Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы, 2003. - № 12.
  3. Кому должны// Прямые инвестиции, 2003., №2(10),- с.5

Махмутова Э.Х. Законодательная  база управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы, 2004. - № 5.  
4.       Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – 2-е изд., - М.: ИНФРА-М, 2004. – 543 с. – (Высшее образование).  
5.       Пресс-релиз Управление по связям с государственными общественными организациями Минфина РФ "Предварительной оценки исполнения федерального бюджета в январе-ноябре 2002 года"

6.      Смирнов Константин "Система поддержки экспорта появится в ближайшее время"// Приложение к газете "Коммерсант” №15(2612) от 30.01.2003

7.      Сайт Минфина в Интернете www.minfin.ru

8.      Хейфец Б.А. Международная кредитная политика России // Финансы, 2004. - № 11.  
9.      Христенко В. Развитие бюджетного Федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий. // Российская газета от 17.02.2004.

10.     Экономика России: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2002. – 320с.

Информация о работе Государственный долг