Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

Актуальность изучения темы государственного долга обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.

Содержание

Введение…………………………………………………….…………………......3
Глава 1. Сущность государственного кредита и его особенности….................4
Глава 2. Формы государственного кредита……..…..…….………….….……. .7
Глава 3. Характеристика видов государственных заимствований. Управление государственным долгом…………………..……..…..…….………….….…….15
Глава 4. Рассмотрение программы внутренних и внешних заимствований РФ на текущий год и определение основных направлений привлечения заемных средств.…………..……………………………….………………………………19
Заключение………………………………………………….................................21
Список использованной литературы……………………………………….......23

Работа содержит 1 файл

Государственный долг.docx

— 49.93 Кб (Скачать)

   По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части – в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются.

   По  срокам погашения  займы делятся на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 – 30 лет). В нашей стране предусмотрена возможность функционирования всех видов ценных бумаг государства.

   Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

   В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита: обращение части вкладов населения в государственные займы, при которой в отличие от первой сберегательные учреждения предоставляли кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяют выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита.

   Обращение части вкладов населения в  государственные займы, предназначенные  на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране это достигалось  на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

   Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда проявляется в том, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционировала в тоталитарном обществе и способствовала развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях отсутствия жесткого контроля за эмиссией денежных знаков. В современных условиях между государством и кредитной системой не должно существовать прямого позаимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.

   Казначейские  ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В настоящее время в нашей стране эта форма государственного кредита активно не используется. Государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Однако при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности и платности.

   Казначейские  ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они  возможны в случае финансовых затруднений  предприятий и организаций ввиду  их особого положения на рынке  или ухудшения экономической  ситуации в стране, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки  жизненно важных для народного хозяйства  экономических структур.

   Международный государственный  кредит представляет совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Странам, испытывающим значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут предоставляться на льготных условиях.

   Предоставление  внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных  правительственных фондов. Получателями займов могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти. Кредиторами могут выступать  правительства, финансово-кредитные  учреждения и другие юридические  лица иностранных государств, частные  лица, а также международные финансовые организации.

   Основной  целью государственных внешних  займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление  финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

   Государственные внешние займы предоставляются  в денежной или товарной форме. Как  правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы  выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей  страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Погашение займов и  выплата процентов по ним может  производиться по истечении льготного  периода, предоставляющего отсрочку погашения  займа на 3-5 лет после его использования.

   Основными кредиторами нашей страны выступают  развитые капиталистические страны. Помощь оказывается в форме межправительственных займов и межбанковских кредитов. Обычно они предоставляются для  финансирования товарных поставок по межправительственным соглашениям, компенсационных  сделок и регулирования платежного баланса. В значительно меньших  размерах государственные внешние  займы предоставляются восточно-европейскими и некоторыми развивающимися странами. По мере оформления членства в международных  финансовых организациях страна может  получать займы и кредиты из Международного валютного фонда, Международного банка  реконструкции и развития; Европейского банка реконструкции и развития для Восточной Европы и т.п.

   Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

   Оформление  государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями  и казначейскими обязательствами  (векселями). Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

   Облигация имеет номинальную стоимость  – обозначенную сумму долга –  и курсовую цену, по которой она  продается и перепродается в  зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между  курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой курсовую разницу.

   Казначейские  обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного  только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в  форме процентов. Казначейскими  обязательствами, как правило, оформляются  займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и  долгосрочные.

   В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) –  и внешние – поступают извне  от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных  организаций и финансовых институтов.

   В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые  займы отражают один из основных принципов  кредитования – материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или  конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального  обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства

   В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

   По  характеру выплаты дохода государственные  займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым  купоном).

   По  процентным займам доход устанавливается  в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа  ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости  от различных факторов, прежде всего  спроса и предложения на кредитном  рынке.

   Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться  ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход, таким образом, получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации выиграли.

   Дисконтные  займы характерны тем, что государственные  ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной  стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому  их еще называют облигациями с  нулевым купоном.

   В зависимости от обязательств государства  по погашению долга различают  займы с правом и без права  долгосрочного погашения. Право  долгосрочного погашения дает возможность  государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

   Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных  форм и методов финансовых отношений.

   Такой подход направлен на создание благоприятных  условий для привлечения средств  как для государства, так и  для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать  разносторонние интересы юридических  и физических лиц.

   Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как  на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

   Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа  и установление стабильности государственных  ценных бумаг на финансовом рынке.

   Выпуск  государственных займов основывается на следующих условиях:

   – наличие кредиторов, у которых  есть временно свободные средства;

   – доверие кредиторов государству;

   – заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

   – возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и  выплатить доход.

   Источниками погашения государственных займов могут выступать:

   – доходы от инвестирования заемных средств  в высокоэффективные проекты;

   – дополнительные поступления от налогов;

   – экономия средств от сокращения расходов;

   – эмиссия денег;

   – привлечение средств от новых  займов (рефинансирование долга).

   III. Характеристика видов государственных заимствований. Управление государственным долгом.

   В современных условиях в процесс  внешних заимствований вовлечены  правительства и частные структуры  разных стран, различные институты  мирового финансового рынка, многие международные организации.

   При этом объемы задолженностей принимают  все более значительные масштабы, возникают необходимости урегулирования задолженностей и на фоне этих проблем  все более важный характер принимают  вопросы учета внешних заимствований. Эти обстоятельства вызвали необходимость  разработки унифицированных экономических  показателей для составления  отчетности и принятия решений в  области экономики различных  стран.

   Отмечено, что в настоящее время для  России все большее значение приобретает  объективная оценка совокупного  внешнего долга, в состав которого, помимо государственного долга, выраженного  в иностранной валюте, включают внешний  долг российских государственных корпоративных  структур. В качестве отрицательного момента отражается его рост за счет заимствований российских корпоративных  структур.

Информация о работе Государственный долг