Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

Актуальность изучения темы государственного долга обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.

Содержание

Введение…………………………………………………….…………………......3
Глава 1. Сущность государственного кредита и его особенности….................4
Глава 2. Формы государственного кредита……..…..…….………….….……. .7
Глава 3. Характеристика видов государственных заимствований. Управление государственным долгом…………………..……..…..…….………….….…….15
Глава 4. Рассмотрение программы внутренних и внешних заимствований РФ на текущий год и определение основных направлений привлечения заемных средств.…………..……………………………….………………………………19
Заключение………………………………………………….................................21
Список использованной литературы……………………………………….......23

Работа содержит 1 файл

Государственный долг.docx

— 49.93 Кб (Скачать)

   Содержание 

Введение…………………………………………………….…………………......3 
Глава 1. Сущность государственного кредита и его особенности….................4  
Глава 2. Формы государственного кредита……..…..…….………….….……. .7 
Глава 3. Характеристика видов государственных заимствований. Управление государственным долгом…………………..……..…..…….………….….…….15 
Глава 4. Рассмотрение программы внутренних и внешних заимствований РФ на текущий год и определение основных направлений привлечения заемных средств.…………..……………………………….………………………………19 
Заключение………………………………………………….................................21 
Список использованной литературы……………………………………….......23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность  изучения темы государственного долга обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным ученым рассматривать его в качестве плана финансового устройства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. В соответствии с бюджетным кодексом принимается Федеральный закон о бюджете на текущий год, на основании которого страна живет в течение одного года, расходуя ресурсы на хозяйственную деятельность, проводя внешнюю и внутреннюю политику государства.

   В контрольной работе поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы вопроса о государственном долге;
  • рассмотреть ситуацию по проблеме государственного долга;
  • выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.

   I. Сущность государственного кредита и его особенности.

   Государственный кредит — совокупность  экономических  отношений  между государством в лице его органов власти и  управления,  с  одной  стороны,  и юридическими  и  физическими  лицами,  с  другой,  при  которых  государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и  гаранта.

   Государственный   кредит   –   это   часть   государственных   финансов.   В количественном отношении преобладает деятельность государства  как  заемщика средств. Объемы  операций  в  качестве  кредитора,  т.е.  когда  государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В  тех случаях, когда  государство  берет  на  себя  ответственность  за  погашение займов  или   выполнение   других   обязательств,   взятых   физическими   и юридическими лицами, оно является гарантом.

   В  отличие  от  двух  первых  видов  кредитных   отношений   (заемщик,

   кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных  денежных  фондов, гарантирование  погашения  обязательств  не  обязательно   приводит   к   их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по  своим обязательствам, то гарант не  несет  каких-либо  дополнительных  затрат.  На практике  достаточно  надежные  заемщики  не  нуждаются  в   государственных гарантиях.  Они  в  состоянии   привлечь   средства   на   кредитном   рынке самостоятельно.  Государственные   гарантии   обычно   распространяются   на недостаточно надежных  заемщиков  и  соответственно  влекут  за  собой  рост расходов из централизованных денежных фондов.

   • Как экономическая  категория  государственный  кредит  находится  на стыке двух видов денежных отношений — финансов  и  кредита  и  совмещает  их особенности.

   • В качестве звена финансовой системы  он  обслуживает  формирование  и использование централизованных денежных фондов государства, т.е.  бюджета  и внебюджетных фондов.

   Как  один  из  видов  кредита   государственный   кредит   имеет   ряд особенностей,  отличающих  его   от   классических   финансовых   категорий, например, налогов. В отличие от  налогов  он  имеет  добровольный  характер, хотя в  истории  нашего  государства  известны  случаи  отхода  от  принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся  только  в  одном направлении; от плательщика в бюджет или  во  внебюджетные  фонды  (обратное движение возможно  только  в  случае  возврата  переплаченных  или  ошибочно взысканных  сумм),  то  основой  государственного   кредита   является   его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная  сумма возвращается с процентами.

   Государственный кредит отличается от других видов  кредита.  Так,  если при  предоставлении  банковского  кредита  в  качестве  обеспечения   обычно выступают какие-то конкретные ценности —  товары  на  складе,  незавершенное производство (хотя возможно и предоставление  бланкового  кредита),  то  при заимствовании  средств  государством   обеспечением   кредита   служит   все имущество,   находящееся   в    его    собственности,    имущество    данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

   Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный  срок.  Так,  Закон  РФ  "О  государственном  внутреннем  долге Российской Федерации" (от 13  ноября  1992  г.)  предусматривал,  что  любые долговые обязательства Российской  Федерации  погашаются  в  сроки,  которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

   Как  финансовая  категория  государственный  кредит  выполняет  три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную. Через    распределительную    функцию     государственного     кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов  государства  и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.  Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает  дополнительные  средства  для финансирования   своих   расходов.   В    промышленно    развитых    странах государственные   займы   являются   основным   источником    финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления  от  государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования  расходов  бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста  расходов  по  сравнению  с увеличением налоговых поступлений.

   Таким образом,  положительное  воздействие  распределительной  функции государственного кредита заключается в  том,  что  с  ее  помощью  налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые  взимаются в  период  финансирования  расходов  за  счет  государственного  займа,   не увеличиваются (что пришлось бы сделать  в  противном  случае).  Зато  потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для  их  уплаты,  но  и для погашения процентов по задолженности.

   Минимальная   цена   заемных   средств   на   рынке   определяется   ставкой рефинансирования. Ставка  рефинансирования  –  это  процентная   ставка,   по   которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего  долга.  Таким  образом, государственный   кредит   регулирует   рынок   коммерческих   межбанковских кредитов.

   Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием  и  погашением  государственного  долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления  использования средств.  В  случае  производительного  вложения  мобилизованных   капиталов построенный объект после вступления в действие начинает  приносить  прибыль, за счет которой и погашается займ. Никакого усиления  налогового  бремени  в этом случае не происходит.

   Усиление  тяжести  налогового   бремени,   вызванное   заимствованиями государства, зависит от  их  срока  и  процентов  по  кредиту,  уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность  государственного  займа  для  инвестора,  тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение.  Чем больше  величина  долга,  тем  выше  доля  средств,  направляемая   на   его обслуживание при прочих равных условиях.

   Государство  регулирует  денежное  обращение,  размещая  займы   среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц,  оно  снижает платежеспособный   спрос.   Если   за    счет    кредита    финансируются производственные  затраты,  например,   инвестиции,   произойдет   абсолютное сокращение наличной денежной массы  в  обращении.  В  случае  финансирования затрат  на  оплату  труда,  например  преподавателей  и  врачей,  количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений,  хотя  возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

   Выступая  на  финансовом  рынке  в  качестве   заемщика,   государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым  способствует  росту  цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше  при  прочих  равных  условиях уровень  ссудного  процента,  тем  более  дорогим  становится   кредит   для предпринимателей.  Дороговизна   заемных   средств   вынуждает   бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то  же  время  она  стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

   До  определенных  пределов  этот  процесс  не  оказывает  существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране  достаточно свободных капиталов, негативное  воздействие  будет  равняться  нулю  до  их полного поглощения. Только после этого активность государства на  финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а  отвлечение  значительной  доли денежных  накоплений  для  непроизводительного   использования   существенно замедлит темпы экономического роста.

   II. Формы государственного кредита.

   Государственный кредит в зависимости от используемой валюты делится на внутренний и внешний. Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

   Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

   Основное  отличие казначейских обязательств от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов.

   Облигации могут быть свободно обращающимися  и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.

   Государственные внутренние займы  классифицируются по нескольким признакам.

   По  праву эмиссии  они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.

   По  признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

   В зависимости от формы  выплаты доходов  займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат).

Информация о работе Государственный долг