Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа
Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятия государственного долга………………………………...5
1.1. Виды государственного долга…………………………………………5
1.2. Формы государственного долга……..………………………………..6
1.3. Государственные и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия государственного долга………………………………………….6
Глава 2. Классификация государственного долга.. .…..…………………..8
Глава 3. Внутренний долг…………………………... .…..………………...11
3.1. Понятие внутреннего долга……..…………………………………..11
3.2. Формы внутреннего долга……………………………………………15
3.3. Виды внутреннего государственного долга…………………………15
3.4. Состояние рынка государственных краткосрочных облигаций…....18
Глава 4. Внешняя государственная задолженность………………………..19
4.1. Внешняя государственная задолженность Российской Федерации..20
4.2. Влияние внешнего долга на национальную экономику.……………24
Заключение …………………………………………………………………...30
Список литературы …………………………………………………………...33
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится определение государственного или муниципального долга, которым являются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
В этой же статье дается более узкое понятие – внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение
условий выпущенного в
Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации продекларировн порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.1
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24.12.2002г. № 176-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2004 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 842,1 млрд. рублей.
Правительство
Российской Федерации вправе определять
объемы выпуска, формы и методы эмиссии
государственных ценных бумаг, являющихся
долговыми обязательствами
Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).
Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутреннего государственного долга – это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов.
Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.
Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.
Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.
Отрицательные
последствия государственного долга
связаны с тем, что выплаты
процентов по внутреннему долгу
увеличивают неравенство в
Статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутреннего государственного долга:
Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996г. № 115-ФЗ дана классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также видов муниципального долга.(1)
Согласно данной классификации, государственный и муниципальный долг подразделяется на следующие виды:
До внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996г. № 115-ФЗ классификация видов государственного и муниципального долга включала в себя 38 наименований, из которой впоследствии были исключены такие виды как:
Задолженность
по централизованным кредитам и процентам
по ним организаций
Государственные
гарантии, предоставленные субъектами
Российской Федерации, и муниципальные
гарантии включены в состав внутреннего
государственного долга Федеральным законом
от 08.08.2001г. № 127-ФЗ.
3.4.Состояние рынка государственных краткосрочных облигаций.
Рынок ГКО-ОФЗ-ПК (государственных краткосрочных
облигаций и облигаций федерального займа
с переменным купоном; далее, для простоты
изложения - рынок ГКО) представляет собой
наиболее развитый и объемный сектор финансового
рынка России. Еще год назад у рассматриваемого
сегмента существовало два мощнейших
конкурента - валютный рынок и рынок межбанковских
кредитов (МБК). Поскольку рынок ГКО был
задуман, как весомый, а в последствии
и основной источник финансирования государственных
расходов, существование конкурентов
тщательно пестуемого детища причиняло
властям постоянную головную боль. Сегодня
можно констатировать, что поводов для
беспокойства у правительства существенно
поубавилось: рынок МБК был в значительной
степени уничтожен банковским кризисом
в августе 1995 года, а валюта, вследствие
стабильности и предсказуемости курсовой
динамики (что, в свою, очередь, явилось
следствием кардинального снижения темпов
инфляции и жесткой курсовой политики
Центрального банка) в значительной степени
потеряла свою привлекательность как
актив.(6;71)