Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 12:00, курсовая работа
Дефицит государственного бюджета, или превышение государственных расходов над доходами, достаточно часто встречается в современной экономике. Для того, чтобы добиться сбалансированности бюджета, правительству необходимо либо сократить государственные расходы, либо увеличить доходы. Зачастую сократить расходы бюджета в силу причин социально-политического характера не удается и приходиться искать пути увеличения доходов.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. 3
2. СТАБИЛИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ. 1
2.1 Реструктуризация. 4
2.2 Конверсия 9
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ РОССИИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Таким образом, можно использовать множество технологий уменьшения бремени внешней задолженности, но при этом без реструктуризации не обойтись. Отсрочка необходима, чтобы за это время создать и укрепить доходную базу бюджета путем оживления производства. Поднять производство невозможно без снижения налогов, что в глазах МВФ выглядит странным при столь низкой собираемости податей. МВФ хочет, чтобы бюджет был сбалансирован на основе высоких налоговых ставок и чтобы была отработана фискальная эффективность экономики.
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ РОССИИ
В
истории государственных
Так, на начало 1993 г. эта задолженность составляла 3,59 трлн. руб. за счет покрытия бюджетного дефицита при помощи кредитов Центрального Банка задолженность возросла с 3,59 трлн. руб. до 12,81 трлн. руб. при этом имел место рост потребительских цен в 9,4 раза. В результате долг правительства ЦБ в ценах на начало 1993 г. составил 1,3 трлн. руб. То есть имело место сокращение государственной задолженности в постоянных ценах более чем в два раза.
В последующие годы этот эффект стал менее явным в отношениях государства и ЦБ РФ, т. к. начиная с 1995 года правительством проводилась политика по уменьшению размера заимствований у Центрального Банка, а впоследствии и по сокращению общей задолженности перед ЦБ. Однако после финансового кризиса 1998 года правительство было вынуждено вновь обратиться к кредитам Центрального Банка.
Анализ платежеспособности России по внешнему долгу показывает, что в последнее десятилетие основная проблема состояла не столько в нехватке ресурсов для его выплаты, сколько в трудностях концентрации этих ресурсов в государственном секторе.
Имея значительные по сравнению с другими странами с переходной экономикой доходы от экспорта, Россия вплоть до 1999 года испытывала хронический дефицит государственного бюджета, что приводило к наращиванию ее внешнего долга.
По состоянию на 1.01.2003 объем государственного долга РФ составил 144,9 млрд. долл. Или 4605,7 млрд. руб.
По состоянию на 1.01.2003 объем государственного внешнего долга составил 123,5 млрд. долл.
Относительно невелика и долговая нагрузка на бюджет. Отношение платежей по обслуживанию долга к собственным доходам федерального бюджета снижаются и составляют в 2002 г. около 12%.
В
первую очередь этому способствовала
последовательная политика Правительства
РФ, Министерства Финансов, направленная
на отказ от новых внешних заимствований
в сочетании с операциями по активному
управлению государственным внешним долгом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Менры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли переломить тенденцию и предотвратить наступление кризиса.
Не уделялось внимание структуре и эффективности новых заимствований и способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление внешних ресурсов на производство в производство для преодоления спада и возобновления экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным процессам в стране. Следствием неуправляемых процессов в экономике стало перерастание кризиса внешнего долга в системный финансовый кризис августа 1998 года.
Следующая
неблагоприятная тенденция в
долговых отношениях - самовоспроизводство
внешней задолженности, когда все
больше новых заимствований
Очень важно остановить рост внешней задолженности России. Без перелома этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства перед внешними кредиторами окажется под вопросом.
Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.
В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив.
Россия
только тогда сможет выполнить свои
обязательства, когда ее экономика достигнет
достаточно высоких темпов роста - 4-5% в
год. Согласно расчетам, это может произойти
не раньше, чем через 6-7 лет, при условии,
что в России будут осуществлены благоприятные
институциональные изменения и в течение
этого времени она сможет тратить на обслуживание
долга не более 3-4 млрд. $ в год. Повышение
этой величины до 7-8 млрд. $ будет означать,
что заметный рост российской экономики
начнется на 3-4 года позже, то есть примерно
в 2010 году.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ