Государственный долг РФ и управление им

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Дефицит государственного бюджета, или превышение государственных расходов над доходами, достаточно часто встречается в современной экономике. Для того, чтобы добиться сбалансированности бюджета, правительству необходимо либо сократить государственные расходы, либо увеличить доходы. Зачастую сократить расходы бюджета в силу причин социально-политического характера не удается и приходиться искать пути увеличения доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. 3
2. СТАБИЛИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ. 1
2.1 Реструктуризация. 4
2.2 Конверсия 9
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ РОССИИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

госуд долг.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования

«Уральский  государственный педагогический университет»

Институт  кадрового развития и менеджмента

Кафедра теории и практики управления организацией 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

На тему:   Государственный долг РФ и управление им 
 

Автор: Трифонова  С.А __________                  

Специальность: «Менеджер образования» (ПП ПДК)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011г 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Главными  проблемами в области государственных  финансов являются: сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов; совершенствование  государственной налоговой системы; повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; совершение бюджетного федерализма; обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики, укрепление финансового контроля.

     Дефицит государственного бюджета, или превышение государственных расходов над доходами, достаточно часто встречается в современной экономике. Для того, чтобы добиться сбалансированности бюджета, правительству необходимо либо сократить государственные расходы, либо увеличить доходы. Зачастую сократить расходы бюджета в силу причин социально-политического характера не удается и приходиться искать пути увеличения доходов. Однако в условиях хронического бюджетного дефицита обычные источники пополнения доходов часто оказываются недостижимы. В качестве этих источников выступают налоги, внутренний долг и приватизация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ.

 

      Проблема  обслуживания суверенного долга  России привлекла пристальное  внимание экономистов и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось на грани полного банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. При решении проблемы государственного долга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

      Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных  дефицитов за вычетом имевшихся  за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и  внутренний государственный долг.

      Внешний государственный долг-это долг иностранным  государствам, организациям и отдельным  лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она  должна отдавать ценные товары, оказывать  определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

      Внутренний  долг-это долг государства своему населению. В соответствии с законом  РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства  правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими  лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.

      Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

      Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге  видят две опасности: банкротство нации и переложение долгового бремени на будущие поколения.

      Может ли большой государственный долг каким-то образом привести к банкротству  правительства? Конечно же, нет. Во-первых, нужно отметить, что нет ни каких  причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих, банкротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Однако создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект.

      Что касается второй опасности, то государственный  долг не является средством перемещения  экономического бремени с одного поколения на другое.

      Рост  государственного долга влечет за собой  реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят более обеспеченным, то есть те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе. Подобным косвенным образом существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж. В-четвертых, государство может перенести реальное экономическое  бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды. Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем в других случаях. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения  страны в завтрашнем дне.

      Возникает необходимость управления долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

      Погашение государственных займов и выплата  процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования-выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Методы управления государственным долгом включают конверсию и консолидацию. Конверсия-это изменение условий займа, касающихся доходности, то есть уменьшения или увеличения размеров выплачиваемых процентов по займам. Консолидация- это изменение условий займа, связанное с их сроками.

 

     Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

     Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

     - кредитные соглашения и договоры  РФ с кредитными организациями,  иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;

     - государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

     - договоры о предоставлении государственных  гарантий РФ, договоры поручительства  по обеспечению обязательств  третьими лицами;

     - переоформление долговых обязательств  третьих лиц в государственный  долг РФ на основе федеральных  законов;

     - соглашения и договоры РФ о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств РФ прошлых  лет.

     Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.

     Государственный долг делится на капитальный и  текущий. Капитальный долг - это сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  проценты. Текущий долг - это расходы  по выплате доходов и погашению обязательств.

     По  срокам государственные долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства  не могут превышать срок в 30 лет.

     По  уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.

     Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции:

     - ревизия бюджета субъекта РФ;

     - передача исполнения бюджета  субъекта РФ под контроль Министерства  финансов РФ или местного бюджета  под контроль органа, исполняющего  бюджет субъекта РФ;

     - иные меры.

     В Российской Федерации действует  единая система учета и регистрации  государственного долга. Субъекты РФ и  муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную  долговую книгу РФ.

     Внутренние  долговые обязательства можно разбить  на две группы:

     - рыночные, существующие в форме  эмиссионных ценных бумаг (ГКО,  ОФЗ, ОГСЗ и др.);

     - нерыночные, выпущенные в счет  финансирования образовавшейся  задолженности бюджета (векселя  Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).

     Быстрый рост государственного внутреннего  долга привел к тому, что расходы  по обслуживанию долга стали превышать  доходы от размещения государственных  ценных бумаг. Поэтому были приняты  меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно:

     - на российский рынок ценных  бумаг были допущены нерезиденты  (для покупки государственных  ценных бумаг им было разрешено  открывать счета типа "С");

     - начался выпуск нерыночных займов  и золотых сертификатов; 
- начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний.

     Управление  и обслуживание внутренних и внешних  долгов РФ возложены на Центральный Банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет республиканского бюджета.

     Основные  государственные долговые обязательства, которые обеспечиваются Правительством РФ:

  1. Государственные краткосрочные облигации (сроком на 3,6,12 мес.);
  2. Государственные долгосрочные облигации (сроком до 30 лет);
  3. Облигации внутреннего государственного валютного займа;
  4. Казначейские векселя и обязательства.

     Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению  с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении  внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть незначительными. Это связано с тем, что погашения государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Информация о работе Государственный долг РФ и управление им