Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 03:36, курсовая работа
Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Введение………………………………………………………………………...…3
Раздел 1. Теоретические основы государственного долга………………..……5
1.1 Понятие государственного долга……………………………………..……...5
1.2 Виды государственного долга……………………………………..…………6
1.3 Формы государственного долга………………………………………..…….7
Раздел 2. Государственный долг РФ и его современное состояние……..…….9
2.1 Внутренний долг…………………………………………..………………….9
2.2 Внешний долг…………………………………………………………..……16
Раздел 3. Управление государственным долгом…………………………..…..24
3.1 Система управления государственным долгом…………………………...24
3.2 Факторы, препятствующие проведению эффективной политики в области управления государственным долгом…………………………………….……27
3.3 Цели и принципы реформирования и развития системы управления государственным долгом……………..…………………………………………29
Заключение………………………………………………………….……………35
Список литературы………………………………………………………………37
— отсутствие устойчивого доступа России на международные рынки капитала на благоприятных условиях;
— недостаток квалифицированных кадров в системе управления государственным долгом и низкий уровень технического и технологического обеспечения.
Внутренние факторы:
-
отсутствие единого механизма
управления государственным
- наличие нескольких не интегрированных
между собой баз данных по государственному
долгу в Минфине России , банке России
и Внешэкономбанке;
_
неразвитые процедуры
_отсутствие
механизма регулирования,
Действие указанных факторов предопределяет
уязвимость долгового положения России
в случае ухудшения мировой экономической
конъюнктуры, неспособность сложившейся
системы управления государственным долгом
предотвратить или смягчить кризисы при
возникновении неблагоприятной ситуации
в финансовой сфере. Значительные колебания
котировок рыночных долговых обязательств
Российской Федерации также обусловливают
необходимость реформирования системы
управления государственным долгом с
целью пересмотра принципов ее функционирования
с учетом мирового опыта и особенностей
текущего положения страны.
3.3 Цели и принципы реформирования и развития системы управления государственным долгом
Как уже отмечалось, основная задача реформирования и развития системы управления государственным долгом заключается в усилении государственного влияния и контроля за государственным долгом и заимствованиями, а также постепенном снижении зависимости федерального бюджета Российской Федерации от ситуации на мировых рынках капитала.
Оптимизация стоимости обслуживания государственного долга и сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне требует решения в процессе управления государственным долгом следующих задач.
_ повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках;
_
дальнейшее развитие рынка
_
оптимизация структуры и
На
решение упомянутых задач может быть
направлено создание и совершенствование
следующих элементов системы управления
государственным долгом:
Учитывая большое влияние "долгового фактора » на социально-экономическое развитие страны, а также возможные политические и финансовые последствия в случае возникновения кризисной ситуации, в процессе проведения заемной и долговой политики Российская Федерация должна опираться на следующие принципы:
Общие принципы:
Финансово-экономические принципы:
Административные и организационные принципы:
— единство планирования внутренних и внешних заимствований как неотъемлемой части бюджетного процесса и бюджетной политики Российской Федерации;
—единство управления государственным долгом и мониторинга консолидированного долга Российской Федерации, координация действий на внутренних и внешних рынках капитала;
Организационная структура системы управления государственным долгом и полномочия органов государственной власти.
Реформирование системы управления государственным Долгом Российской Федерации должно предусматривать четкое определение функций органов государственной власти в области управления долгом и определять порядок их взаимодействия.
Функции органов и ветвей государственной власти в области управления государственным долгом должны распределяться следующим образом:
Президент РФ устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, включая приоритеты в области управления государственным долгом;
Федеральное Собрание Российской Федерации устанавливает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного долга и предел государственных внутренних и внешних заимствований, а также программу государственных заимствований;
Правительство РФ определяет организационные основы системы управления государственным долгом и активами, утверждает стратегию в области управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и параметры заимствований;
Центральный банк России на стадии разработки и реализации стратегии в области управления государственным долгом согласует с Минфином России вопросы соответствия долговой политики с денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами, включая вопросы осуществления внутренних и внешних заимствований;
Министерство финансов РФ от имени Правительства РФ осуществляет внешние и внутренние заимствования, реализует утверждаемую Правительством, стратегию в области управления государственным долгом, осуществляет бюджетное планирование в части государственного долга, источников покрытия дефицита федерального бюджета и планируемых расходов на обслуживание государственного долга, проводит анализ заимствований на региональном и муниципальном уровне, а также заимствований негосударственного сектора экономики, осуществляет обслуживание и погашение государственного долга, осуществляет и отвечает за учет государственного долга;
Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет анализ эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований, участвует в реализации мероприятий по обслуживанию коммерческой задолженности Российской Федерации, регулирует долговую политику субъектов Федерации, прогнозирует внешние заимствования в рамках государственного прогнозирования социально-экономического развития, определенных Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
Основным
результатом реформирования системы управления
государственным долгом должно явиться
улучшение репутации Российской Федерации
на международных рынках, существенное
уменьшение рисков, связанных с заимствованиями
и управлением государственным долгом,
сокращение зависимости расходов федерального
бюджета по погашению и обслуживанию государственного
долга от изменения рыночной конъюнктуры,
обеспечение доступа России на внутренние
и внешние рынки заимствований, снижение
стоимости заимствований , повышение степени
доверия кредиторов и инвесторов к заемной
политике Правительства РФ, выход России
на качественный уровень заимствований
и управления государственным долгом,
соответствующий международным критериям.
Заключение
Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного внешнего долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного внешнего долга в развитии страны.