Государственный долг РФ и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 03:36, курсовая работа

Описание работы

Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Раздел 1. Теоретические основы государственного долга………………..……5

1.1 Понятие государственного долга……………………………………..……...5

1.2 Виды государственного долга……………………………………..…………6

1.3 Формы государственного долга………………………………………..…….7

Раздел 2. Государственный долг РФ и его современное состояние……..…….9

2.1 Внутренний долг…………………………………………..………………….9

2.2 Внешний долг…………………………………………………………..……16

Раздел 3. Управление государственным долгом…………………………..…..24

3.1 Система управления государственным долгом…………………………...24

3.2 Факторы, препятствующие проведению эффективной политики в области управления государственным долгом…………………………………….……27

3.3 Цели и принципы реформирования и развития системы управления государственным долгом……………..…………………………………………29

Заключение………………………………………………………….……………35

Список литературы………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

   — отсутствие устойчивого доступа России на международные рынки капитала на благоприятных условиях;

  • недостатки в законодательном разграничении компетенции органов государственной власти в области управления государственным долгом;
  • нерыночный характер основной доли государственного внешнего долга РФ, сформированного, главным образом, в результате привлечения "связанных" кредитов правительств иностранных государств и международных финансовых организаций;
  • отсутствие механизма координации заемной и кредитно-денежной политики на среднесрочную перспективу, включающего определение полномочий, процедур и методов взаимодействия, мер ответственности органов государственной исполнительной власти и Банка России, а также четкого порядка обмена информацией между ними;

— недостаток квалифицированных кадров в системе  управления государственным долгом и низкий уровень технического и технологического обеспечения.

    Внутренние факторы:

    - отсутствие единого механизма  управления государственным внутренним  и государственным внешним долгом; 
 - наличие нескольких не интегрированных между собой баз данных по государственному долгу в Минфине России , банке России и Внешэкономбанке;

   _ неразвитые процедуры долгосрочного  планирования заимствований и  моделирования долговой ситуации;

   _отсутствие  механизма регулирования, мониторинга  и оценки субфедеральных, региональных, муниципальных и корпоративных заимствований.

   Действие указанных факторов предопределяет уязвимость долгового положения России в случае ухудшения мировой экономической конъюнктуры, неспособность сложившейся системы управления государственным долгом предотвратить или смягчить кризисы при возникновении неблагоприятной ситуации в финансовой сфере. Значительные колебания котировок рыночных долговых обязательств Российской Федерации также обусловливают необходимость реформирования системы управления государственным долгом с целью пересмотра принципов ее функционирования с учетом мирового опыта и особенностей текущего положения страны. 

3.3 Цели и принципы реформирования и развития системы управления государственным долгом

    Как уже отмечалось, основная задача реформирования и развития системы управления государственным долгом заключается в усилении государственного влияния и контроля за государственным долгом и заимствованиями, а также постепенном снижении зависимости федерального бюджета Российской Федерации от ситуации на мировых рынках капитала.

   Оптимизация стоимости обслуживания государственного долга и сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне требует решения в процессе управления государственным долгом следующих задач.

   _ повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках; 

   _ дальнейшее развитие рынка внутренних  заимствований, в том числе  в связи с реформой пенсионной  систем 

   _ оптимизация структуры и стоимости  обслуживания государственного  долга Российской Федерации;

  • обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственными заимствованиями;
  • развитие рыночных инструментов заимствовании и инструментов управления долгом.

   На  решение упомянутых задач может быть направлено создание и совершенствование следующих элементов  системы управления государственным долгом: 

   
  1. Совершенствование правовых основ в области управления долгом.
  2. Создание единой и централизованной организационной структуры и четких механизмов управления долгом.
  3. Создание единых системы учета государственного долга и базы данных по учету государственного долга
  4. Создание единой системы анализа рисков области управления долгом и финансового предварительного и последующего анализа долговых операций и заимствовании.
  5. Формирование интегрированной и унифицированной системы стратегического планирования в сфере управления государственным долгом и оценки эффективности заимствований. 
  6. Совершенствование механизмов взаимодействия управления государственным долгом с системой кассового исполнения федерального бюджета.
  7. Создание системы и механизмов взаимодействия (включая межведомственные и внутриведомственна16 процедуры) управления государственным долгом, денежно-кредитной политикой и политикой в области управление золотовалютными резервами.
  8. Внедрение интегрированной системы по аналитическому учету субфедеральных, муниципальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики.

Учитывая  большое влияние "долгового фактора  »  на социально-экономическое развитие страны, а также возможные политические и финансовые последствия   в случае возникновения кризисной ситуации, в процессе проведения заемной и долговой политики Российская Федерация должна опираться на следующие принципы:

   Общие принципы:

  • обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;
  • единство внутренней и внешней заемной и долговой политики как части финансово-бюджетной политики Российской Федерации;
  • координация на этапах формирования и реализации заемной и долговой политики Правительства РФ с денежно-кредитной политикой Банка России;
  • приоритетность обеспечения интересов федерального бюджета Российской Федерации при проведении операций по привлечению заимствований, исключение конкуренции между Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями Российской Федерации при осуществлении заимствований;
  • диверсификации источников и методов заимствований;
  • защита интересов субъектов и муниципальных образований, а также хозяйствующих субъектов Федерации как международных заемщиков;
  • транспарентность принятия решений и информационная открытость в вопросах формирования заемной политики и политики по управлению государственным долгом.

    Финансово-экономические  принципы:

  • обеспечение экономической и финансовой эффективности и экономической целесообразности заимствований;
  • использование заимствований на цели покрытия дефицита федерального бюджета или кассовых разрывов, поощрение частных заимствований как источника инвестиционных ресурсов;
 
   
  • приоритетность  привлечения финансовых займов по сравнению с обусловленными и/или "связанными" кредитами;
  • поддержка вторичного рынка долговых обязательств, эмитированных Российской Федерации.

    Административные  и организационные принципы:

   — единство планирования внутренних и внешних заимствований как неотъемлемой части бюджетного процесса и бюджетной политики Российской Федерации;

   —единство управления государственным долгом и мониторинга консолидированного долга Российской Федерации, координация действий на внутренних и внешних рынках капитала;

  • разграничение полномочий и ответственности государственных исполнительных и законодательных органов власти, а также контролирующих органов в сфере формирования и реализации заемной и долговой политики :
  • законодательное ограничение ежегодного объема заимствований, а также утверждение в форме принятия федерального закона предельных размеров государственного внутреннего и государственного внешнего долга;
  • единство текущего (годового) и стратегического (3-5 лет) планирования заимствований и расходов федерального бюджета по погашению и обслуживанию государственного долга;
  • регулярная оценка и мониторинг результатов заимствований и операций по погашению и обслуживанию государственного долга;
  • регулярный анализ и активное управление рисками, связанными с государственными заимствованиями и структурой государственного долга.

   Организационная структура системы управления государственным долгом и полномочия органов государственной власти.

   Реформирование  системы управления государственным  Долгом Российской Федерации должно предусматривать четкое определение функций органов государственной власти в области управления долгом и определять порядок их взаимодействия.

Функции органов и ветвей государственной  власти в области управления государственным долгом должны распределяться следующим образом:

   Президент РФ устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, включая приоритеты в области управления государственным долгом;

   Федеральное Собрание Российской Федерации устанавливает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного долга и предел государственных внутренних и внешних заимствований, а также программу государственных заимствований;

   Правительство РФ определяет организационные основы системы управления государственным долгом и активами, утверждает стратегию в области управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и параметры заимствований;

   Центральный банк России на стадии разработки и реализации стратегии в области управления государственным долгом согласует с Минфином России вопросы соответствия долговой политики с денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами, включая вопросы осуществления внутренних и внешних заимствований;

   Министерство  финансов РФ от имени Правительства РФ осуществляет внешние и внутренние заимствования, реализует утверждаемую Правительством, стратегию в области управления государственным долгом, осуществляет бюджетное планирование в части государственного долга, источников покрытия дефицита федерального бюджета и планируемых расходов на обслуживание государственного долга, проводит анализ заимствований на региональном и муниципальном уровне, а также заимствований негосударственного сектора экономики, осуществляет обслуживание и погашение государственного долга, осуществляет и отвечает за учет государственного долга;

Министерство  экономического развития и торговли РФ осуществляет анализ эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований, участвует в реализации мероприятий по обслуживанию коммерческой задолженности Российской Федерации, регулирует долговую политику субъектов Федерации, прогнозирует внешние заимствования в рамках государственного прогнозирования социально-экономического развития, определенных Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".

   Основным результатом реформирования системы управления государственным долгом должно явиться улучшение репутации Российской Федерации на международных рынках, существенное уменьшение рисков, связанных с заимствованиями и управлением государственным долгом, сокращение зависимости расходов федерального бюджета по погашению и обслуживанию государственного долга от изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение доступа России на внутренние и внешние рынки заимствований, снижение стоимости заимствований , повышение степени доверия кредиторов и инвесторов к заемной политике Правительства РФ, выход России на качественный уровень заимствований и управления государственным долгом, соответствующий международным критериям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного внешнего долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного внешнего долга в развитии страны.

Информация о работе Государственный долг РФ и его структура