Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 03:36, курсовая работа
Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Введение………………………………………………………………………...…3
Раздел 1. Теоретические основы государственного долга………………..……5
1.1 Понятие государственного долга……………………………………..……...5
1.2 Виды государственного долга……………………………………..…………6
1.3 Формы государственного долга………………………………………..…….7
Раздел 2. Государственный долг РФ и его современное состояние……..…….9
2.1 Внутренний долг…………………………………………..………………….9
2.2 Внешний долг…………………………………………………………..……16
Раздел 3. Управление государственным долгом…………………………..…..24
3.1 Система управления государственным долгом…………………………...24
3.2 Факторы, препятствующие проведению эффективной политики в области управления государственным долгом…………………………………….……27
3.3 Цели и принципы реформирования и развития системы управления государственным долгом……………..…………………………………………29
Заключение………………………………………………………….……………35
Список литературы………………………………………………………………37
Государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов, путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств). Функционирование системы государственного кредита имеет следствием рост государственного долга.
Традиционная роль государственных займов — обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств — дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. Другими словами, выпуск займов, сроки и время их размещения стали определяться не только дефицитом государственного бюджета, как ранее, но и потребностями регулирования денежного обращения.
Государственные займы — основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве заемщика. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.
Объем внутреннего государственного долга Российской Федерации увеличился по сравнению с показателем на 1 января 2007г. (1 тлрн 028 млрд 036 млн руб.) на 6,32% и на 2 апреля 2007г. составил 1 трлн 093 млрд 381 млн руб., сообщается в материалах Министерства финансов (Минфин) РФ.
В структуре внутреннего долга 20,98% (229,481 млрд руб.) составляют облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), 3,67% (94,834 млрд руб.) - бумаги с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК), 65,54% (716,651 млрд руб.) - облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС) составляют 4,75%, или 52 млрд руб., государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой ГСО-ППС - 0,03%, или 415,13 млн руб.
Рис.1 Государственный
внутренний долг РФ выраженный в государственных
ценных бумаг на 23.04.2007г
Рис.2 Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумаг на 23.04.2007г
Отметим также, что в бюджете на 2007г. установлен верхний предел внутреннего госдолга РФ на 1 января 2008г. в сумме 1 трлн 363 млрд руб. При этом верхний предел внешнего госдолга составляет 46,7 млрд долл., а долг иностранных государств перед Россией утвержден в размере 71 млрд долл.
Рис.3
Государственный внутренний долг, выраженный
в государственных ценных бумагах, млрд.рублей.
Внутренний
долг РФ наращивается в
Рис.4 Операции Минфина России на внутреннем рынке государственных ценных бумаг.
Рис.5 Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумаг.
В современных условиях государственная задолженность достигла таких масштабов, что некоторые государства оказываются не в состоянии погашать обязательства по государственным займам в установленные сроки. Поэтому широкое развитие получили операции по изменению условий ранее выпущенных займов. Для сокращения расходов по этим займам удлиняются сроки (консолидация) или уменьшаются размеры выплачиваемых по облигациям процентов (конверсия). Нередки сочетания конверсии и консолидации, когда одновременно удлиняется срок действия займа и снижается процент по нему.
Государственные ценные бумаги занимают одно из важнейших мест среди инструментов рынка ценных бумаг. Государственные облигации, некоторые типы векселей и банкнот, казначейские обязательства выражают имущественные отношения (чаще всего — отношения займа) между их владельцами и эмитентами, дают право на получение дохода за пользование средствами. Государственные ценные бумаги могут выпускаться в силу разного рода причин центральным правительством, органами власти, пользующимися государственной поддержкой.
Государственные ценные бумаги представляют собой совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются центральным правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в государственной собственности (либо под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования.
Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.
Государство устанавливает нарицательную стоимость облигаций. Она обозначена на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации могут продаваться по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу относится величина дохода, выплачиваемая по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигаций, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, степень доверия населения правительству. Реальная курсовая цена облигаций займов и их привлекательность для заимодателей могут быть выяснены только при свободном обращении государственных ценных бумаг на фондовом рынке
Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:
• финансирование текущего бюджетного дефицита;
• погашение ранее выпущенных размещенных займов;
• обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;
• обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового года;
• финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
• финансовая
поддержка учреждений и организаций,
имеющих общенациональное экономическое
и социальное значение.
Рис 6. Структура
государственного внутреннего долга
РФ по срокам погашения и по видам
обязательств на 01.04.2007г.
2.2 Внешний долг:
Внешний
долг РФ можно условно разделить
на шесть составляющих:
- Займы международных организаций;
- Реструктуризированный долг бывшего СССР;
- Кредиты и займы российских банков;
- Кредиты и займы российских предприятий;
- Валютные облигации внутреннего займа;
- Еврооблигации
и субфедеральные внешние
Государственный внешний долг РФ на 1 апреля 2007 года составил $50,7 млрд, или 38,0 млрд евро, говорится в сообщении Минфина РФ, размещенном на его интернет-сайте.
На 1 января 2007 года внешний долг РФ составлял $52,0 млрд, или 39,5 млрд евро.
За квартал внешний долг
Наиболее
крупную категорию
Задолженность перед странами - членами Парижского клуба уменьшилась на $0,6 млрд - до $2,5 млрд.
За первые три месяца текущего
года сократилась и
Остальные категории задолженности в первом квартале не изменились: перед странами, не вошедшими в Парижский клуб - $3,3 млрд, перед странами, входившими в бывший Совет экономической взаимопомощи - $1,9 млрд, коммерческая задолженность - $0,8 млрд, по облигациям внутреннего государственного валютного займа РФ - $4,9 млрд.
В сумму
внешнего долга включаются гарантии,
предоставленные Россией в
Рис.7 Структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 01.04.2007г
К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов (далее - ПКК) относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет восемнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). Двойственное положение России заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.
Отметим, что за период с 1 января 2003 г. объем задолженности Российской Федерации по основному долгу перед странами-членами Парижского клуба сократился на 92,6 процента. Это сокращение произошло в основном за счет осуществленных в 2005-2006 гг. досрочных погашений обязательств Российской Федерации по долгу бывшего СССР. Долг бывшего СССР перед Австралией, Австрией, Бельгией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Норвегией, США, Швейцарией, Швецией и Японией полностью погашен по цене 100 процентов от номинала. Также по номиналу погашена задолженность перед Финляндией, за исключением задолженности, погашение которой предусмотрено производить товарными поставками. Долг перед Германией и Нидерландами, а также часть долга перед Францией и Великобританией погашен по ценам, превышающим номинал.
В ходе выборочной проверки несоответствий осуществленных операций по погашению и обслуживанию задолженности условиям межправительственных соглашений не выявлено. Досрочное погашение долга перед странами-членами Парижского клуба, а также компенсационные выплаты были произведены за счет средств Стабилизационного фонда Российской Федерации. По расчетам, проведенным в ходе осуществленной Счетной палатой проверки, номинальная экономия расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в 2006-2028 гг., уменьшенная на объем осуществленных компенсационных выплат (сумм, превышающих номинал долга), оценивается в 6,6 млрд. долл. США.
Вместе с тем, отметим , что при регистрации обязательств Российской Федерации по долгу бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба кредиторов не были соблюдены требования Бюджетного кодекса в части сроков внесения информации о долговых обязательствах в Государственную долговую книгу Российской Федерации. Кроме того, в нарушение Инструкции по бюджетному учету не ведется аналитический учет долговых обязательств Российской Федерации перед странами-членами Парижского клуба кредиторов.
По состоянию на 1 апреля 2007 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 3,3 млрд. долларов США, или 6,5% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации на указанную дату.
Постановлением Правительства
По мере завершения выверки
имеющейся задолженности перед
странами кредиторами - не членами
Парижского клуба
Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолженности бывшего СССР и перед бывшими социалистическими странами. Остатки задолженности предполагается гасить в основном товарными поставками. Неурегулированы вопросы пока с некоторыми странами, например, с Китаем и Румынией.