Государственный долг РФ и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 03:36, курсовая работа

Описание работы

Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Раздел 1. Теоретические основы государственного долга………………..……5

1.1 Понятие государственного долга……………………………………..……...5

1.2 Виды государственного долга……………………………………..…………6

1.3 Формы государственного долга………………………………………..…….7

Раздел 2. Государственный долг РФ и его современное состояние……..…….9

2.1 Внутренний долг…………………………………………..………………….9

2.2 Внешний долг…………………………………………………………..……16

Раздел 3. Управление государственным долгом…………………………..…..24

3.1 Система управления государственным долгом…………………………...24

3.2 Факторы, препятствующие проведению эффективной политики в области управления государственным долгом…………………………………….……27

3.3 Цели и принципы реформирования и развития системы управления государственным долгом……………..…………………………………………29

Заключение………………………………………………………….……………35

Список литературы………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

   По состоянию на 1 апреля 2007 года  объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 1,9 млрд. долларов США

   Кроме осуществления денежных  расчетов и погашения государственного  внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга  Российской Федерации перед бывшим  странам-членам СЭВ активно использовались  механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долларов США. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долларов США.

Вместе  с тем данные механизмы расчетов по государственному внешнему долгу имеют и определенные недостатки, которые рассмотрены в разделе 4.5 "Нестандартные схемы урегулирования задолженности".

   Объем коммерческой задолженности по состоянию на 1 апреля 2007 года учитывается по структуре государственного внешнего долга Российской Федерации в объеме 0,8 млрд. долларов США.

   Этот вид задолженности является  наиболее сложным с точки зрения  урегулирования. До последнего времени  остается коммерческая задолженность  перед десятками тысяч иностранных фирм-экспортеров большинства развитых стран мира. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долларов США.

   Коммерческая задолженность образовалась  в 1989-1991 годах в результате  деятельности организаций государственного  сектора, выступавших на международных  рынках товаров и услуг по  поручениям Правительства Российской  Федерации, союзных министерств  и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.

   В результате в настоящее время  Россия имеет дело по урегулированию  долговых обязательств бывшего  СССР в основном с тремя группами кредиторов: официальные кредиторы (Парижский клуб), иностранные коммерческие банки (Лондонский клуб) и коммерческие фирмы и банки, не входящие в названные клубы. Задолженность перед коммерческими фирмами и банками, не входящими в названные клубы, определена как коммерческая задолженность бывшего СССР (формирование задолженности в разрезе Лондонского клуба и Парижского клуба кредиторов рассматривалась ранее).

   Российское Правительство признало  эту группу задолженности позже  всех - в октябре 1994 года. Согласно  международной практике негарантированная  коммерческая задолженность регулируется  в последнюю очередь - после  "парижской" и "лондонской". Реально переговоры начались в декабре 1996 года, поэтому образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в полной неопределенности относительно реальности погашения им задолженности. Поскольку требования западной системы бухгалтерского учета не допускали "провисания" в течение такого длительного периода на балансе фирм просроченных обязательств, это вынуждало фирмы продавать задолженность по бросовым ценам (15-20% от номинала) или искать пути решения своих проблем в Правительстве Российской Федерации. Соответствующая правительственная комиссия составляла списки первоочередных платежей и, одновременно, принимала решения о расходовании активов бывшего Союза ССР, не учтенных в доходной части бюджета вообще или учтенных по официальному курсу рубля еще Госбанка СССР с пересчетом в рубли по текущему валютному курсу.

   Еще в 1994 году половина задолженности  была передана в Парижский  и Лондонский клубы. Оставшаяся  часть была сгруппирована по  страновым группам (клубам). На  сегодняшний день их 14: датский  (агент - EKF), бельгийский (OFN), французский  (Eurobank), итальянский (Mediocredito Centrale), корейский (Seoul Club), финский (FIMET), шведский (STC Group), английский (Morgan Grenfell), австрийский (Prisma), голландский (FSNUC), японский (TCGJ), немецкий (Hermes) и чешско-словацкий (смешанная торговая палата "Восток"). Кроме того, осталось 9 индивидуальных японских кредиторов, крупнейшие из которых Marubeni Corp. и Nissho Iwai Corp.

   Общие принципы урегулирования  коммерческой задолженности были  определены постановлением Правительства  Российской Федерации от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами".

   В соответствии с указанным  Заявлением Правительства Российской Федерации в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:

  • контракты с рассрочкой платежа;
  • краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
  • тратты и векселя с платежом по предъявлении;
  • отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
  • инкассо;
  • другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

   В составе задолженности по  кредитам коммерческих банков и фирм, включаемой в долг бывшего СССР, числятся долговые обязательства перед Международным инвестиционным банком (МИБ) и Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 3. Управление государственным долгом 

3.1 Система управления государственным долгом

  Структурные реформы экономики Российской Федерации и дальнейшее совершенствование бюджетного процесса обуславливает необходимость реформирования и совершенствования системы управления государственным долгом.

Управление  государственным долгом должно быть системным и требует формирования специальной стратегически программы. Стратегия управления государственным долгом должна быть нацелена на смягчение пиков платежей, улучшение структуры долга, снижение затрат на его обслуживание, приведение в соответствие величины долга с возможностями страны по его обслуживанию и погашению.

    Система управления государственным  долгом представляет собой совокупность правил и процедур по привлечению, использованию, обслуживанию и погашению (возврат государственных внутренних и внешних заимствований также по регулированию размера, стоимости и структур обязательств государства, мониторинг заимствований и задолженности субъектов, муниципальных образований и не государственного сектора экономики.

   Под управлением государственным долгом понимается деятельность органов власти Российской Федерации по обеспечению своевременного и полного обслуживания и погашения государственного долга, минимизации в среднесрочной перспективе возникающих при этом расходов федерального бюджета, включая деятельность по оптимизации размера структуры и состава государственного долга, исключающих необходимость его реструктуризации.

   Основными целями управления государственным  долгом Российской Федерации являются:

  • поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
  • обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме;
  • оптимизация стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации.

   Управление  государственным долгом является составной частью бюджетной политики. В свою очередь, бюджетная политика является составной частью социально-экономической политики государства.

   Основой для определения бюджетной политики и политики в области управления государственным долгом являются краткосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития государства. Управление государственным долгом и рисками, связанными с изменением стоимости этих обязательств, оказывает непосредственное влияние состояние бюджета и экономики государства.

  Учитывая  изложенное, наличие устойчивой и  всеобъемлющей системы управления государственным долгом, направленной на предотвращение возможных долговых и финансовых кризисов, является важным условием для экономического развития государства, обеспечения четкого исполнения федерального бюджета.

  Мерами  регулирования государственного долга  являются контроль за его размером, установление предельных величин задолженности, рационализация его состава и структуры, форм и методов обслуживания и др. Это предполагает создание единой системы мониторинга и управления государственным долгом, включая внешние займы субъектов федерации и органов местного самоуправления, формирование программы погашения и обслуживания государственного долга. Программа должна содержать нормативы, при нарушении которых принятие новых долговых обязательств автоматически приостанавливается. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий.

  Государственный долг разнороден, составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределенности и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов решения.

Стратегическая  программа уменьшения чрезмерного  государственного долга должна быть согласована с методами Управления государственным бюджетом в целом, размерами его Дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.

 На  первый план выходят следующие методы регулирования государственного долга:

Сбалансирование налоговых и неналоговых доходов  бюджета  и эмиссионной деятельности с размерами государственного долга, его динамикой, имея в виду стабилизацию и возможность уменьшения государственного долга, прежде го внешнего;

  • определение и использование стабилизационных инструментов с целью управления динамикой долга;
  • уменьшение внутреннего и внешнего долга;
  • возможности рефинансирования задолженности государства;
  • меры по реструктуризации государственного долга и аннулированию ее кредиторами;
  • уменьшение расходов по обслуживанию государственного долга с учетом инфляционного обесценения основной суммы долга и затрат на его обслуживание;
  • сокращение государственных расходов;
  • использование источников валюты для погашения и обслуживания внешней задолженности;
  • контроль за заимствованиями на региональном уровне;
  • контроль за заимствованиями субъектов хозяйствования.

   Россия  может выйти из долговой ямы за счет собственных средств. Однако нужно грамотно оценивать масштабы и возможности реструктуризации долга, целесообразность рефинансирования внешнего долга за счет новых займов, возможности и условия привлечения внутренних займов и другие вопросы. В целях более уверенного управления государственным долгом может быть создан государственный фонд погашения долга. Основной задачей таких фондов является ответственное и упорядоченное погашение государственного долга. Вместе с тем фонды погашения могут иметь инвестиционный портфель, используемый для управления ликвидностью и максимизацией доходов по ценным бумагам. Подготовка и реализация такой программы требует системной работы квалифицированных специалистов. 

3.2 Факторы, препятствующие  проведению эффективной  политики в области  управления государственным долгом

   Несмотря на достигнутые в течение последних лет положительные результаты по совершенствованию системы управления государственным долгом сохраняется ряд фак-о0в   отрицательно влияющих на проведение эффективной политики в области государственных заимствований и плавления государственным долгом, которые могут быть разделены на внешние по отношению к системе управления государственным долгом и внутренние, характеризующие эффективность самой системы управления государственным долгом.

   К числу внешних факторов относятся:

   — высокая степень зависимости платежеспособности России от состояния мировых рынков энергоносителей и сырья;

Информация о работе Государственный долг РФ и его структура