Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 03:36, курсовая работа
Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Введение………………………………………………………………………...…3
Раздел 1. Теоретические основы государственного долга………………..……5
1.1 Понятие государственного долга……………………………………..……...5
1.2 Виды государственного долга……………………………………..…………6
1.3 Формы государственного долга………………………………………..…….7
Раздел 2. Государственный долг РФ и его современное состояние……..…….9
2.1 Внутренний долг…………………………………………..………………….9
2.2 Внешний долг…………………………………………………………..……16
Раздел 3. Управление государственным долгом…………………………..…..24
3.1 Система управления государственным долгом…………………………...24
3.2 Факторы, препятствующие проведению эффективной политики в области управления государственным долгом…………………………………….……27
3.3 Цели и принципы реформирования и развития системы управления государственным долгом……………..…………………………………………29
Заключение………………………………………………………….……………35
Список литературы………………………………………………………………37
По состоянию на 1 апреля 2007 года
объем задолженности перед
Кроме осуществления денежных
расчетов и погашения
Вместе с тем данные механизмы расчетов по государственному внешнему долгу имеют и определенные недостатки, которые рассмотрены в разделе 4.5 "Нестандартные схемы урегулирования задолженности".
Объем коммерческой задолженности по состоянию на 1 апреля 2007 года учитывается по структуре государственного внешнего долга Российской Федерации в объеме 0,8 млрд. долларов США.
Этот вид задолженности
Коммерческая задолженность
В результате в настоящее
Российское Правительство
Еще в 1994 году половина задолженности
была передана в Парижский
и Лондонский клубы.
Общие принципы урегулирования
коммерческой задолженности
В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:
В составе задолженности по
кредитам коммерческих банков и фирм,
включаемой в долг бывшего СССР, числятся
долговые обязательства перед Международным
инвестиционным банком (МИБ) и Международным
банком экономического сотрудничества
(МБЭС).
Раздел
3. Управление государственным
долгом
3.1 Система управления государственным долгом
Структурные реформы экономики Российской Федерации и дальнейшее совершенствование бюджетного процесса обуславливает необходимость реформирования и совершенствования системы управления государственным долгом.
Управление
государственным долгом должно быть
системным и требует
Система управления государственным долгом представляет собой совокупность правил и процедур по привлечению, использованию, обслуживанию и погашению (возврат государственных внутренних и внешних заимствований также по регулированию размера, стоимости и структур обязательств государства, мониторинг заимствований и задолженности субъектов, муниципальных образований и не государственного сектора экономики.
Под
управлением государственным
Основными целями управления государственным долгом Российской Федерации являются:
Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики. В свою очередь, бюджетная политика является составной частью социально-экономической политики государства.
Основой
для определения бюджетной
Учитывая изложенное, наличие устойчивой и всеобъемлющей системы управления государственным долгом, направленной на предотвращение возможных долговых и финансовых кризисов, является важным условием для экономического развития государства, обеспечения четкого исполнения федерального бюджета.
Мерами регулирования государственного долга являются контроль за его размером, установление предельных величин задолженности, рационализация его состава и структуры, форм и методов обслуживания и др. Это предполагает создание единой системы мониторинга и управления государственным долгом, включая внешние займы субъектов федерации и органов местного самоуправления, формирование программы погашения и обслуживания государственного долга. Программа должна содержать нормативы, при нарушении которых принятие новых долговых обязательств автоматически приостанавливается. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий.
Государственный долг разнороден, составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределенности и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов решения.
Стратегическая программа уменьшения чрезмерного государственного долга должна быть согласована с методами Управления государственным бюджетом в целом, размерами его Дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.
На первый план выходят следующие методы регулирования государственного долга:
Сбалансирование
налоговых и неналоговых
Россия
может выйти из долговой ямы за
счет собственных средств. Однако нужно
грамотно оценивать масштабы и возможности
реструктуризации долга, целесообразность
рефинансирования внешнего долга за счет
новых займов, возможности и условия привлечения
внутренних займов и другие вопросы. В
целях более уверенного управления государственным
долгом может быть создан государственный
фонд погашения долга. Основной задачей
таких фондов является ответственное
и упорядоченное погашение государственного
долга. Вместе с тем фонды погашения могут
иметь инвестиционный портфель, используемый
для управления ликвидностью и максимизацией
доходов по ценным бумагам. Подготовка
и реализация такой программы требует
системной работы квалифицированных специалистов.
3.2 Факторы, препятствующие проведению эффективной политики в области управления государственным долгом
Несмотря на достигнутые в течение последних лет положительные результаты по совершенствованию системы управления государственным долгом сохраняется ряд фак-о0в отрицательно влияющих на проведение эффективной политики в области государственных заимствований и плавления государственным долгом, которые могут быть разделены на внешние по отношению к системе управления государственным долгом и внутренние, характеризующие эффективность самой системы управления государственным долгом.
К числу внешних факторов относятся:
— высокая степень зависимости платежеспособности России от состояния мировых рынков энергоносителей и сырья;