Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.

Работа содержит 1 файл

Германидзе печать.docx

— 172.89 Кб (Скачать)

        Куда будут направлены расходы, какие статьи расходов выросли слишком сильно, а какие чересчур урезались — можно посмотреть самим из приложения 2. Из пояснительной записки к документу о государственном бюджете — 2010 попробуем «извлечь» структуру расходов.

       Из таблицы видно, что основные  статьи расходов в 2009 и 2010 годах  имели следующий вид: Общегосударственные  вопросы; Национальная оборона;  Национальная безопасность и правоохранительная деятельность; Национальная экономика; ЖКХ; Охрана окружающей среды; Образование; Культура, кинематография, СМИ; Здравоохранение; Физическая культура и спорт; Социальная политика ; Межбюджетные трансферты ( в том числе пенсионного фонда, фонда соц.страхования и фонда обязательного медицинского страхования).

      Итак, какие же выводы можно сделать. Для начала посмотрим на какие статьи были увеличены расходы. Серьёзные денежные средства были потрачены на общегосударственные расходы (1186,7 млрд. руб.) что составляет 10% от общей суммы расходов. Если рассматривать этот показатель в увязке с показателями прошлых лет, то мы видим , что прирост составил 227,4 млрд.руб. или почти 24% по сравнению с 2009 годом, а по сравнению с 2008 годов прирост достиг отметки в 41 %. Напомню, что в сентябре 2009 года, как раз перед принятием бюджета на 2010 год, председатель высшего совета Партии Единая  и председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что общегосударственные расходы необходимо снижать, дабы направлять большую долю денежных средств по другим направлениям, чтобы экономика развивалась. Однако судя по всему призывы Бориса Грызлова пока небыли в полной мере учтены. Однако на нынешний 2011 год расходы на общегосударственные вопросы всё-таки были снижены до  788,96 млрд.руб.

        Что касается статьи «Национальная оборона», то расходы на неё были увеличены не очень серьёзно, показатель составил  1253,2 млрд.руб. что превысило показатель за 2009 год на 41,3 млрд., то есть прирост составил 3% , а по сравнению с 2008 годом на 20 %.  В 2011 году этот показатель планируется уменьшить до 793 млрд.рублей. Однако совсем недавно В.Путин заявил что к 2020 году планируется серьёзно перевооружить российскую армию , следовательно можно сделать выводы что расходы будут в дальнейшем увеличиваться.

         Расходы на национальную безопасность  и правоохранительные органы  составили 1062,4 млрд. руб. По сравнению  с 2009 годом прирост составил 56,1 млрд. или 6%, а в сравнении с 2008 20% соответственно. Однако в 2011 году планируется существенно увеличить долю расходов по данной статье в следствии серьёзной реформы МВД ,которая выражается в принятии закона о полиции ,который уже вступил в свою законную силу с 1 марта .

         Итак, последней статьёй, на которую  были увеличены расходы является  межбюджетные трансферты. Интересно, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174 млрд, однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счёт чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

         Ну а теперь посмотрим по  каким же статьям расходы были  снижены.

          Статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом минусе — расходы по ней снизились более чем на 500 млрд. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении. Расходы на ЖКХ, охрана окружающей среды, образование, культуру, кинематографию, СМИ, здравоохранение; физическую культуру и спорт, социальную политику в общем были снижены на 45,4 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом. Особенно трагичным по моему мнению является то, что серьёзно были снижены расходы на образование, здравоохранение, спорт и физическую культуру, ведь данные направления и так находятся ,мягко говоря, далеко не в очень хорошем состоянии в нашей стране, и снижаться расходы по этим статьям просто нельзя. Однако судя по всему наше правительство считает иначе.

         Вот такое положение дел мы  имеем на данный момент. Структуру  расходов по статьям бюджета  в 2009 и 2010 годах можно посмотреть в приложении 3.

        Для того чтобы обобщить выше  изложенную информацию , назовём  лидеров роста и падения в  2010 году. Если анализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом на текущий год (см. таблицу 1), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), нац. оборона (+3,4%), нац. безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд (или -27%). Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие подстатьи расходов изменились значительнее всего. Приведем диаграмму лидеров изменений среди подстатей расходов в приложении 4.

         Какие выводы можно сделать из всего выше сказанного.

          Общая картина ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются  от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

          Стоит отметить, что в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточно критично.

        Что же касается положения дел на нынешней 2011 год , то  дефицит бюджета РФ планируется в размере 1,814 трлн рублей, или 3,6% ВВП, в 2012 году - 1,734 трлн рублей, или 3,1% ВВП, в 2013 году - 1,795 трлн рублей, или 2,9% ВВП.

             Доходы в 2011 году прогнозируются в размере 8,844 трлн рублей, или 17,6% ВВП, в 2012 году - 9,503 трлн рублей, или 17% ВВП, в 2013 году - 10,379 трлн рублей, или 16,8% ВВП.

         Расходы в 2011 году могут составить 10,658 трлн рублей, или 21,2% ВВП, в 2012 году - 11,237 трлн рублей, или 20,1% ВВП, в 2013 году - 12,175 трлн рублей, или 19,7% ВВП.

        С точки зрения статей расходов ситуация имеет следующий вид: расходы на общегосударственные вопросы в 2011 году предусмотрены в размере 788,96 млрд рублей, на национальную оборону - 793,001 млрд рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 819,98 млрд рублей, нацэкономику - 1 трлн 657,35 млрд рублей, ЖКХ - 173,73 млрд рублей, охрану окружающей среды - 16,824 млрд рублей, образование - 493,280 млрд рублей, культуру и кинематографию - 82,048 млрд рублей, здравоохранение - 453,914 млрд рублей, социальную политику - 3,004 трлн рублей, спорт - 42,306 млрд рублей, СМИ - 61,078 млрд рублей, обслуживание государственного и муниципального долга - 389,9 млрд рублей, межбюджетные трансферты - 573,98 млрд рублей. Хотелось бы отметить, что, как и в предыдущих годах наблюдается тенденция к снижению расходов в области культуры и кинематографию, что, по моему мнению, является негативным моментом.

        Подводя итог, можно сделать выводы, что по приведённым  прогнозам и положению дел на данный момент видно, что бюджет РФ ежегодно увеличивает как долю расходов, так и долю доходов. Однако доля расходов растёт быстрее ,чем доля доходов, тем самым мы можем наблюдать почти постоянный бюджетный дефицит, не смотря на то, что ежегодно правительство заявляет о необходимости снижения части расходов и выхода и бюджетного дефицита. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

     Однако, именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

     Сбалансированность  бюджета − один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных  расходов источникам их финансирования.

     Расходные и доходные части бюджета РФ имеют одинаковую значимость и играют очень важную роль для экономики страны в целом. Пока в РФ можно наблюдать превышение расходной части над доходной. О правильности расхода денежных средств можно вести дискуссию очень долго. Лично я считаю, что расходы на некоторые статьи бюджета можно было бы пересмотреть.

          В конце я бы хотел сказать  , что наша странно необоснованно  и слишком мало выделяет и  расходует средства на развитие  науки и НИОКР, а ведь это  является одним из важней направлений  для нашей страны. Если посмотреть  на зарубежные страны ,то можно  увидеть что США например  выделили  на науку и НИОКР в 2011 году $405,3 млрд,, что составляет треть всех мировых затрат в этой области, или около 2,7% от объема американского ВВП, в то время как наша страна около 1% от ВВП. Казалось бы, что разница в 1,7 % не столь велика. Однако нужно учитывать то, что ВВП нашей страны и США несоизмерим, следовательно на виду с американскими $405,3 млрд. наши $23,1 млрд. выглядят очень маленькой суммой.

       Именно тут, как я считаю, «мы» и закладываем своё отставание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный  текст. -  2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
  2. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.
  3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2005.
  4. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  5. Бюджетная система Российской Федерации. (Учебник) Александров И.М. (2007, 2-е изд., ) 
  6. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.
  7. Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2003.
  8. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы

           и статистика, 2002.

  1. Электронный ресурс  «http://flime.ru/articles/43» [24.03.2011]

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                             Приложения

Информация о работе Государственный бюджет