Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.

Работа содержит 1 файл

Германидзе печать.docx

— 172.89 Кб (Скачать)
gn="justify">     2. Государственный бюджет играет  важную роль в решении социальных  проблем путем улучшения бюджетного  финансирования учреждений социальной  сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

     3. На современном этапе развития  экономики государственный бюджет  становится одним из основных  инструментов государства в проведении  экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и  расходы, государство концентрирует  денежные средства на проведение  экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

     4. Государственный бюджет играет  важную роль в выравнивании  экономического развития регионов  страны путем бюджетного финансирования  объектов, которое может осуществляться  на возвратной (средства предоставляются  в виде кредита на капитальные  вложения) и безвозвратной основе.

     5. Основная роль бюджета состоит  в том, что он ежегодно мобилизует  и концентрирует денежные накопления  предприятий (организаций) и населения  в централизованном государственном  фонде для финансирования развития  экономики, социально-культурных  мероприятий, укрепления обороноспособности  страны, на содержание органов  власти и образования резервов.

     Государственный бюджет служит важным рычагом воздействия  на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса  при умелом использовании его  средств. Он играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

     6. Государственный бюджет играет  важную роль в финансировании  общегосударственных нужд и программ  социально-культурных мероприятий,  фундаментальных научных исследований. 

Глава 2. Расходы государственного бюджета РФ. 

2.1  Расходы бюджета РФ и их основные статьи

    Расходы  государственного бюджета – это  экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется  через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован  с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую  природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

    Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих функций. Эти  затраты выражают экономические  отношения, на основе которых происходит процесс использования средств  централизованного фонда денежных средств государства по различным  направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство  учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру  расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное  устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень  экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора  в экономике и многие другие факторы.

     Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели – организации  производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или  распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных  расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.

     Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

  1. Принцип целевого использования средств;

    Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных  средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр  финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации  или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета  обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных  условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое  использование ассигнований может  привести к возврату уже использованных средств.

  1. Соблюдение режима экономии;

    Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального  эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и  эффективности использования средств. Эффективность и экономность  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного  финансирования бюджетополучатель  должен ориентироваться на собственные  средства или искать дополнительные источники финансирования.

  1. Безвозвратность государственных расходов.

    Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

    Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе  социально-экономического развития.

    Итак, расходы государственного бюджета РФ состоят из следующих статей:

        1)общегосударственные вопросы:

        Функционирование Президента Российской Федерации; функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований; функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; обеспечение проведения выборов и референдумов; международные отношения и международное сотрудничество; государственный материальный резерв; фундаментальные исследования; обслуживание государственного и муниципального долга; резервные фонды; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; другие общегосударственные вопросы;

         2) национальная оборона:

          Вооруженные Силы Российской Федерации; модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны; другие вопросы в области национальной обороны;

         3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

         Органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; система исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона; обеспечение пожарной безопасности; миграционная политика; модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов; прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности; другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

         4) национальная экономика:

         Общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс; исследование и использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водное хозяйство;(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ), лесное хозяйство; транспорт; дорожное хозяйство; связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики;

         5) жилищно-коммунальное хозяйство:

         Жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; благоустройство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства; 6) охрана окружающей среды: экологический контроль; сбор, удаление отходов и очистка сточных вод; охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды;

         7) образование:

         Дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; высшее и послевузовское профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования; другие вопросы в области образования;

         8) культура, кинематография, средства массовой информации:

         Культура; кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации; другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;

        9) здравоохранение, физическая культура и спорт:

        Стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительная помощь; заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; физическая культура и спорт; прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта; другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта;

        10) социальная политика:

        Пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики;

        11) межбюджетные трансферты:

        Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии); субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; иные межбюджетные трансферты; межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

        В следующей разделе мы рассмотрим, каким образом наше государство  распределяет денежные средства  по выше перечисленным статьям 

2.2 Проблема формирования статей расходов бюджета РФ в 2010 году и прогнозируемые  расходы на 2011-2013 годы

       Итак, перед тем как посмотреть куда и на что наше государство тратит деньги, рассмотрим сначала приложение 1, которое называется «основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы». Общими параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов. Исходя из данного рисунка, попробуем сделать некоторые выводы. Итак, общие доходы на 2010 год в РФ составили 6950 млрд. рублей, по сравнению с 6713,8 млрд. рублей за предыдущий 2009 год. Расходная часть бюджета составила 9886,9 млрд. рублей по сравнению с 9931,4 млрд.рублей. Из сложившейся картины мы можем наблюдать довольно положительную ситуацию:  расходы за 2010 год снизились, а вот доходная часть увеличилась. И всё было бы не так плохо ,если бы уже второй год подряд бюджет РФ не был бы с дефицитом. В 2009 году дефицит бюджета составил 3217,6 , а в 2010 году 2936,9. Не смотря на то ,что в 2010 году дефицит снизился, оба значения выглядят очень даже значительными, ведь если посмотреть, то видно, что в 2009 году дефицит бюджета составил 8,4% от ВВП, то есть почти его десятую часть, а в 2010 году 6,8 % соответственно.

Информация о работе Государственный бюджет