Государственный бюджет как звено финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:52, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами реферата являются:
анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственного долга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие и социально-экономическая
сущность государственного бюджета…………………………………………5
Общие положения бюджетных доходов……………….....................................8
Общие положения бюджетных расходов……………………………………..13
Бюджетная классификация Российской Федерации………………………..20
Бюджетный процесс…………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………...…30

Работа содержит 1 файл

реферат по финансам.docx

— 57.72 Кб (Скачать)

(4) сведения о государственных  доходах на территории РФ;

(5) проект бюджета РФ;

(6) проект консолидированного бюджета  РФ;

(7) оценку исполнения бюджетов  предшествующего и текущего финансовых  годов.

Президент выступает с бюджетным  посланием на совместном палат в  начале апреля года, предшествующего  соответствующему финансовому году.

Постоянные комиссии Федерального Собрания с момента внесения проекта  бюджета РФ до 15 мая проводят постатейное  рассмотрение представленного проекта  бюджета и выносят по нему заключения. На совместном палат с 15 по 25 мая заслушивается постатейно заключение по бюджету, планам, налогам и ценам и проводится дискуссия по основным направлениям бюджетной политики. В течение следующих трех недель, не позднее 15 июня, на раздельных заседаниях палат принимаются постановления о санкционировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований. Бюджетные расходы санкционируются в соответствии со статьями функциональной бюджетной классификации. В случае возникновения расхождений в постановлениях палат создается согласительная комиссия в составе восьми человек из равного числа представителей палат. Решение согласительной комиссии утверждается на совместном заседании палат. Постановление Федерального Собрания о санкционировании бюджета может содержать разрешение о выделении ассигнований как на предстоящий финансовый год, так и на двух - трехлетний период.

Законопроекты, требующие внесения изменений (увеличения или уменьшения) в размеры бюджетных расходов, в обязательном порядке должны быть рассмотрены в процессе санкционирования бюджетных расходов. В случае несанкционирования соответствующих бюджетных расходов вступление законов в действие в части выделения ассигнований откладывается до принятия решения о санкционировании соответствующих расходов в следующем финансовом году.

Комиссия по бюджету, планам, налогам  и ценам организует процесс рассмотрения проекта бюджета, подготавливает предварительное  заключение по проекту бюджета и  готовит проект постановления Федерального Собрания о санкционировании бюджетных  расходов для рассмотрения на совместном заседании палат.

На основании постановления  Федерального Собрания о санкционировании бюджетных расходов Президент организует доработку и уточнение проекта  бюджета. Уточненный проект бюджета  вносится Президентом на рассмотрение парламента не позднее 15 сентября года, предшествующего очередному финансовому  году. При рассмотрении проекта бюджета  парламент принимает решение  по следующим основным характеристикам:

- верхний предел объема ассигнований  бюджета текущих расходов и  бюджета развития (расходная часть);

-пределы несбалансированности  бюджета (излишек или дефицит  в форме абсолютной величины  или процентной доли от прогнозируемых  доходов).

После утверждения основных характеристик  проекта бюджета утверждаются бюджетные  ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетной классификацией. В рамках утверждаемых бюджетных  статей данной классификации любой  вид ассигнований на сумму, равную или  превышающую 1 млрд. рублей, должен быть указан отдельной строкой.

С 15 сентября до 15 октября комиссии парламента принимают заключения по указанным выше основным характеристикам  и по отдельным статьям представленного проекта бюджета. На основании принятых парламентскими комиссиями заключений комиссия по бюджету, планам, налогам готовит по проекту бюджета сводное заключение и представляет его парламенту. С 15 октября по 30 ноября Федеральное Собрание постатейно утверждает бюджет в форме закона.

Утверждение бюджета происходит на совместном заседании палат. Доклад о бюджете представляет Президент  или по его поручению иное должностное  лицо. Содоклад от имени парламента представляет соответствующая парламентская  комиссия. Решение об утверждении  основных характеристик бюджета  и по статьям функциональной классификации  принимаются простым большинством голосов. На голосование выносятся  предложения по конкретным размерам ассигнований, содержащихся в окончательном  варианте проекта бюджета, представленном Президентом.

В случае не утверждения отдельных  статей представленного проекта  бюджета Федеральное Собрание проводит повторное голосование по перераспределению  бюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных  ассигнований. Решение принимается  простым большинством голосов.

В течение двух недель Президент  обязан подписать закон либо вернуть  его в парламент с замечаниями  для повторного рассмотрения. Президент  имеет право отлагательного вето (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение в парламенте) отдельных  статей государственного бюджета. В  случае применения Президентом права  вето вопрос по данной статье выносится  на совместное заседание палат, он должен быть рассмотрен в течение недели. Для отклонения вето необходимо решение  парламента, принятое простым большинством голосов. В случае согласия с вето Президент должен принять соответствующий  указ по ассигнованиям по данной статье. В течение периода до принятия окончательного решения по вето Правительство  имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорной статье в размере 1/12 их величины в предшествующем финансовом году.

Правительство ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет парламенту отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета за прошедший финансовый год. Отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается парламентом простым большинством голосов.

С 1997 по 1999 год расходы в стране превышали доходы и дефицит государственного бюджета составлял от 86 до 53 млрд. рублей. В 2000 г. разница между доходной и расходной частями бюджета впервые за последние пять лет была положительной и профицит бюджета составил 112 млрд. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. Построение бюджетной системы подчинено  определенным принципам, которые установлены  Бюджетным кодексом РФ. Он же закрепляет структуру доходов и расходов бюджетов различных уровней.

Рассмотрев  бюджетную систему и бюджетное  устройство, можно сделать некоторые  выводы.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения  общегосударственных мероприятий  формируется централизованный финансовый фонд – Федеральный бюджет.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный  бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние  на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом бюджет объединяя в себе основные финансовые категории является ведущим звеном финансовой системы любого государства.

Список  литературы

 

  1. Конституция РФ, принята 12 декабря 1993 г.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 31 июля 1998 года N 145-ФЗ с изменениями от 09.02.2009 N 17-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 N 126-ФЗ в ред. от 29.06.2004 .
  4. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2007.
  5. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: Изд.дом “Дашков и Ко”, 2008.
  6. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (вводный)/ М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской - М.: Юрайт, 2007.
  7. Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС, 2006.
  8. Региональная экономика. - Учебник / Под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2008.
  9. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, - М.: Перспектива; Юрайт, 2007.
  10. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2006.
  11. Яндиев М.И. Теория финансов. Трансформация финансовых органов власти. - Учеб. пособие. - М.: ТЕИС, 2008.
  12. Финансы. Учебник для вузов. /Под ред. Л.А. Дробозиной - М., Юнити,- 2007 г.
  13. Трофимов А.А. О государственных внебюджетных фондах // Финансы. – 2004. - №10. – С.20-22.
  14. Дементьев Д.В., Щербаков В.А. Бюджетная система РФ. – М.: КноРус, 2009.
  15. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008

Информация о работе Государственный бюджет как звено финансовой системы