Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:52, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами реферата являются:
анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственного долга.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие и социально-экономическая
сущность государственного бюджета…………………………………………5
Общие положения бюджетных доходов……………….....................................8
Общие положения бюджетных расходов……………………………………..13
Бюджетная классификация Российской Федерации………………………..20
Бюджетный процесс…………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………...…30
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, полученные от передачи в залог либо доверительное управление государственного или муниципального Имущества;
- средства, поступившие в виде возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд. К этой же категории доходов относятся средства, полученные от продажи имущества, которое ранее передали получатели кредитов в качестве обеспечения своих обязательств;
- плата за пользование бюджетными средствами на условиях срочности, возвратности, платности;
- доходы в виде прибыли, которая приходится на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ, а также дивидендов по акциям, принадлежащим государству или муниципалитетам;
- часть прибыли унитарных предприятий, которая осталась у них после уплаты всех налогов. Порядок и нормы отчислений для предприятий, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством РФ;
- другие возможные доходы от использования имущества.
Бюджетный кодекс установил порядок, согласно которому доходы бюджетных учреждений, которые они вправе получать от предпринимательской и иной деятельности, подлежат в полном объеме учету в смете доходов и расходов этих учреждений, а также должны учитываться в доходах соответствующего бюджета в категории доходов от использования имущества либо как доходы от платных услуг. В данном случае речь идет о доходах, получаемых учреждениями прежде всего от сдачи помещений и другого имущества в аренду. В большинстве случаев эти доходы разрешают оставлять в самих учреждениях, чтобы хоть как-то помочь бюджетным учебным заведениям, НИИ и другим учреждениям.
Отдельно
определяется порядок зачисления доходов
в бюджет. Статья 40 Бюджетного кодекса
конкретно указывает, с какого момента
доходы считаются бюджетными. При
этом отдельно устанавливается момент,
когда доходы считаются уплаченными
плательщиком, и момент, когда средства
считаются зачисленными в бюджет.
Неналоговые доходы и иные неналоговые
поступления считаются
Собственные
доходы бюджетов – это виды доходов,
закрепленные на постоянной основе полностью
или частично за соответствующими бюджетами
законодательством Российской Федерации.
Регулирующие доходы бюджетов – федеральные
и региональные налоги, иные платежи,
по которым устанавливаются
Доходы местных бюджетов формируются
из поступлений в нескольких режимах:
собственных доходов, отчислений из
бюджетов федерального и регионального
уровней за счет регулирующих налогов,
заимствований и иных режимов. К
налоговым доходам местных
Общие положения бюджетных расходов
Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из них поступают по своему назначению. Это – именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности. Основным потоком расходования средств из бюджетов является режим финансирования. В этом случае бюджетные средства расходуются на обеспечение самого государства, бюджетных учреждений, а также для финансовой поддержки ряда отраслей народного хозяйства с целью воздействия на макроэкономические пропорции в экономике и другие задачи.
Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.
Капитальные расходы бюджетов представляют
часть расходов бюджетов, обеспечивающую
инновационную и инвестиционную
деятельность. В состав капитальных
расходов включаются: расходы, предназначенные
для инвестиций в действующие
или вновь создаваемые
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет Развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Порядок формирования и использования бюджета Развития определяется федеральным законом.
Текущие
расходы бюджетов – это часть
расходов бюджетов, обеспечивающая: текущее
функционирование органов государственной
власти и местного самоуправления,
а также бюджетных учреждений;
оказание государственной поддержки
другим бюджетам и отдельным отраслям
экономики в форме дотаций, субсидий
и субвенций на текущее функционирование,
а также другие расходы, не включенные
в капитальные расходы в
Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ определяется Правительством РФ.
Статья 69 Бюджетного кодекса определила исчерпывающий перечень форм осуществления расходов бюджетов. К ним относятся:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- средства на оплату товаров, производимых на основе гражданско-правовых договоров между органами власти, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой.
Третьей формой расходов названы трансферты, которые в свою очередь состоят из следующих ассигнований:
- на реализацию муниципалитетами обязательных выплат населению на условиях, определенных федеральным и региональным законодательством, а также правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
- на осуществление отдельных государственных полномочий, делегируемых на нижестоящие органы власти;
- на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов.
В содержательном плане трансферты представляют собой бюджетные средства, предназначенные для обеспечения обязательных выплат населению, в том числе на пенсии, стипендии, пособия, компенсации, другие социальные выплаты в соответствии с законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровней. В категорию бюджетных расходов также включены:
- бюджетные кредиты юридическим лицам, включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей;
- субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
- инвестиции из бюджетов в уставные капиталы юридических лиц;
- средства в виде дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, а также внебюджетным фондам;
- кредиты иностранным государствам;
- средства, связанные с отношениями кредита, предназначенные для погашения процентов по долгам, осуществления других расходов по обслуживанию и погашению долговых обязательств, в том числе долговых обязательств, возникших вследствие применения института гарантии по обеспечению долговых обязательств других субъектов.
Что касается
расходов бюджетных учреждений, то
Бюджетный кодекс определил закрытый
перечень целей, на которые разрешено
данным субъектам использовать бюджетные
средства. Расходование бюджетных средств
на другие цели запрещено. Конкретно
бюджетные учреждения вправе расходовать
средства государства или муниципальных
образований только на оплату труда
персонала, начисление страховых взносов
во внебюджетные фонды, выделяемые на
фонд оплаты труда. Они также вправе
выплачивать командировочные
Одной из форм бюджетных расходов выступает бюджетный кредит, под которым в ст. 76 Бюджетного кодекса понимаются налоговые кредиты. Возврат средств в бюджет в случае предоставления бюджетного кредита и уплата процентов за его пользование приравниваются к обязательным платежам в бюджет. В кодексе определена обязанность исполнительных органов власти либо уполномоченных ими структур вести соответствующий реестр получателей бюджетных кредитов.
В плане
обеспечения инвестиционной деятельности
Бюджетный кодекс
Ряд расходов
подлежит финансированию исключительно
из федерального бюджета. Их перечень
определен на основе конституционного
механизма разграничения
К расходам федерального бюджета относятся расходы на обеспечение деятельности федеральных органов власти, в том числе: Президента РФ, Федерального собрания, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти, включая их территориальные структуры, а также финансирование учреждений, находящихся в федеральной собственности. В эту категорию входят расходы на федеральную судебную систему, оборону и обеспечение безопасности, финансирование фундаментальных научных исследований, финансовое обеспечение межгосударственных интересов, в том числе на международное сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, и др. Финансированию из федерального бюджета подлежат расходы на организацию выборов и проведение референдумов Российской Федерации.
Часть средств из расходов федерального
бюджета разрешено использовать
на формирование федеральной собственности,
обеспечение федеральной
Информация о работе Государственный бюджет как звено финансовой системы