Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:33, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных .
Введение
1 Структура бюджетного кодекса Российской Федерации…………………..4
2 Классификация доходов бюджетов РФ………………………………….…..5
3 Классификация расходов бюджетов РФ…………………………………..…6
4 Бюджетная система РФ………………………………………………………10
5 Развитие бюджетного федерализма…………………………………….……12
6 Бюджетная политика в современной экономике……………………..……..17
7 Функции бюджета……………………………………………………………..21
8 Свойства бюджета……………………………………………………………..24
9 Структура государства и межбюджетные отношения………………...……25
10 Бюджетный процесс и его основные этапы………………………………..27
11 Заключение……………………………………………………………….…..33
12 Литература……..………..…………………………………………….……..34
Влияние бюджета
не ограничивается государственным
сектором экономики и выходит
далеко за его пределы. Регулирующее
влияние оказывают не только бюджетные
расходы, но и налоги, стимулирующие
или сдерживающие развитие отдельных
отраслей или сфер деятельности. Названные
функции бюджета носят объективный характер
и имеют место в любой стране мира, независимо
от уровня развития демократических институтов
и характера государственной экономической
политики. Некоторые из них могут противоречить
друг другу. Например, для успешной реализации
контрольной и информационной функции
бюджет должен быть стабильным, а регулирующая
функция, наоборот, предполагает его изменение
в зависимости от текущих условий социально-экономического
развития. Выбор между стабильностью или
гибкостью бюджета определяется задачами
политики государства, сложившимися традициями
и общественными предпочтениями.
8. СВОЙСТВА БЮДЖЕТА
Для того чтобы
бюджетная система могла
9.СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА И
В странах федеративного
типа выделяются три уровня государственной
власти - федеральный, региональный и местный,
которые наделяются самостоятельностью
в пределах закрепленных за ними полномочий.
Поскольку реализация этих полномочий
предполагает осуществление расходов,
каждый уровень власти имеет собственный
бюджет. Отношения органов государственной
власти разного уровня, касающиеся распределения
доходов и финансируемых за их счет расходов,
формируют систему бюджетного федерализма.
В основе бюджетного федерализма лежит
следующий принцип: федеральные органы
власти формируют и исполняют федеральный
бюджет, за счет которого обеспечивается
финансирование общегосударственных
программ; при этом каждый регион (субъект
федерации) также формирует собственный
бюджет, который используется для финансового
обеспечения программ в пределах данного
региона. Разработку проекта бюджета осуществляют
органы исполнительной власти соответствующего
уровня, после чего он утверждается соответственно
парламентом страны или законодательным
органом субъекта федерации. Хотя бюджеты
различного уровня самостоятельны, они
не изолированы друг от друга. Между ними
существуют финансовые потоки - межбюджетные
трансферты, - целью которых является выравнивание
доходов бюджетов в различных регионах
страны, компенсация дополнительных расходов,
связанных с принятием решений на вышестоящем
уровне. Система межбюджетных отношений
отражает баланс властных полномочий,
сложившийся между федеральными и региональными
органами власти. Если федерация является
централизованной, роль федерального
бюджета в ней велика; с его помощью могут
финансироваться не только общегосударственные,
но и региональные программы. Напротив,
если баланс складывается в пользу региональных
властей, растет значимость субфедеральных
бюджетов. Это может иметь как положительные,
так и отрицательные последствия. Например,
перенесение расходов на нижестоящий
уровень позволяет более гибко учесть
особенности социально-экономической
ситуации в том или ином регионе. Однако
оно может привести к несоответствию доходных
и расходных полномочий субъектов федерации,
усилению дифференциации уровня их развития
и, как следствие, возникновению сепаратистских
тенденций. Помимо федерального, региональных
и местных бюджетов, в бюджетной практике
также используется понятие «консолидированный
10 .БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО
Качество экономического обоснования бюджета зависит от развития бюджетного планирования; полноты, достоверности и оперативности статистической информации; использования современных технологий анализа данных. Подготовка такого обоснования является функцией органов государственной власти. Однако монополия государства на проведение планово-прогнозных расчетов может привести к искажению бюджетных проектировок. Поэтому в развитых странах существует большое количество независимых исследовательских организаций, делающих собственные прогнозы развития экономики и дающих на этой основе заключения на проект бюджета. Использование принципа разделения властей также способствует тому, что различные государственные органы составляют альтернативные прогнозы и предложения в области бюджетной политики. Например, подготовленный исполнительной властью законопроект критически оценивается и законодателями, и органами финансового контроля. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Законодательство страны устанавливает круг участников бюджетного процесса, определяет и разграничивает их полномочия. Основными участниками бюджетного процесса являются:
1) президент страны или глава субъекта Федерации;
2) органы законодательной и исполнительной власти;
3) органы кредитно-денежного регулирования (центральный банк);
4) органы государственного и муниципального финансового контроля;
5) государственные внебюджетные фонды;
6) распорядители бюджетных средств;
7) бюджетополучатели.
Для того, чтобы
обеспечить эффективность бюджетного
процесса, необходимо установить порядок
взаимодействия его участников на каждом
этапе, четко сформулировать процедуры
и правила принятия решений, определить
состав разрабатываемых ими документов
и сроки их представления. Несмотря на
сложность процедуры разработки бюджета,
страна должна войти в очередной год с
принятым основным финансовым законом.
Именно поэтому продолжительность и содержание
отдельных этапов бюджетного процесса
жестко регулируется законодательством.
Бюджетный процесс включает в
Основное внимание
на этапе составления проекта
бюджета уделяется формулировке
целей бюджетной политики на очередной
год и обоснованию способов их
достижения. Эти целевые установки
должны основываться на более долгосрочных,
стратегических приоритетах социально-экономической
политики, и обеспечивать их последовательное
достижение. Такие долгосрочные приоритеты
определяются отдельными правительственными
документами. Взаимосвязь тактических
и стратегических установок придает бюджетному
процессу более целенаправленный характер,
усиливает связанность бюджетных решений
за разные годы. Разработка проекта закона
о бюджете является итеративным процессом
согласования смет отдельных бюджетополучателей,
перечня целевых программ, планируемых
объемов межбюджетных трансфертов и других
направлений расходования средств с ожидаемым
уровнем доходов. Его эффективность может
быть повышена путем внедрения стимулов
для экономии бюджетных средств. Подготовленный
проект закона о бюджете, а также ряд сопровождающих
его документов (в том числе прогноз социально-экономического
развития на очередной год и среднесрочную
перспективу) утверждается правительством,
после чего передается на рассмотрение
законодателей. Рассмотрение и утверждение
Позиция законодателей в бюджетном процессе зависит от расклада политических сил в парламенте. Если влияние партий, оппозиционных политике правительства, в парламенте достаточно велико, рассмотрение бюджета может быть конфликтным процессом, затягиваться на длительный срок и приводить к существенной корректировке законопроекта. Чтобы обеспечить своевременное принятие бюджета даже в условиях оппозиционности парламента по отношению к политике правительства, его порядок и процедура должны быть четко регламентированы законом. Обычно рассмотрение бюджета разбивается на несколько этапов, именуемых чтениями. В России, согласно Бюджетному кодексу, проект закона о бюджете рассматривается Государственной Думой в трех чтениях, после чего передается в Совет Федерации. Предметом первого чтения являются параметры макроэкономического прогноза на будущий год, концепция бюджета и его основные характеристики, такие как объем доходов, расходов и дефицита. Второе чтение посвящено рассмотрению детальной структуры доходов и расходов, межбюджетных отношений, программы внешних заимствований, перечня целевых программ. В третьем чтении парламент голосует за законопроект в целом, после чего бюджет утверждается в качестве закона. Принятый закон направляется президенту для подписания и обнародования. Исполнение бюджета начинается после утверждения закона о бюджете. Оно осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета. Задачи исполнения бюджета - обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм. Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом. Однако органы исполнительной власти имеют определенную свободу действий для того, чтобы оперативно реагировать на изменения социально-экономической ситуации. В частности, они могут вносить изменения по различным направлениям расходования средств в пределах утвержденных ассигнований.
Исполнение бюджета зависит от ряда внешних обстоятельств, на которые правительство имеет очень ограниченное влияние. Например, снижение бюджетных доходов может быть обусловлено ухудшением конъюнктуры зарубежных рынков (например, снижением цен на энергоресурсы), которое трудно прогнозировать. Порядок действия исполнительной власти в таких ситуациях должен быть предусмотрен в законодательстве. В частности, бюджетное законодательство регулирует процедуру секвестра бюджета - пропорционального сокращения всех его расходных статей, за исключением защищенных, при резком сокращении фактических доходов относительно запланированного уровня. Также должен быть предусмотрен порядок исполнения бюджета в случае, если закон о бюджете принимается с опозданием и не вступил в силу с начала финансового года; порядок использования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете. В процессе исполнение бюджета важную роль играют налоговые органы, администрирующие поступление налоговых доходов в бюджетную систему, а также казначейство - государственный финансовый орган, осуществляющий исполнение государственного бюджета.
Финансовый контроль
Последующий контроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.
Информация о работе Государственный бюджет как важнейший элемент бюджетной системы