Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:33, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных .
Введение
1 Структура бюджетного кодекса Российской Федерации…………………..4
2 Классификация доходов бюджетов РФ………………………………….…..5
3 Классификация расходов бюджетов РФ…………………………………..…6
4 Бюджетная система РФ………………………………………………………10
5 Развитие бюджетного федерализма…………………………………….……12
6 Бюджетная политика в современной экономике……………………..……..17
7 Функции бюджета……………………………………………………………..21
8 Свойства бюджета……………………………………………………………..24
9 Структура государства и межбюджетные отношения………………...……25
10 Бюджетный процесс и его основные этапы………………………………..27
11 Заключение……………………………………………………………….…..33
12 Литература……..………..…………………………………………….……..34
5 .РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОГО
Бюджетный федерализм означает самостоятельность бюджетов разных уровней, что предусматривает:
закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства;
· недопустимость
изъятия дополнительно
· компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления, бюджетам;
· разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;
· соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;
· наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.
Главной проблемой,
характерной для РФ в области расходных
полномочий, является их нечеткое разграничение
в законодательстве и отнесение значительной
части расходов к сфере совместного ведения,
что приводит к размыванию ответственности
между различными уровнями государственного
управления и местного самоуправления.
Нечеткое разграничение полномочий и
наличие большого объема обязательств,
возлагаемых вышестоящими уровнями власти
на региональные бюджеты, влечет за собой
незаинтересованность региональных властей
в проведении собственной экономической
политики, направленной на экономическое
и социальное развитие. Решения о введении
или ликвидации того или иного налога
принимаются на федеральном уровне в форме
поправок к Налоговому кодексу, так как
последствия от таких решений могут иметь
глобальный, макроэкономический характер.
Большая часть функций по администрированию
налогов, установлению налоговых баз,
налоговых ставок или предельных налоговых
ставок также принимается в форме законов.
Доходы от налогообложения должны распределяться
между бюджетами различных уровней согласно
возложенным на них расходным обязательствам
и ответственности региональных властей
за их реализацию. Список федеральных,
региональных и местных налогов РФ устанавливается
первой частью Налогового Кодекса РФ.
В России практикуется модель взаимодействия
между уровнями государственной власти
в сфере разграничения налоговых доходов,
основанная на разделении поступлений
от налогов между уровнями бюджетной системы.
Это означает, что доходы от вводимого
на любом из уровней бюджетной системы
налога могут поступать и в бюджеты других
уровней. Это касается налога на прибыль,
акцизов, налога на имущество. Модель,
основанная на разделении налоговых поступлений
между уровнями бюджетной системы, практикуется
не только в России, но и в ряде развитых
стран, среди которых можно выделить Германию.
Основное достоинство такой системы взаимоотношений
между уровнями бюджетной системы - простота
в регулировании пропорций между доходами
федерального и региональных бюджетов
в тех случаях, когда меняется соотношение
между доходными полномочиями и расходными
обязательствами. Однако, будучи воплощенной,
в России, такая модель привела к ряду
негативных последствий. Во-первых, зачастую
региональные власти относятся к своей
доле в федеральных налогах как к «чужим»
деньгам и распоряжаются ими недостаточно
ответственно. Во-вторых, частые изменения
пропорций разделения налогов между уровнями
бюджетной системы приводят к незаинтересованности
региональных властей в наращивании собственной
налоговой базы и к неэффективности разработки
долгосрочных программ развития. В случае,
когда возникает несоответствие между
доходными полномочиями и расходными
обязательствами уровней государственной
власти и управления, а также неравномерность
бюджетной обеспеченности различных регионов
одной страны, говорят о наличии горизонтальных
и вертикальных дисбалансов. Вертикальный дисбаланс
Финансовая помощь
нижестоящим бюджетам может осуществляться
в виде: дотаций, субсидий, субвенций. В
мировой практике все виды финансовой
помощи, передаваемые от вышестоящих бюджетов
нижестоящим, называют грантами. Гранты
могут быть целевыми и нецелевыми. В России
финансовая помощь из федерального бюджета
субъектам РФ предоставляется следующими
фондами. Фонд финансовой поддержки
Цель выделения
средств региональным бюджетам из Фонда софинансирования
Совершенствование
1) упорядочение
бюджетного устройства
2) разграничение расходных полномочий;
3) разграничение налоговых полномочий и доходных источников;
4) совершенствование механизма финансовой помощи другим уровням;
5) улучшение
управления финансами на
Необходимость упорядочения бюджетного устройства субъектов РФ связано с существованием муниципальных образований различных уровней, размытостью круга вопросов местного значения. В сфере совершенствования разграничения расходных полномочий должны быть решены задачи более четкого их разграничения между уровнями бюджетной системы в соответствии с обеспечением самостоятельности региональных и местных органов власти в управлении расходами соответствующих бюджетов и ликвидации недостаточно финансируемых федеральных мандатов. В области разграничения налоговых полномочий планируется существенно повысить роль собственных доходов региональных и местных бюджетов, уменьшив роль расщепления налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в российской модели бюджетного федерализма. Совершенствование механизма предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам будет направлено на выделение в общем объеме финансовой помощи текущей, выравнивающей и инвестиционной составляющих.
6.БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В
Центральным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.
В Бюджетном
кодексе РФ, бюджет понимается как
«форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения
задач и функций государства
и местного самоуправления». Определение,
содержащееся в российском Бюджетным
Кодексе, является функциональным. Оно
отражает задачи, решаемые бюджетной системой,
ее многоуровневую структуру, а также
двойственность структуры бюджета: с одной
стороны, в нем выделяется доходная часть,
представляющая собой совокупность финансовых
ресурсов для осуществления государственной
политики, и, с другой стороны, - расходная
часть, отражающая конкретные направления
использования бюджетных средств. В современных
условиях бюджет является основным инструментом
государственного регулирования экономики,
играет активную роль в обеспечении ее
стабильности и развития. Реализация любого
направления политики государства в экономической
или социальной сфере требует соответствующего
ресурсного обеспечения. Именно поэтому
бюджет объективно необходим каждому
государству для выполнения возложенных
на него функций. Отдельные его элементы,
такие как прямые и косвенные налоги, займы,
расходы на государственное управление,
оборону, существовали на протяжении истории
человечества при различном общественном
строе и сохраняются в наши дни. С помощью
бюджета государство осуществляет перераспределение
валового внутреннего продукта между
отраслями, регионами страны, а также между
отдельными субъектами экономики. Цели
такого перераспределения различны. К
ним может относиться содействие развитию
приоритетных отраслей экономики; поддержка
тех ее секторов, которые являются убыточными
или низкорентабельными, но имеют высокую
социальную значимость (например, сельское
хозяйство), а также необходимы для обеспечения
национальной безопасности; выравнивание
социально-экономического развития отдельных
регионов страны; преодоление чрезмерной
дифференциации доходов граждан. Влияние
бюджетного регулирования на экономическое
развитие страны является сложным и неоднозначным.
Например, изъятие в бюджет части доходов
граждан и организаций с помощью системы
налогообложения сдерживает уровень экономической
активности в стране. Однако при этом расширяются
возможности проведения государственных
программ развития, финансируемых за счет
бюджетных средств. Активное выравнивание
доходов региональных бюджетов за счет
финансовой поддержки центра, которое
способствует улучшению положения более
бедных территорий, может оцениваться
как несправедливое с позиции богатых
регионов, являющихся донорами таких программ.
Таким образом, при формировании государственного
бюджета необходима выработка таких подходов,
которые учитывали бы баланс различных
общественных интересов. Доходы бюджета формируются
за счет налогов, а также некоторых других
видов поступлений, именуемых неналоговыми
доходами (доходы от продажи и использования
государственной собственности, от внешнеэкономической
деятельности). Структура доходной части
бюджета непостоянна, она подвержена изменениям
в зависимости от условий развития страны,
конкретной социально-экономической ситуации
и направлений государственной политики.
Например, налоговые доходы увеличиваются
при росте экономической активности в
стране, доходы от продажи государственной
собственности - при проведении приватизации.
Целью бюджетных расходов
Воздействие бюджетной политики на экономику страны в целом и ее отдельные сегменты очень велико, оно затрагивает интересы самых разных категорий населения, хозяйствующих субъектов, государственных органов. Поэтому планирование и утверждение бюджета является сферой конкуренции различных групп интересов. Обсуждение законов о бюджете вызывает широкий общественный резонанс и привлекает внимание не только специалистов, но и средств массовой информации, простых граждан. Помимо текущих приоритетов бюджетной политики, дискуссии разворачиваются вокруг фундаментального вопроса экономической теории и практики - о роли и масштабах государственного регулирования. Рост доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, отражает усиление регулирующего воздействия на экономику. Наоборот, ее снижение является индикатором более либеральной экономической политики. Выбор между данными вариантами в долгосрочном плане зависит от общественных предпочтений, которые выявляются в процессе избирательной кампании, референдума и других форм волеизъявления граждан. Например, при росте имущественного расслоения населения или неравенства экономического потенциала регионов в обществе усиливается поддержка перераспределительных программ. Политические партии, выступающие за расширение таких программ, получают дополнительные голоса избирателей. Итогом избирательной кампании является рост численности их фракций в парламенте и, как следствие, - усиление влияния на процесс законотворчества. Программы перераспределения включаются в закон о бюджете, в результате чего роль бюджетного регулирования в экономике возрастает.
Фактором роста бюджета
7. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся: Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах - со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение имеет общественный контроль, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики. Информационная функция.
Бюджет - это
индикатор текущего состояния экономики
страны, социальной сферы, политической
ситуации. Структура его доходной и расходной
части позволяет судить о приоритетах
государственной политики, масштабах
влияния на нее отдельных групп интересов.
Более того, поскольку закон о бюджете
составляется как плановый документ, он
выступает как прогноз будущей экономической
ситуации. Его разработка сопровождается
прогнозными расчетами основных показателей
развития страны, на которые ориентируются
не только государственные учреждения,
но и организации негосударственного
сектора экономики, а также простые граждане.
Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные
показатели формируют в обществе определенные
ожидания, которые могут быть как позитивными,
так и негативными. Институционализация
Информация о работе Государственный бюджет как важнейший элемент бюджетной системы