Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:58, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является рассмотрение понятия «государственного бюджета», его функций и экономической роли, раскрытие таких понятий как доход и расход бюджета государства, профицит и дефицит, выявление наиболее значительных проблем бюджетного дефицита и возможных путей их решения, также рассмотрение бюджетной политики РФ и ее основных направлений на 2011-2013 гг.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «государственного бюджета», экономическая роль и функции……………………………………………………………………………..5
Экономическая роль бюджета……………………………………………….5
Функции государственного бюджета……………………………………….7
Глава 2. Сбалансированность и несбалансированность государственного бюджета…………………………………………………………………………….10
2.1. Доходы и расходы государственного бюджета……………………………...10
2.2. Бюджетный дефицит и профицит…………………………………………….12
2.3.Источники финансирования дефицита государственного бюджета……….15
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации, ее основные направления на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…………..17
3.1.Направления бюджетной политики и параметры социально-экономического развития РФ в 2011-2013 гг……………………………………………………….17
3.2.Основные цели бюджетной политики РФ на 2011-2013 гг………………….20
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………………...25
Приложения
Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
После серьезного снижения внутреннего валового продукта (далее ВВП) России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рис.2 «Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП» приведен в Приложении 2).
В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
В основу
расчетов показателей федерального
бюджета закладываются
Сейчас задача государства состоит в том, что нужно адаптировать бюджетные расходы к новому уровню доходов, это значит достичь снижения дефицита бюджета, так как финансирование дефицита и, соответственно, рост государственного долга негативно отразится на экономическом развитии РФ. Решение этих задач позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций и развитию экономики.
Частично снижение дефицита бюджета предполагается осуществить за счет сворачивания антикризисных мер поддержки экономики. Вместе с тем, некоторые из начатых антикризисных мер будут продолжены, например такие, как поддержка рынка труда, субсидирование процентных ставок и другие меры поддержки автомобильной промышленности, самолетостроения и других отраслей.
При этом уменьшение государственных расходов может вызвать снижение темпов роста в краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочной перспективе сохранение государственной поддержки экономики за счет высокого дефицита федерального бюджета может вызвать рост инфляции, укрепление курса национальной валюты, увеличения стоимости государственных заимствований, что в конечном итоге усложнит корпоративному сектору задачу привлечения капитала, необходимого для модернизации.
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год. По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.
Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве РФ приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП.
В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
Российская
экономика пока менее эффективна
по сравнению с другими странами,
и требует реализации структурных
мер. Модернизация экономики, повышение
производительности, в первую очередь,
будут опираться на частные инвестиции.
Главная задача государства – создавать
для этого необходимые условия.
3.2. Основные цели бюджетной политики РФ на 2011-2013 гг.
Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.
Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному собранию РФ основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:
В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств РФ.
Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы федерального бюджета предполагается сократить с 22,8% к ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики ближайших трех лет.
При
этом для развития экономики инновационного
типа планируется осуществлять государственную
поддержку инновационных
Кроме
того, сохраняется особое значение
ассигнований на социальные цели, прежде
всего – обеспечение
При формировании долгосрочной бюджетной политики необходимо учитывать, что Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.
Так, в 2010 году доля трудоспособного населения составит 62% от общей численности россиян, а доля населения пенсионного возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 году численность трудоспособного населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов – для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.
В
федеральном бюджете
Еще одним приоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.
Повышение
страховых взносов на 2% принесет
в систему обязательного
Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики.
Объемы финансирования образования позволят обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений на всех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработку стимулов для привлечения частного сектора в отрасль и увязку программ подготовки специалистов с требованиями рынка труда.
Отдельное внимание будет уделяться интеграции российской культуры в глобальное культурное сообщество, в том числе за счет бюджетной поддержки участия России в мероприятиях мирового уровня.
Среди
приоритетов бюджетной политики - обеспечение
национальной обороны на основе перевооружения
армии, в рамках новой государственной
программы вооружения на 2011-2020 годы.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Именно бюджет, показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющих резервов, определяет налоговый климат страны, и, фиксируя конкретные направления расходования средств , процентное соотношение расходов по отраслям и территориям , является конкретным выражением экономической политики государства . Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и ВВП. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким
образом, бюджет, объединяя в себе основные
финансовые категории (налоги, государственный
кредит, государственные расходы), является
ведущим звеном финансовой системы
любого государства и играет как важную
экономическую, так и политическую роль
в любом современном обществе.
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2010 г.)
3. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» от 29июня 2010 года.
5.Указ Президента Российской Федерации № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998 года.
6. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. Финансы: учеб. - 2-е изд., М. Инфра-м: 2010. - 496 с.;
7. Дементьев Д. В. Бюджетная система РФ: учеб.пособие / Д. В. Дементьев, В. А. Щербаков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 256 с.
8. Колесов А.С. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в субъектах РФ. М.: Финансы, 2007 - 599 с.
9. «Российская газета» Федеральный выпуск № 5350 от 1 декабря 2010 г.
10.Официальный
сайт Министерства финансов Российской
Федерации// Федеральный бюджет// http://www1.minfin.ru/ru/
11. http://www.minfin.ru/ru/
12. http://www1.minfin.ru/ru/
13. http://www1.minfin.ru/ru/
Информация о работе Государственный бюджет, его экономическая роль