Государственный бюджет, его экономическая роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является рассмотрение понятия «государственного бюджета», его функций и экономической роли, раскрытие таких понятий как доход и расход бюджета государства, профицит и дефицит, выявление наиболее значительных проблем бюджетного дефицита и возможных путей их решения, также рассмотрение бюджетной политики РФ и ее основных направлений на 2011-2013 гг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «государственного бюджета», экономическая роль и функции……………………………………………………………………………..5
Экономическая роль бюджета……………………………………………….5
Функции государственного бюджета……………………………………….7
Глава 2. Сбалансированность и несбалансированность государственного бюджета…………………………………………………………………………….10
2.1. Доходы и расходы государственного бюджета……………………………...10
2.2. Бюджетный дефицит и профицит…………………………………………….12
2.3.Источники финансирования дефицита государственного бюджета……….15
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации, ее основные направления на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…………..17
3.1.Направления бюджетной политики и параметры социально-экономического развития РФ в 2011-2013 гг……………………………………………………….17
3.2.Основные цели бюджетной политики РФ на 2011-2013 гг………………….20
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………………...25
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

    Существенная  роль принадлежит косвенным налогам, включаемым в цену товаров и целиком  оплачиваемым покупателями. К косвенным  налогам относятся : акцизы (вид косвенного налога на товары массового потребления – акцизная марка ), таможенные пошлины, фискальный монопольный  налог  (лат. fiscus – государственная казна ) и т.д.

    Относительно  невысокие поступления обеспечивают традиционные налоги: с наследства, дарений, поимущественный налог.

    Налоги  составляют важнейшую и значительную доходную часть  государственного бюджета, они являются основным финансовым источником производства ВНП, а также  важнейшим  источником государственного  регулирования  экономики.

    Вторым  важнейшим направлением бюджетной политики являются расходы, обеспечивающие финансовыми ресурсами потребности государства и населения.

    Расходными  статьями бюджета являются:

    - расходы на государственное управление;

    - на военные нужды;

    - на социально – экономические  цели, в том числе создание социальной инфраструктуры;

    - на хозяйственную деятельность  государства;

    - на осуществление внешнеэкономической  деятельности и т.д.

    Важная  роль в национальной экономике принадлежит  местным  бюджетам.

    За  счет средств местных бюджетов финансируются объекты коммунальной собственности,  строительство дорог, школ, средств связи и т.д.

    Бюджеты местных органов власти используются также на социально культурные  нужды , содержание местной администрации, полиции, органов суда, прокуратуры  и т.д.

    На  западе через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2  всех инвестиций в основной капитал. При этом значительная часть средств направляется на фундаментальные научные работы , прикладные исследования и разработки.    Значительные средства выделяются в форме кредитов, субсидий, дотаций предпринимателям, участвующим в выполнении  государственных программ экономического развития.

    Бюджет  выступает основным инструментом социальной политики  государств. С его помощью  осуществляется перераспределение  доходов  в целях достижения большей социальной справедливости. При этом значительная часть денежных средств, полученных в форме налогов, выплачивается неимущим в виде социальных пособий (трансфертов). 

    2.2. Бюджетный профицит и дефицит.

    В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы. Государственный бюджет вынужден отражать циклическое движение экономики и поэтому он не может быть сбалансированным. Государственный бюджет целесообразно балансировать с положительным сальдо ( от итал. Saldo – расчет) при подъеме и отрицательным – при спаде производства. Между тем типичен  бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего усилением роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умножением расходов на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.

    При превышении доходов над расходами бюджета возникает бюджетный профицит. Он может использоваться для стимулирования развития приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения и  поддерживать дальнейший экономический рост страны, развитие экономики.

    Если  расходы больше доходов бюджета, то правительство сталкивается с  бюджетным дефицитом. Принято различать следующие виды дефицита государственного бюджета:

  • фактический – это отрицательная разница между фактическими доходами и расходами правительства;
  • структурный – разность между доходами расходами государственного бюджета, которые имели бы место, если экономика функционировала на уровне потенциального выпуска или полной занятости. Размеры структурной части бюджета определяются под действием дискреционных мероприятий, например, установлением налоговых ставок;
  • циклический – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Размеры циклической части бюджета зависят от колебаний деловой активности.

    Разграничение структурного и циклического дефицита необходимо для оценки эффективности  проводимой фискальной политики.

    При дефиците бюджета должны быть указаны  источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной  системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры  дефицита бюджета. Например, в Бюджетном Кодексе РФ на 2010г. устанавливается предельное значение дефицита федерального бюджета - он не может превышать 7% ВВП, прогнозируемого в соответствующем финансовом году и не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

    Государство имеет несколько источников покрытия своего дефицита. К ним относятся:

    а) выпуск новых денег (монетизация) или  эмиссионный способ финансирования - осуществляется в  форме эмиссии  наличных денег, предоставлении кредитов центральным банком государственным предприятиям на льготных условиях, отсрочки платежей государства за приобретенные товары и услуги. В целом монетизация дефицита государственного бюджета ведет к превышению темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВНП, следствием чего является усиление инфляционных процессов;

    б)  займы (внутренние или внешние)  или неэмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита. Вследствие чего возникнет государственный долг - долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, накопившиеся в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние). Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки.

        Долг может быть: внутренним (задолженность страны перед своими гражданами - резидентами) и внешним (задолженность перед иностранцами - нерезидентами). Большой государственный долг негативно воздействует на состояние экономики в долгосрочном периоде, т.к. происходит:

  • усиление налогового пресса для  обслуживания государственного долга подавляет стимулы к труду;
  • утечка финансовых ресурсов из страны, что сокращает потребление и инвестиции в национальную экономику;
  • частичное вымывание частного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального выпуска продукции, замедлению экономического роста и благосостояния в будущем.

    Управление  государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования  средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на  экономику страны.

    в) рост налоговых поступлений и  неналоговых поступлений (например, доходы от иностранного туризма), при  этом финансирование дефицита государственного бюджета  предполагает, обычно, снижение ставок налогообложения, что позволяет в перспективе расширить базу налогообложения.  

    2.3. Источники финансирования дефицита государственного бюджета.

    Политика  в области государственного долга  РФ на 2011-2013 годы будет направлена на:

    - обеспечение сбалансированности федерального бюджета, при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

    -  развитие национального рынка  государственных ценных бумаг;

    - поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории.

    Несмотря  на резкое ухудшение внешних условий  экономического развития и серьезное  бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости РФ остаются одними из лучших в мире.

    Приоритетами  долговой политики в 2011-2013 годах в области государственных внутренних заимствований РФ является финансирование дефицита государственного бюджета и развитие рынка государственных ценных бумаг. Долговая политика в сфере государственных внешних заимствований Российской Федерации заключается в:

    - обеспечении частичного финансирования  дефицита федерального бюджета  через осуществление регулярных  заимствований в иностранной  валюте путем размещения облигационных  займов Российской Федерации  в умеренных объемах на международных финансовых рынках капитала;

    - поддержании репрезентативной кривой  доходности по государственным  долговым обязательствам в иностранной  валюте, необходимой для формирования  адекватных ориентиров для российских  заемщиков.

    «Чистое»  привлечение денежных средств на внутреннем и мировом финансовых рынках составит: в 2011 году – 1 425,7 млрд. рублей, в 2012 году – 1 626,6 млрд. рублей и в 2013 году – 1 610,9 млрд. рублей.

    Таким образом, в течение 2011-2013 гг. общее  «чистое» привлечение составит 4 663,2 млрд. рублей при привлечении в объеме 6 423,8 млрд. рублей и погашении – 1 760,6 млрд. рублей.

      Решение вопроса на практике о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России.

    Объем планируемых заимствований на 2011-2013 годы беспрецедентен для российского  рынка внутреннего государственного долга. В последние годы Минфин России не размещал на открытом рынке облигаций  на сумму более 420 млрд. рублей за один календарный год. В этой связи, успешное решение поставленной задачи будет в значительной степени определяться эффективностью мероприятий по повышению ликвидности государственных долговых обязательств. В результате проводимой долговой политики государственный долг РФ по состоянию на 1 января 2012 г. составит  
6 732,1 млрд. руб., на 1 января 2013 г. – 8 431,8 млрд. руб. и на 1 января 2014 г. – 10 110,6 млрд. руб. Таким образом, совокупный объем государственного долга РФ достигнет 16,3% ВВП на конец 2013 года, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 79,5 % при соответствующем снижении доли внешнего долга (рис.1 «Государственный долг РФ к ВВП,%» приведен в Приложении 1).

    Политика  в области восстановления дореформенных сбережений граждан  РФ будет направлена на продолжение в 2011-2013 годах проведения компенсационных выплат, а это от 150 млрд. рублей до 50,0 млрд. рублей из федерального бюджета ежегодно.

    Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации, ее основные направления на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

    3.1. Направления бюджетной политики и параметры социально-экономического развития РФ в 2011-2013 гг.

    Бюджетная политика государства  это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

    Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений  использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

    Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом  Федеральному Собранию  в начале (не позднее марта) предшествующего года.

    Наиболее важными направлениями  бюджетной политики  являются  сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом.

    В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента РФ «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

    Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

    Экономика РФ в ближайшие годы будет функционировать в условиях  относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Информация о работе Государственный бюджет, его экономическая роль