Объекты
регулирования в рамках debt management:
- структура
сроков обращения различных долговых
обязательств;
- структура
кредиторов (путем выпуска нерыночных,
предназначенных для определенных групп
кредиторов займов).
Основными
мероприятиями по управлению государственным
долгом являются следующие:
- Выплата доходов
по займам и их погашение, которые должны
проводиться за счет налоговых поступлений
в государственный бюджет. На практике
чаще всего для этого используется метод
рефинансирования, т.к. система государственного
кредита действует непрерывно и, в силу
обезличивания в бюджете источников расходов,
невозможно определить долю налогов в
погашении долга и выплате дохода. В нормальных
экономических условиях рефинансирование
путем добровольных займов имеет успех,
т.к. во – первых, государственные долговые
обязательства являются самым надежным
и ликвидным активом, а, во – вторых, погашение
этих обязательств приводит к увеличению
объема свободных денежных средств. Однако
существует предел возможностей рефинансирования:
определенные размеры государственного
долга становятся фактором, заставляющим
кредиторов искать другие пути размещения
финансовых ресурсов. В целом успех рефинансирования
зависит от степени доверия к государству,
хотя в ряде случаев он достигается путем
силового давления на кредиторов.
- Конверсия
государственных долговых обязательств
– это изменение доходности уже размещенных
займов. Возможность конверсии должна
определяться в условиях выпуска облигаций.
Вариант конверсируемых облигаций – облигации
с плавающей ставкой дохода, которая обычно
привязывается к какому – либо макроэкономическому
показателю.
- Консолидация
государственного долга заключается в
изменении сроков погашения облигаций.
Чаще всего государство заинтересовано
в увеличении периода обращения облигаций
с целью стабилизации своих заимствований
и экономии на размещении новых займов.
При этом такая операция часто не ущемляет
интересов держателей, которым продлевается
получение дохода по твердой гарантированной
ставке. Сокращение периода обращения
облигаций обычно предусматривает и компенсационные
меры для их держателей.
- Унификация
государственных займов означает объединение
нескольких займов в один: облигации ранее
выпущенных займов обмениваются на облигации
нового займа. Унификация позволяет упростить
работу и сократить расходы государства
на операции, связанные с погашением и
выплатой процентов за счет уменьшения
видов, а при изменении нарицательной
стоимости – и количества обращающихся
облигаций.
- Обмен облигаций
по регрессивному соотношению предполагает
обмен нескольких старых облигаций на
одну новую с меньшей нарицательной стоимостью.
Эта операция проводится обычно в рамках
денежной реформы – изменения покупательной
способности денег. В результате достигается
возможность избежать необходимости рассчитываться
по облигациям, которые продавались за
обесценившуюся валюту, новыми полноценными
деньгами.
- Отсрочка
погашения займа заключается в том, что
передвигаются сроки погашения с прекращением
выплаты процентов, за пределами ранее
объявленного срока. Это мероприятие проводится
тогда, когда возможности рефинансирования
исчерпаны, а налоговые поступления недостаточны.
Отсрочка погашения займа является признаком
несостоятельности экономической политики
государства. Характерно, что отсрочка
погашения является достаточно распространенным
явлением в области внешнего государственного
кредита: кредиторы предпочитают сохранять
шансы на возврат долгов, чем потерять
все свои вложения. Кроме того, остается
возможность вернуть хотя бы часть вложенных
средств путем продажи облигаций по низкой
курсовой стоимости.
- Аннулирование
государственного долга – это полный
отказ государства от своих обязательств
по выпущенным займам. Эта мера может охватывать
внешний или внутренний долг, или весь
долг государства в целом. Такое мероприятие
проводится только в двух случаях: при
полной финансовой несостоятельности
государства; при изменении государственной
власти в стране (переходе на новые политические
и экономические принципы): новая власть
отказывается признать свою ответственность
за долги старой.
Существует
необходимость законодательного реформирования
системы управления госдолгом Российской
Федерации и первоочередного
проведения необходимых мероприятий,
к которым можно отнести:
- разработку
и принятие Федерального закона о внесении
в Бюджетный кодекс РФ по внесению поправок
в части, касающейся вопросов управления
государственным долгом;
- разработку
и принятие Федерального закона о государственном
долге РФ;
- создание
единой базы данных по государственному
долгу РФ;
- разработку
и утверждение единого порядка ведения
Государственной долговой книги РФ, субъекта
РФ и муниципальной долговой книги;
Можно
выделить два основных направления
совершенствования управления государственным
внутренним долгом РФ: усиление административного
контроля за финансовыми потоками,
дополненное ужесточением законодательства
и осуществление системных институциональных
изменений, создающих благоприятный инвестиционный
климат.
Первое
направление – это осуществление
административных мер против стандартных
схем нелегального вызова клиента –
занижение экспортных цен, невозврата
валютной выручки. Фиктивных импортных
контрактов с авансовой оплатой
и завышенными ценами, коррупции на таможне,
расчетов через оффшоры.
Второе
направление для России предпочтительнее.
Меры по укреплению доверия к российской
экономике должны включать в себя:
улучшение налоговой системы
и налогового администрирования; сбалансированность
бюджета; обеспечение надежной работы
банковской системы; защиту прав кредиторов
и инвесторов; прозрачность финансовой
отчетности всех предприятий и организаций;
борьба с преступностью и коррупцией,
резкое улучшение работы прокуратуры
и судебной системы; строгое соблюдение
федеральных законов на всей территории
РФ, прекращение произвола и избирательных
привилегий со стороны региональных и
местных властей.