Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:00, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть сущность государственных займов как инструмента привлечения инвестиций в Российскую экономику, выявить тенденции привлекательности для инвесторов, а также проанализировать динамику структуры государственного долга Российской Федерации.
Задачами данной работы являются: рассмотрение сущности государственных заимствований, роли и значения государственных заимствований Российской Федерации, а также предложение рекомендаций по поводу государственных займов Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ РФ
1.1 Экономическое содержание государственных займов РФ
1.2 Виды и классификация государственных займов РФ
1.3. Эмиссия облигаций в РФ
Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ РФ
2.1 Государственный долг в системе активов и пассивов государства
2.2 Анализ привлечения и использования Российской Федерацией средств займов
Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Существуют и иные критерии классификации государственных займов, например, по возможности изменения уровня доходности, по обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа, по целевому характеру и т.д.
Рассмотрим более подробно государственные внутренние и внешние заимствования.
Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и субъектов РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ, субъекту РФ. От имени РФ внешние заимствования осуществляет правительство РФ, от имени субъекта РФ – правительство субъекта РФ. Право осуществлять государственные внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Предельный объем государственных внешних займов РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.
От имени РФ право осуществления государственных внутренних займов и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.
Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние заимствования с превышением установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год предельно объема государственного внутреннего и внешнего долга вместо внешних заимствований», если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом объема долга.
Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.
Ежегодно разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних заимствований РФ и представляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.
В
программе государственных
Программы
государственных внутренних заимствований
РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований представляют собой
перечень внутренних заимствований
РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
на очередной финансовый год по формам
и видам заимствований, общий объем заимствований,
направляемых на покрытие дефицита бюджета.
В программы включаются соглашения о займах,
заключенные в предыдущие годы, если такие
соглашения не утратили силу.
1.3 Эмиссия
облигаций в РФ
Рассмотрим процесс государственного заимствования денежных средств на примере эмиссии облигации.
Облигация – эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.
Государственные облигации занимают большую часть российского рынка облигаций. Их репутация пострадала после кризиса 1988 года, подорвав доверие инвестора к государственным ценным бумагам. Понадобилось почти два года, чтобы государство смогло восстановить свою надежность как заемщика. Существующие на сегодняшний день выпуски государственных облигаций являются достаточно надежными для инвесторов. Государственные облигации на рынке представлены преимущественно так называемыми облигациями федерального займа (ОФЗ), которые представляют собой купонные облигации со сроком погашения от нескольких месяцев до пяти лет в зависимости от выпуска. Предельные объемы выпуска государственных облигаций РФ по номинальной стоимости устанавливаются Правительством РФ в соответствии с верхним пределом государственного долга РФ, установленным Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период».
Главное назначение рынка субфедеральных и муниципальных облигаций РФ (СМО) для эмитентов – субъектов РФ (СРФ) и муниципальных образований (МО) – заключается в предоставлении им возможности обеспечения финансовыми ресурсами на рыночной основе потребностей в ускорении их социально – экономического развития. По составу эмитентов рынок СМО является своеобразным индикатором центров экономической активности на карте России. Важные черты этой активности – рыночная основа и опора на собственные силы. Он мог бы послужить одним из элементов обеспечения прорыва в экономическом развитии России.
Субфедеральные облигации – это облигации, которые выпускаются исполнительными органами субъектов федерации и органами местного самоуправления. Самые известные среди таких облигаций – это питерские облигации, московские облигации, оренбургские облигации. Поскольку считается, что региональные облигации более рискованные чем государственные, то и доходность по ним должна быть выше.
Муниципальные
облигации – облигации, выпускаемые
местными органами власти. В качестве
эмитентов муниципальных
Рассмотрим
подробнее эмиссию
Эмитентом
государственных федеральных
Параметрами
выпуска, включая дату погашения, объем
выпуска, срок обращения, порядок и
форму выплаты доходов и
ГЛАВА3.
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
Цель
управления государственным долгом
– нахождение оптимального соотношения
между потребностями
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:
Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.
Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В зарубежной экономической литературе она получила название «debt management».