Государственные займы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть сущность государственных займов как инструмента привлечения инвестиций в Российскую экономику, выявить тенденции привлекательности для инвесторов, а также проанализировать динамику структуры государственного долга Российской Федерации.
Задачами данной работы являются: рассмотрение сущности государственных заимствований, роли и значения государственных заимствований Российской Федерации, а также предложение рекомендаций по поводу государственных займов Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ РФ
1.1 Экономическое содержание государственных займов РФ
1.2 Виды и классификация государственных займов РФ
1.3. Эмиссия облигаций в РФ
Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ РФ
2.1 Государственный долг в системе активов и пассивов государства
2.2 Анализ привлечения и использования Российской Федерацией средств займов
Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     Существуют  и иные критерии классификации государственных  займов, например, по возможности изменения  уровня доходности, по обязанности  заемщика соблюдать сроки погашения  займа, по целевому характеру и т.д.

     Рассмотрим  более подробно государственные  внутренние и внешние заимствования.

     Право осуществления государственных  внешних заимствований РФ и субъектов  РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров  поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ, субъекту РФ. От имени РФ внешние заимствования осуществляет правительство РФ, от имени субъекта РФ – правительство субъекта РФ. Право осуществлять государственные внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

     Предельный  объем государственных внешних  займов РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и  погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

     От  имени РФ право осуществления  государственных внутренних займов и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения  кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.

     Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние заимствования с превышением установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год предельно объема государственного внутреннего и внешнего долга вместо внешних заимствований», если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом объема долга.

     Государственные внутренние и внешние заимствования  осуществляются в соответствии с  программами, утверждаемыми на очередной  финансовый год.

     Ежегодно  разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних заимствований РФ и представляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

     В программе государственных внешних  заимствований РФ отдельно предусматриваются  все займы и государственные  гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную десяти миллионам долларов США, на весь срок займа. Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, если они осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга в рамках его предельного объема. Такое право распространяется только на несвязанные государственные внешние заимствования.

     Программы государственных внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований представляют собой  перечень внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу. 
 
 

1.3 Эмиссия  облигаций в РФ 
 

     Рассмотрим  процесс государственного заимствования  денежных средств на примере эмиссии  облигации.

     Облигация – эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца  на получение от эмитента облигации  в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

     Государственные облигации занимают большую часть российского рынка облигаций. Их репутация пострадала после кризиса 1988 года, подорвав доверие инвестора к государственным ценным бумагам. Понадобилось почти два года, чтобы государство смогло восстановить свою надежность как заемщика. Существующие на сегодняшний день выпуски государственных облигаций являются достаточно надежными для инвесторов. Государственные облигации на рынке представлены преимущественно так называемыми облигациями федерального займа (ОФЗ), которые представляют собой купонные облигации со сроком погашения от нескольких месяцев до пяти лет в зависимости от выпуска. Предельные объемы выпуска государственных облигаций РФ по номинальной стоимости устанавливаются Правительством РФ в соответствии с верхним пределом государственного долга РФ, установленным Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период».

     Главное назначение рынка субфедеральных и  муниципальных облигаций РФ (СМО) для эмитентов – субъектов  РФ (СРФ) и муниципальных образований (МО) – заключается в предоставлении им возможности обеспечения финансовыми ресурсами на рыночной основе потребностей в ускорении их  социально – экономического развития. По составу эмитентов рынок СМО является своеобразным индикатором центров экономической активности на карте России. Важные черты этой активности – рыночная основа и опора на собственные силы. Он мог бы послужить одним из элементов обеспечения прорыва в экономическом развитии России.

     Субфедеральные  облигации – это облигации, которые  выпускаются исполнительными органами субъектов федерации и органами местного самоуправления. Самые известные среди таких облигаций – это питерские облигации, московские облигации, оренбургские облигации. Поскольку считается, что региональные облигации более рискованные чем государственные, то и доходность по ним должна быть выше.

     Муниципальные облигации – облигации, выпускаемые  местными органами власти. В качестве эмитентов муниципальных облигаций  могут выступать в РФ органы власти национально – государственных  и административно – территориальных образований. Предельные объемы выпуска субфедеральных облигаций РФ или муниципальных облигаций по номинальной стоимости на очередной финансовый год устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, представительным органом муниципального образования в соответствии с верхним пределом государственного долга субъекта РФ, муниципального долга, установленным законом о соответствующем бюджете.

     Рассмотрим  подробнее эмиссию государственных  федеральных облигаций.

     Эмитентом государственных федеральных облигаций  от имен РФ выступает Минфин РФ. Эмиссия  осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет государственный  регистрационный номер. Облигации  одного выпуска равны между собой  по объему предоставляемых прав, имеют одинаковую дату погашения и регистрационный номер. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, если другое не предусмотрено условиями отдельных выпусков. Облигации предоставляют их владельцу право на получение основной суммы долга – номинальной стоимости, выплачиваемой при погашении выпуска, а также дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации. Если право на получение процентного дохода в условиях отдельных выпусков не определено, доходом является разница между ценой реализации и ценой покупки облигации.

     Параметрами выпуска, включая дату погашения, объем  выпуска, срок обращения, порядок и  форму выплаты доходов и погашения  номинальной стоимости облигации, порядок признания выпуска состоявшимся определяются Минфином РФ. Отличительной особенностью облигаций является их выпуск в документарной форме на предъявителя без обязательного централизованного хранения в виде суммарных и единичных сертификатов, каждый из которых удостоверяет совокупность прав по количеству облигаций, указанных в сертификате. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций выступает Центральный банк РФ. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты передаются Минфином РФ на хранение и учет в депозитарий, функции которого выполняет Центральный банк РФ или другая организация, уполномоченная им на осуществление функций депозитария, заключившая с Минфином РФ депозитарный договор. При размещении облигаций зачисляются на счета «депо» владельцев в депозитарий. В дальнейшем сертификаты облигаций могут выдаваться депозитарием на руки владельцам, кроме владельцев, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются нерезидентами. Облигации, выданные на руки владельцам. Могут передаваться в депозитарий. По поручению Минфина Центральный банк РФ осуществляет при погашении выпуска за счет средств федерального бюджета выплату процентного дохода и основной суммы долга владельцам, облигации которых хранятся или учитываются на счетах «депо» в депозитарии. Владельцы, которым сертификаты облигаций выданы на руки, при погашении выпуска для получения процентного дохода и основной суммы долга предъявляют в депозитарий сертификаты. Государственным ценным бумагам присваиваются государственные регистрационные коды. Выпускам внешних облигационных займов РФ государственные регистрационные коды не присваиваются. 
 
 

ГЛАВА3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 
 

     Существование государственного долга автоматически  подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

     Цель  управления государственным долгом – нахождение оптимального соотношения  между потребностями государства  в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

     В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

  1. безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  2. единство учета – учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
  3. единство долговой политики – обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
  4. согласованность – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства – заемщика;
  5. снижение рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  6. оптимальность – создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  7. гласность – предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

     Управление  государственным долгом в широком  смысле предполагает:

  • формирование политики в отношении государственного долга;
  • определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
  • определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
  • определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

     Политика  в отношении государственного долга  и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а  оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

     Управление  государственным долгом в узком  смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В зарубежной экономической литературе она получила название «debt management».

Информация о работе Государственные займы РФ