Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:18, доклад

Описание работы

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.doc

— 108.50 Кб (Скачать)


Вопрос 1. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства. Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

      Пенсионный фонд Российской Федерации;

      Фонд социального страхования Российской Федерации;

      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

I.       Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Задачи Пенсионного фонда:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных законодательством;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

-  контроль, с участием налоговых органов, за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

- организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

- участие в разработке и реализация в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

-  изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;

- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования, а также среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Средства ПФР формируются за счет:

               страховых взносов работодателей;

               страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

               страховых взносов иных категорий работающих граждан;

               ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам. Также, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

               средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;

               добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства ПФР направляются на:

1. Выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий;

2. Выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

3. Оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

4. Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

5. Другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

На сегодняшний день более актуально становится обсуждение будущей пенсионной системы Российской Федерации. Кризисное состояние Пенсионного Фонда РФ в конце 90-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начисления пенсий.

В настоящее время выплачиваемые работодателем в Пенсионный фонд суммы делятся на три части:

1. первая часть отчисляется на выплату текущих пенсий;

2. вторая часть (гарантируемая государством) поступает на условно-накопительные счета. Соответствующие средства зачисляются на индивидуальный счет работника, но в виде рассчитываемого пенсионного капитала, а не наличности, которая поступает на выплаты сегодняшним пенсионерам. Когда данный работник выйдет на пенсию, этот капитал будет учитываться при расчете его пенсии;

3. третья часть распределяется по накопительным счетам. Именно эти средства можно инвестировать и по желанию перевести в негосударственный пенсионный фонд, доверить частной управляющей компании или оставить право распоряжения ими государственной управляющей компании.

Например, в начале 2002 года на каждого работника в Пенсионном фонде был открыт личный счет. На момент наступления пенсионного возраста женщины ранее 1957 года рождения и мужчины не ранее 1953 года рождения будут получать пенсию, складывающуюся из трех частей: - базовой – пенсии по старости, выплачиваемой всем одинаковой суммой в размере, гарантированном государством; - страховой – пенсии, рассчитываемой по специальной формуле и зависящей от размера заработка; накопительной – пенсии, полученной в результате инвестирования с учетом разумности распоряжения своим пенсионным капиталом в течение всей жизни.

Основная цель пенсионной реформы – усиление зависимости между величиной зарплаты и размером пенсии. По мнению социолог, для сохранения привычного образа жизни пенсия должна составлять около 70% дохода работающего. Базовая и страховая части пенсии в сумме обычно меньше этой величины, а средства из накопительной части инвестируются в ценные бумаги с целью получения прибыли и накапливаются до достижения пенсионного возраста. В момент выхода на пенсию аккумулированные на накопительном счете средства делятся на 19 (период дожития) и 12 (число месяцев в году). Полученная сумма выплачивается как дополнение к обычной трудовой пенсии (полученной суммированием ее базовой и страховой частей) ежемесячно в течение оставшейся жизни.

Основные преимущества новой системы пенсионного обеспечения можно систематизировать следующим образом:

                 профессиональное управление;

                 диверсификация;

                 возможность инвестировать незначительные суммы; автоматическое реинвестирование;

                 легкость отслеживания движения инвестиций.

Пенсионная реформа затрагивает в основном граждан, которым на дату ее начала (01.01.2002 г.) было меньше 45 лет. Для них реформа означает больший личный контроль и предсказуемость размера пенсии, а также возможность самим влиять на ее величину. В частности, именной пенсионный накопительный счет уменьшает зависимость работника от будущих поступлений средств работающих в пенсионный фонд; размер накопительной части пенсии прямо пропорционален величине заработной платы гражданина за все время работы; доход от инвестирования накоплений на именном счете, зависящий от выбора управляющей компании, прямо пропорционален размеру пенсии.

На 2011 год ставки ЕСН в Пенсионный фонд РФ составляли: 34 % работодатель платит с фонда оплаты труда, при этом 26% зарплатного фонда пойдет на пенсионное, а 8% – на социальное и медицинское страхование.

II.    Фонд социального страхования Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

      региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

      центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

      филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Основными задачами Фонда социального страхования являются:

1. Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

2. Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3. Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

4. Разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

5. Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

6. Сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

      страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

      страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

      страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

      доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

      добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации