Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение теоретических основ расходов государственного бюджета, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
- изучение теоретических основ бюджета государства;
- рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;
- анализе основных направлений расходования средств федерального бюджета
- рассмотрении путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России
Введение…………………………………………………………………………………………3
Сущность бюджетной системы Российской Федерации………………………………....5
Осуществление бюджетных расходов……………………………………………………..7
Экономическое содержание системы расходов бюджета……………………………….7
Основные принципы и методы бюджетного финансирования…………………………9
Классификация расходов бюджетов……………………………………………………...12
3.1.Бюджетная классификация Российской Федерации…………………………………….12
3.2. Функциональная классификация расходов бюджетов…………………………………14
4. Расходы федерального бюджета…………………………………………………………...16
Заключение …………………………………………………………………………………….23
Приложение 1…………………………………………………………………………………..26
Приложение 2…………………………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменяя величину и структуру расходов федерального бюджета государство способно достаточно гибко маневрировать в выборе целей проводимой социально-экономической политики. Расходы на социальную политику остаются приоритетными расходами и в 2013 году составляют 29,6% общего объема расходов федерального бюджета. В абсолютных показателях объем указанных расходов в 2013 году определен в размере 3 963,2 млрд. рублей, что незначительно выше уровня 2012 года (на 1,6%). В условиях, сопоставимых с предыдущим годом, он уменьшится на 3,0 % (при индексе-дефляторе ВВП 104,7%).
Однако не только государство может
управлять величиной и
В условиях нестабильного развития мировой экономики, влекущего сокращение спроса на наши главные экспортные товары, развитие национальной экономики должно стать основным фактором роста ВВП. Однако в федеральном бюджете на 2013 – 2015 годы продолжается тенденция по снижению расходов на национальную экономику. Законопроектом предусмотрено снижение объема расходов на российскую экономику к 2015 году по сравнению с 2012 годом на 22,1 млрд. рублей (или на 1,2%).
Обеспечение сбалансированности пенсионной системы остается одной из наиболее серьезных проблем бюджетной политики. Нерешенность этой проблемы до настоящего времени ведет к ежегодному увеличению объема ассигнований из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» ведется работа по подготовке Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, одной из целей которой является обеспечение ее сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости. Принимая во внимание, что работа над данной Стратегией не закончена, на 2013 - 2015 годы планируются бюджетные ассигнования федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в существующих условиях, учитывая отдельные составляющие проекта Стратегии (в частности, в части введения дополнительных тарифов страховых взносов для работодателей, использующих труд работников, имеющих право на досрочные пенсии).
На обеспечение
Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, ведь расходы государства способствуют ускоренному обновлению производственных фондов, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Нельзя также забывать и огромный вклад расходов федерального бюджета в решение проблемы социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить достаточно гибкую социальную политику.
Расходы по разделам классификации
расходов федерального бюджета «Культура,
кинематография» и «Охрана
Расходы бюджетов играют важнейшую роль в финансовой системе РФ. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, соотношения расходов по отраслям и территориям и является выражением экономической политики государства. Согласно приложениям 18 и 21 проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» общий объем финансирования федеральных целевых программ определен на 2013 год в размере 1 008,9 млрд. рублей (7,5% от общего объема расходов), на 2014 год – 917,6 млрд. рублей (6,5% от общего объема) и на 2015 год - 934,6 млрд. рублей (5,98% от общего объема).
По сравнению с 2012 годом предусматривается значительное фактическое снижение объемов финансирования федеральных целевых программ. Снижение общего объема ассигнований на реализацию федеральных целевых программ связано, прежде всего, с завершением в 2012 – 2013 годах ряда программ. Объемы бюджетных ассигнований распределены в 2013 году на реализацию 50 программ, в 2014 году – 45 программ, в 2015 году – 42 программ. Таким образом, Правительство РФ не планирует расширения границ применения федеральных целевых программ в условиях перехода на программные методы бюджетного планирования.
В настоящее время существует целый ряд задач, которые необходимо решить в области бюджетных расходов:
Все эти задачи направлены на то, чтобы сделать экономику РФ социально-ориентированной, независимой, сильной, что позволит увеличить расходы на повышения качества жизни населения и страны в целом.
Тем самым, государственные расходы являются важным звеном финансовой системы государства, и играют значительную роль в экономической и политической жизни государства.
.
Приложение 1
Таблица 1
Крупнейшие целевые программы федерального бюджета на в 2013 году (млрд. руб.)
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |
1 |
Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы) |
353,26 |
362,63 |
366,51 |
2 |
Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы |
131,17 |
121,56 |
113,76 |
3 |
Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года |
50,10 |
14,00 |
|
4 |
ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы |
41,94 |
40,88 |
41,09 |
5 |
Развитие гражданской авиатехники на 2002-2010 годы и на период до 2015 года |
41,93 |
45,52 |
48,42 |
6 |
Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития НТК России на 2007-2013 годы |
22,21 |
||
7 |
Культура России (2012-2018 годы) |
21,79 |
21,38 |
22,82 |
8 |
Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы |
21,60 |
23,24 |
50,31 |
9 |
Обеспечение ядерной и радиационой безопасности на 2008 год и на период до 2015 года |
20,32 |
20,17 |
21,39 |
10 |
Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы |
20,29 |
31,31 |
35,13 |
11 |
Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в РФ" |
20,25 |
10,06 |
4,08 |
12 |
Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах |
18,95 |
19,79 |
21,34 |
13 |
Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы |
18,91 |
17,50 |
6,83 |
14 |
Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы |
17,15 |
15,18 |
14,57 |
15 |
Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы |
16,85 |
||
16 |
Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы |
16,58 |
10,75 |
9,46 |
17 |
Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу |
15,18 |
16,77 |
17,40 |
18 |
ФЦП развития образования на 2011-2015 годы |
15,08 |
9,67 |
17,72 |
19 |
Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года |
14,84 |
14,93 |
13,84 |
20 |
Развитие физкультуры и спорта в РФ на 2006- 2015 годы |
11,84 |
11,49 |
12,24 |
21 |
Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
22 |
Создание системы базирования Черноморского флота на территории РФ в 2005-2020 годах |
9,73 |
2,73 |
2,90 |
23 |
Социальное развитие села до 2013 года |
9,01 |
||
24 |
Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009-2014 годы) |
7,90 |
6,10 |
|
25 |
Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельхозназначения на 2006-2010 годы и на период до 2013 года
|
7,15
|
Приложение 2
Таблица 2
Функциональная классификация расходов государственного бюджета РФ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ |
Функционирование главы государ |
Функционирование |
Функционирование |
Деятельность финансовых и налоговых органов |
Прочие расходы на общегосударственное управление |
2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ |
Федеральная судебная система |
3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Международное сотрудничество |
Реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств |
Международные культурные, научные и информационные связи |
Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам |
4. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации |
Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии |
Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки |
Подготовка и участие в |
Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны |
5. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ |
Органы внутренних дел |
Внутренние войска |
Уголовно-исполнительная система |
Органы налоговой полиции |
Органы государственной |
Органы пограничной службы |
Таможенные органы |
Органы прокуратуры |
Государственная противопожарная служба |
Органы юстиции |
Государственная фельдъегерская служба |
6. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО- |
Фундаментальные исследования |
Разработка перспективных |
7. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО |
Топливно-энергетический комплекс |
Конверсия оборонной промышленности |
Другие отрасли промышленности |
Строительство, архитектура |
Стандартизация и метрология |
Продолжение таблицы 2
Воспроизводство минерально-сырьевой базы |
Содержание органов |
8. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И |
Сельскохозяйственное |
Земельные ресурсы |
Рыболовное хозяйство |
Прочие мероприятия в области сельского хозяйства |
9. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ |
Водные ресурсы |
Лесные ресурсы |
Охрана окружающей природной среды, животного и растительного мира |
Гидрометеорология |
Картография и геодезия |
10. ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, |
Автомобильный транспорт |
Воздушный транспорт |
Водный транспорт |
Дорожное хозяйство |
Связь |
Информатика (информационное обеспечение) |
11. РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ |
Малый бизнес и предпринимательство |
12. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций |
Гражданская оборона |
13. ОБРАЗОВАНИЕ |
Дошкольное образование |
Общее образование |
Начальное профессиональное образование |
Среднее профессиональное образование |
Переподготовка и повышение квалификации |
Высшее профессиональное образование |
Прочие расходы в области образования |
14. КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ |
Культура и искусство |
Кинематография |
Прочие мероприятия в области культуры и искусства |
15. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
Телевидение и радиовещание |
Периодическая печать и издательства |
Прочие средства массовой информации |
16. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |
Здравоохранение |
Санитарно-эпидемиологический надзор |
Физическая культура и спорт |
17. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |