Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение теоретических основ расходов государственного бюджета, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
- изучение теоретических основ бюджета государства;
- рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;
- анализе основных направлений расходования средств федерального бюджета
- рассмотрении путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России
Введение…………………………………………………………………………………………3
Сущность бюджетной системы Российской Федерации………………………………....5
Осуществление бюджетных расходов……………………………………………………..7
Экономическое содержание системы расходов бюджета……………………………….7
Основные принципы и методы бюджетного финансирования…………………………9
Классификация расходов бюджетов……………………………………………………...12
3.1.Бюджетная классификация Российской Федерации…………………………………….12
3.2. Функциональная классификация расходов бюджетов…………………………………14
4. Расходы федерального бюджета…………………………………………………………...16
Заключение …………………………………………………………………………………….23
Приложение 1…………………………………………………………………………………..26
Приложение 2…………………………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………………………………………………………..30
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1) по экономической
роли в процессе
2) по функциональному
назначению – на затраты на
содержание аппарата
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы
бюджета – часть расходов бюджета,
обеспечивающая текущее функционирование
органов государственной
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
1) обеспечение деятельности
2) функционирование федеральной судебной системы;
3) осуществление международной
деятельности в
4) национальная оборона и
5) фундаментальные исследования
и содействие научно-
6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
7) государственная поддержка
8) ликвидация последствий
9) исследование и использование космического пространства;
10) содержание учреждений, находящихся
в федеральной собственности
или в ведении органов
11) формирование федеральной
12) обслуживание и погашение государственного долга РФ;
13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
14) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
15) проведение выборов и
16) федеральная инвестиционная программа;
17) обеспечение реализации
18) обеспечение осуществления
19) финансовая поддержка
20) официальный статистический учет;
21) прочие расходы.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 ПК РФ);
1) государственная поддержка
2) обеспечение
3) обеспечение противопожарной безопасности;
4) научно-исследовательские,
5) обеспечение социальной защиты населения;
6) обеспечение охраны окружающей
природной среды, охраны и
7) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
8) развитие рыночной
9) обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
10) обеспечение деятельности
11) обеспечение деятельности
12) финансовая помощь другим бюджетам;
13) прочие расходы, находящиеся
в совместном ведении
Таким образом, можно отметить, что
спецификой федерального бюджета Российской
Федерации является финансирование
за счет этого бюджета
Расходы федерального бюджета являются
общественно полезными. Активная роль
государства в общественном воспроизводстве
и повышение эффективности
В основе бюджетного финансирования лежат принципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.
Анализ динамики расходов федерального бюджета по данным Министерства Финансов РФ и Федерального казначейства, показывает, что расходы на 2013 – 2015 годы увеличиваются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. Расходы федерального бюджета на 2013 год предлагается утвердить в размере 13 387,3 млрд. рублей (20,1% к ВВП), в 2014 и 2015 годах – 14 207 млрд. рублей (18,2% к ВВП) и 15 626,3 млрд. рублей (18,8% к ВВП) соответственно.
Следует отметить, что законопроектом предлагается более жесткое ограничение роста расходов федерального бюджета в отличии от предыдущих лет, в результате чего темпы прироста расходов составляют в 2013 году 4,4 %, в 2014 году – 6,1 %, в 2015 году – 10,0%. В реальном выражении расходы растут только в 2014 – 2015 годах: соответственно на 1,1% и 4,8%. По сравнению с 2012 годом расходы федерального бюджета увеличиваются к 2015 году на 21,9%.
При этом темпы роста расходов опережают темпы роста доходов федерального бюджета в 2013 году, но в 2014 – 2015 годах планируется рост доходов более быстрыми темпами чем расходов, что позволит сократить максимально дефицит федерального бюджета к 2015 году.
Анализ расходной части федерального бюджета на 2013 – 2015 годы показал, что структура расходов на три года остается неизменной. Наибольший удельный вес в общем объеме расходов федерального бюджета имеют бюджетные ассигнования на финансирование национальной обороны и национальной безопасности, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации, а также социальной политики с учетом мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Проанализировав структуру расходов федерального бюджета в 2012 году видно, что приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на 2012 год являются социальная политика, национальная экономика, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Социальная политика составляет большую часть расходов федерального бюджета 33,3% или 3 538,1 млрд. рублей, меньшая часть расходов федерального бюджета идет на общегосударственные вопросы и составляют 6,3% (665,6 млрд. руб.). Практически одинаковая доля расходов идет на национальную оборону и она составляет 13,8 % и на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 13,9%. Чуть меньше расходов 12,7% или 1 349,6 млрд. рублей идет на национальную экономику. Остальные 20,1% составляют прочие расходы.
Согласно предложенному
Расходы федерального бюджета на национальную
оборону и правоохранительную деятельность
в течение ближайших 3 лет в
реальном выражении сократятся на 10,4
и 11,4% соответственно. При том, что
в номинальном выражении
Ведомственная структура расходов федерального бюджета (млрд. руб.)
Таблица 1
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |
1 |
Минфин |
4873,54 |
5674,72 |
6130,64 |
2 |
Минобороны |
1361,06 |
1042,03 |
1060,13 |
3 |
МВД |
1091,73 |
938,72 |
938,34 |
4 |
Минобрнауки |
391,47 |
310,83 |
354,94 |
5 |
Федеральное дорожное агентство |
349,70 |
387,56 |
391,74 |
6 |
Минздрав |
282,51 |
270,98 |
202,56 |
7 |
ФСИН |
215,75 |
188,34 |
198,66 |
8 |
Минсельхоз |
172,67 |
173,21 |
187,38 |
9 |
Роскосмос |
167,63 |
170,44 |
183,67 |
10 |
Минпромтор |
162,26 |
152,43 |
125,35 |
11 |
МЧС |
160,12 |
159,83 |
163,68 |
12 |
Минрегион |
132,61 |
59,98 |
42,92 |
13 |
Росатом |
124,55 |
134,24 |
146,79 |
14 |
Минтранс |
121,00 |
136,97 |
136,70 |
15 |
Судебный департамент при ВС РФ |
118,43 |
123,30 |
124,28 |
16 |
ФНС |
114,90 |
118,21 |
117,62 |
17 |
Управделами президента РФ |
97,66 |
89,29 |
106,17 |
18 |
Федеральное агентство железнодорожного транспорта |
93,14 |
67,02 |
63,43 |
19 |
Минкультуры |
89,67 |
87,85 |
92,51 |
20 |
Роструд |
74,91 |
65,32 |
66,08 |
21 |
Росстрой |
72,63 |
95,53 |
60,33 |
22 |
Федеральное агентство печати |
69,99 |
61,22 |
50,29 |
23 |
ФТС |
69,78 |
62,46 |
66,63 |
24 |
Росморречфлот |
62,41 |
56,08 |
57,13 |
25 |
Федеральное агентство воздушного транспорта |
60,08 |
50,92 |
51,02 |