Государственные расходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение теоретических основ расходов государственного бюджета, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
- изучение теоретических основ бюджета государства;
- рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;
- анализе основных направлений расходования средств федерального бюджета
- рассмотрении путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Сущность бюджетной системы Российской Федерации………………………………....5
Осуществление бюджетных расходов……………………………………………………..7
Экономическое содержание системы расходов бюджета……………………………….7
Основные принципы и методы бюджетного финансирования…………………………9
Классификация расходов бюджетов……………………………………………………...12
3.1.Бюджетная классификация Российской Федерации…………………………………….12
3.2. Функциональная классификация расходов бюджетов…………………………………14
4. Расходы федерального бюджета…………………………………………………………...16
Заключение …………………………………………………………………………………….23
Приложение 1…………………………………………………………………………………..26
Приложение 2…………………………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической  роли в процессе воспроизводства  – на затраты, связанные с  финансированием материального  производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному  назначению – на затраты на  содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства,  социально-культурных мероприятий,  обороны страны, правоохранительную  деятельность, фундаментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы  и капитальные расходы.

Капитальные расходы  бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и  инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы  бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

1) обеспечение деятельности Президента  Российской Федерации, Федерального Собрания Российской федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) функционирование федеральной  судебной системы;

3) осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

4) национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонной промышленности;

5) фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

7) государственная поддержка атомной  энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий  федерального масштаба;

9) исследование и использование  космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся  в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;

11) формирование федеральной собственности;

12) обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

14) пополнение государственных  запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

15) проведение выборов и референдумов  Российской Федерации;

16) федеральная инвестиционная  программа;

17) обеспечение реализации решений  федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

18) обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых  на другие уровни власти;

19) финансовая поддержка субъектов  Российской Федерации;

20) официальный статистический  учет;

21) прочие расходы.

Кроме того, в соответствии с законодательством  Российской Федерации средства федерального бюджета используются совместно  со средствами бюджетов субъектов Федерации  и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 ПК РФ);

1) государственная поддержка отраслей  промышленности (за исключением  атомной энергетики), строительства  и строительной индустрии, сельского  хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

2) обеспечение правоохранительной  деятельности;

3) обеспечение противопожарной  безопасности;

4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

5) обеспечение социальной защиты  населения;

6) обеспечение охраны окружающей  природной среды, охраны и воспроизводства  природных ресурсов, обеспечение  гидрометеорологической деятельности;

7) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

8) развитие рыночной инфраструктуры;

9) обеспечение развития  федеративных и национальных  отношений;

10) обеспечение деятельности избирательных  комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;

11) обеспечение деятельности средств  массовой информации;

12) финансовая помощь другим  бюджетам;

13) прочие расходы, находящиеся  в совместном ведении Российской  Федерации, субъектов Российской федерации и муниципальных образований.

Таким образом, можно отметить, что  спецификой федерального бюджета Российской Федерации является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных  расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствие стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.

Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве  и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования – предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиями, объединениям, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.

В основе бюджетного финансирования лежат принципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.

   Анализ динамики расходов федерального бюджета по данным Министерства Финансов РФ и Федерального казначейства, показывает, что расходы на 2013 – 2015 годы увеличиваются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. Расходы федерального бюджета на 2013 год предлагается утвердить в размере  13 387,3 млрд.  рублей (20,1%  к ВВП), в  2014  и 2015  годах – 14 207 млрд. рублей (18,2% к ВВП) и 15 626,3 млрд. рублей (18,8% к ВВП) соответственно.

    Следует отметить, что законопроектом предлагается более жесткое ограничение роста расходов федерального бюджета в отличии от предыдущих лет, в результате чего темпы прироста расходов составляют в 2013 году 4,4 %,  в 2014  году – 6,1 %, в 2015 году – 10,0%. В реальном выражении расходы растут только в 2014 – 2015 годах: соответственно на 1,1% и 4,8%. По сравнению с 2012 годом расходы федерального бюджета увеличиваются к 2015 году  на 21,9%.

 

     При этом темпы роста расходов опережают темпы роста доходов федерального бюджета в 2013 году, но в 2014 – 2015 годах планируется рост доходов более быстрыми темпами чем расходов, что позволит сократить максимально дефицит федерального бюджета к 2015 году.

             Анализ расходной части федерального бюджета на 2013 – 2015 годы показал, что структура расходов на три года остается неизменной. Наибольший удельный вес в общем объеме расходов федерального бюджета имеют бюджетные ассигнования на финансирование национальной обороны и национальной безопасности, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации, а также социальной политики с учетом мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

 

 

 

 

Проанализировав структуру расходов федерального бюджета в 2012 году видно, что приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на 2012 год являются социальная политика, национальная экономика, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Социальная политика составляет большую часть расходов федерального бюджета 33,3% или  3 538,1 млрд. рублей, меньшая часть расходов федерального бюджета идет на общегосударственные вопросы и составляют 6,3% (665,6 млрд. руб.). Практически одинаковая доля расходов идет на национальную оборону и она составляет 13,8 % и на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 13,9%. Чуть меньше расходов 12,7% или 1 349,6 млрд. рублей идет на национальную экономику. Остальные 20,1% составляют прочие расходы.

Согласно предложенному проекту  бюджета в 2013г. правительство планирует сократить совокупные бюджетные расходы на 11,8% в реальном выражении, тогда как в номинальном выражении планируется рост на 4,4%. Расходы на национальную экономику с учётом накопленного снижения покупательной способности рубля за ближайшие 3 года сократятся на 17,9%, на ЖКХ – на 43,8%, на образование – на 21,7%, на здравоохранение – на 43,2%, физическую культуру и спорт – на 52%, на СМИ – 44,2%, а на охрану окружающей среды – на 10,2%.

Расходы федерального бюджета на национальную оборону и правоохранительную деятельность в течение ближайших 3 лет в  реальном выражении сократятся на 10,4 и 11,4% соответственно. При том, что  в номинальном выражении запланирован рост бюджетного финансирования на 5,8 и 4,9% соответственно. Не лучше обстоят дела с расходами на общегосударственные вопросы, которые в реальном выражении в ближайшие 3 года подлежат сокращению на 0,7% в номинальном и на 17% в реальном выражении. И это при том, что даже само правительство называет нынешний проект бюджета умеренно оптимистичным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведомственная структура  расходов федерального бюджета (млрд. руб.)

Таблица 1

 

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

1

Минфин

4873,54

5674,72

6130,64

2

Минобороны

1361,06

1042,03

1060,13

3

МВД

1091,73

938,72

938,34

4

Минобрнауки

391,47

310,83

354,94

5

Федеральное дорожное агентство

349,70

387,56

391,74

6

Минздрав

282,51

270,98

202,56

7

ФСИН

215,75

188,34

198,66

8

Минсельхоз

172,67

173,21

187,38

9

Роскосмос

167,63

170,44

183,67

10

Минпромтор

162,26

152,43

125,35

11

МЧС

160,12

159,83

163,68

12

Минрегион

132,61

59,98

42,92

13

Росатом

124,55

134,24

146,79

14

Минтранс

121,00

136,97

136,70

15

Судебный департамент при ВС РФ

118,43

123,30

124,28

16

ФНС

114,90

118,21

117,62

17

Управделами президента РФ

97,66

89,29

106,17

18

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

93,14

67,02

63,43

19

Минкультуры

89,67

87,85

92,51

20

Роструд

74,91

65,32

66,08

21

Росстрой

72,63

95,53

60,33

22

Федеральное агентство печати

69,99

61,22

50,29

23

ФТС

69,78

62,46

66,63

24

Росморречфлот

62,41

56,08

57,13

25

Федеральное агентство воздушного транспорта

60,08

50,92

51,02

Информация о работе Государственные расходы