Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:33, контрольная работа
Цель контрольной работы состоит в изучении теоретических положе-ний организации финансов местного самоуправления в РФ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
уточнить Содержание муниципальных финансов;
выполнить анализ бюджетного процесса на муниципальном уровне.
отразить финансовые основы деятельности органов местного самоуправления в РФ;
проанализировать проблемы организации муниципальных финансов за рубежом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 5
2. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 12
3. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ. ………….16
4. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ЗА РУБЕЖОМ ……………………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Осуществляет
изучение вопроса по формированию исполнения
бюджета муниципального образования.
Рис.2.2.
Структура финансового управления администрации
муниципального образования
Органы
местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления несут
ответственность перед
Разрабатывая
свою финансовую политику, планируя доходы
и расходы бюджета, муниципальное
образование может ставить
Для реализации этих целей муниципальное образование заинтересо-вано в разумном, не подавляющем деловую активность на территории уве-личении доходов бюджета и экономном, эффективном расходовании бюджетных средств.
Увеличение
доходов местного бюджета может
происходить за счет внешних поступлений
(увеличение размеров отчислений по регулирующим
налогам, дотации, субвенции, финансирование
участия в федеральных и
Возможности увеличения внешних источников достаточно ограни-чены. Здесь главным направлением политики муниципальной власти явля-ется грамотное обоснование потребности в бюджетных средствах, как на решение вопросов местного значения, так и на выполнение государственных полномочий и защита этой потребности перед субъектом РФ. При этом всегда желательно сокращение встречных финансовых потоков. Нередки случаи, когда субъект РФ оставляет в распоряжении муниципального образования малую долю собираемых на его территории налогов и в то же время дотирует это муниципальное образование. Такой политике можно противостоять объединенными усилиями муниципальных образований региона.
Внутренними источниками увеличения доходов бюджета могут быть:
Серьезной
проблемой для обеспечения
Источниками сокращения расходов бюджета являются:
Важным
инструментом муниципальной финансовой
политики является мониторинг финансового
положения муниципального образования
и прогно-зирование на его основе финансовых
потоков в зависимости от изменения отдельных
факторов. Для решения этой задачи предложено
несколько вариантов компьютерных моделей.
Так в Томске на практике используется
компьютерная модель финансового положения
города, разработанная в Рисерч Трайэнглинститьют,
США. Модель предназначена для отработки
вопросов планирования и контроля доходов
и расходов бюджета. Она позво-ляет в определенной
степени автоматизировать и формализовать
процесс составления бюджета на очередной
год7.
4. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ФИНАНСОВ
ЗА РУБЕЖОМ
Местные финансы, или финансы местных органов управления, являются важным звеном финансовой системы развитых зарубежных государств. На долю местных финансов приходится значительная часть финансовых ресур-сов этих стран: в США, ФРГ и Японии – от 50 до 60%; в Великобритании и Франции – более 30%.
Главное звено местных финансов – местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти. В США к ним относят-ся бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов; во Франции – регионов, департаментов, округов, коммун; в Германии – земель, уездов, городов, общин; в Великобритании – графств, округов; в Италии – областей, провинций, коммун; в Японии – префектур и муниципалитетов.
В современных условиях все в большей степени местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие территорий, пропорциональ-ное развитие производственной и непроизводственной сфер. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Указанные факторы вызывают необходимость дельней-шего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.
Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Соотношение между этими источниками зависит от функций, возло-женных на местные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих орга-нов власти оказывать финансовую помощь территориям. Международный опыт свидетельствует о том, что в более экономическиразвитых странах доля доходов региональных бюджетов в общем объеме ресурсов государства выше. Так, если в Португалии она составляет – 3% в ВНП, то в Норвегии – 15%, в Швеции – 31%.
Налоги являются главным источником доходов местных бюджетов. В соответствии с налоговым законодательством каждой страны они закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, местными органами власти. Число таких налогов в разных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов – от 30 до 70%.
Различают три основные группы местных налогов.
Местные прямые и косвенные налоги, применяемые практически во всех странах. Широко распространенными прямыми местными налогами явля-ются поимущественные, промысловые, поземельные и налоги на автомоби-ли, а в ряде стран – на жителей и на профессию (Франция). К местным косвенным налогам относятся налоги на покупки, акцизы на бензин, табак, спиртные напитки, потребление электричества и газа. В Великобритании местное косвенное налогообложение, по существу, отсутствует.
Вторую группу местных налогов можно назвать налогами, которые взимаются как надбавки к общим государственным налогам или как отчис-ления от них (к примеру, в Италии – к поземельному и сельскохозяйственному налогам). Эти налоги устанавливаются в определенном проценте к госу-дарственным, собираемым на территории местных органов власти. В част-ности, в Германии 42,5% поступлений от подоходного налога с физических лиц направляются в федеральный бюджет; 42,5% – в бюджет соответ-ствующей земли и 15% – в местный бюджет, налог на прибыль корпораций делится в пропорции 50 на 50% между федеральным и земельным бюдже-тами.
Прочие местные налоги составляют особую группу местных налогов. Это налоги на зрелища, собак, занятие торговлей, на владение транспорт-ными средствами, на выдачу лицензий, на игорный бизнес (Испания) и др. Как правило, эти налоги большого финансового значения не имеют для доходов местных бюджетов.
Определенное место в формировании местных бюджетов занимают и неналоговые доходы. К ним относятся доходы от собственности, управля-емой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эксплуатации водоемов, коммунальных пред-приятий, от поступлений судебных пошлин, штрафов, различных сборов.
Во Франции во многих коммунах установлен налог на коммунальный общественный транспорт. Обычно он вводится в коммунах с населением более 30 тыс. жителей. Его уплачивают все предприятия, на которых число занятых превышает 9 наемных рабочих. Местные органы власти по согла-сованию с населением могут вводить и другие постоянные или временные налоги – налог на мощение дорог, укладку тротуаров, уборку улиц и др.
В ряде стран устанавливаются
дополнительные налоги на
Важным источником доходов местных бюджетов являются субсидии. Их удельный вес в доходах местных бюджетов в разных странах составляет 20 – 40%. Субсидии служат особой формой связи – финансовой и эконо-мической – между отдельными звеньями бюджетной системы и по существу определяют направление финансовой деятельности местных органов власти, что позволяет обеспечивать контроль со стороны центрального прави-тельства за местными органами управления.
Расходы местных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации управления социаль-ной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам местных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.
Соотношение объемов расходов, проходящих через различные виды бюджетов, в разных странах неодинаково. Так, в Финляндии, Германии, Нор-вегии, Франции за счет территориальных бюджетов расходуется больше средств, чем за счет центрального. Различия в размерах средств, проходящих через разные виды бюджетов, объясняются определенными уровнями финан-совой ответственности центральных и региональных органов власти за осу-ществление главным образом социальных программ, финансирование кото-рых является наиболее крупной частью бюджетных расходов.
Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономическую и социальную инфраструктуру: местный транспорт, водо- и газоснабжение, строительство школ (в Германии эти расходы составляют 1/4 расходов местных бюджетов, в Японии и Франции – более 1/3, а в бюджетах Велико-британии и США – свыше 40%), больниц и прочих социальных учреждений. Увеличивается доля, приходящаяся на местные органы власти в финан-сировании реконструкции городов, благоустройства промышленных зон, в ассигнованиях на коммунальное и жилищное строительство. К затратам из местных бюджетов относятся также расходы на содержание местных адми-нистративных органов, полиции и суда, на транспортное и дорожное строительство.
За счет местных бюджетов финансируется и здравоохранение. Напри-мер, в Норвегии, Швеции, Финляндии эти затраты составляют более 50 % бюджетных расходов.
Одной из существенных статей местных бюджетных расходов являются затраты, связанные с погашением полученных займов и выплат процентов по ним. К примеру, во Франции на выплату процентов по займам и ссудам приходится выделять более 10%, а на погашение полученных займов – около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.
Следующим звеном местных финансов развитых зарубежных государств являются специальные местные фонды, имеющие, как правило, целевой характер. Например, за счет специальных кредитных фондов местные органы проводят займовые операции, за счет фондов социального страхования фи-нансируют целевые социальные программы. В некоторых странах из спе-циальных фондов покрываются временные кассовые «разрывы», которые образуются при исполнении местных бюджетов. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, специальные сборы (страховые), поступления из централизованных внебюджетных фондов (пенсионного) и др. Специальные фонды имеют определенную самостоятельность, отделены от местных бюджетов.