Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:57, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. Ни в одной из областей экономической стратегии государства ломка социалистической системы не оказалась такой болезненной и чреватой потрясениями, как в перестройке социальной сферы. Падение объемов производства, структурные дисбалансы в экономике и кризис государственных финансов резко сократили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять между ее отдельными направлениями. Это привело к замедлению реформ социальной сферы, что опасно серьезными последствиями для стабильности общества в целом.
Важнейшей задачей федерального правительства, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в области социальной политики является практическая реализация конституционных прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения - инвалидов, детей, престарелых.
Введение……………………………………………………………………................3
Глава 1. Социальная сфера……………………………………………………..........5
1.1.Характеристика социальной сферы……………………………………...5
1.2.Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения…………………………………………….............7
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….11
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы……………16
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов…………………..16
Заключение…………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………….25
Система
социальной защиты, адекватная рыночной
экономики, может быть создана только
в результате существенного роста
уровня доходов населения, улучшения
положения на рынке труда. Серьезное
влияние на состояние рынка труда
могут оказывать институты рынка труда,
включая трудовое законодательство, профессиональные
союзы, минимальную заработную плату и
программы страхования занятости. Современный
рынок труда в России характеризуется
низкой заработной платой, задолженностью
по заработной плате, развитой структурой
самозанятости, наличием неформального
рынка.
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы.
2.1.Финансирование соц.
сферы из местных бюджетов.
Расходы местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально- культурных мероприятий.
Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города:
1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
2)
расходы, связанные с
3)
расходы, связанные с
4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Порядок
исполнения расходной части местного
бюджета устанавливается
Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования, здравоохранения, учреждений культуры и других учреждений непроизводственной сферы. В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют более половины расходов бюджета.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно- коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно- коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%.
Местным
органам подведомственна
Бюджетные расходы на образование.
Финансирование образования - обеспечение
необходимыми финансовыми ресурсами затрат
на осуществление образовательного процесса.
Предполагает целевое и безвозвратное
использование средств.
Финансирование образования может осуществляться
как государством, так и
домохозяйствами, фирмами.
Государственное финансирование образовательной деятельности осуществляется в различных формах:
1.Финансирование образовательных организаций:
-прямое: сметное финансирование, блоковые субсидии, заказы, подушевые нормативы
- косвенное: налоговые льготы
2.Финансирование учащихся:
- прямое: образовательные ваучеры, гранты, кредиты
- косвенное: налоговые льготы, гарантии кредитов
Различные типы образовательных учреждений находятся в ведении различных бюджетов. Муниципалитеты отвечают за общее образование: детские дошкольные учреждения и школы; региональные бюджеты - за внешкольное образование, а в некоторых субъектах за среднее и начальное профессиональное образование; федеральный бюджет отвечает за высшее образование и 75% учреждений начального и среднего профессионального образования.
В 2008-2010 годах финансирование образования происходит под влиянием изменений в структуре учащихся и с учетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного национального проекта «Образование» (см.таблицу 2).
Распределяемые средства позволяют реализовывать меры по обеспечению государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Рост финансирования в сфере образования в 2007-2010гг.
2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | |
Общий объем, млрд. руб. | 277,9 | 308,9 | 315,5 | 341,1 |
Доля
в бюджетных ассигнованиях |
5,1 | 4,7 | 4,2 | 4,,2 |
Прирост к предыдущему году, млрд. руб. | 31,0 | 6,6 | 25,6 | |
Прирост к предыдущему году, % | 11,2 | 2,1 | 8,1 | |
Рост к уровню 2007 года, % | 100,0 | 111,2 | 113,5 | 122,7 |
На развитие образования должны повлиять демографические процессы, в результате которых численность детей в дошкольных учреждениях возрастет в 2010 году на 8,3% по сравнению с2006 годом, а численность учащихся в школе снизилась на 6% (с 14,8 млн.человек в 2006 году до 13,9 млн. человек в 2010 году). За этот период численность студентов в вузах увеличится на 5,1%, а в системе среднего профессионального образования снизится на 1,8%[9,200].
Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран. Приемлемая ориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировых тенденций) -6% ВВП, по сравнению с выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году. Недостаточное государственное финансирование образования приводит к устойчивой тенденции увеличения платности образования в России за счет расходов населения. Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% -в2008 году, 77,8- в 2009, 74,9 – в 2010 году ( см.таблицу 3.)[13,185].
2008г. | 2009г. | 2010г. | |
Дошкольное образование | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Общее образование | 1,0 | 1,2 | 4,6 |
Начальное профессиональное образование | 3,9 | 3,9 | 3,4 |
Среднее профессиональное образование | 9,6 | 9,9 | 9,9 |
Переподготовка и повышение квалификации | 1,3 | 1,4 | 1,4 |
Высшее профессиональное образование | 77,7 | 77,8 | 74,9 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Прикладные научные исследования в области образования | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Другие вопросы в области образования | 4,9 | 4,2 | 4,2 |
Итого по разделу | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Расходы бюджета на поддержку отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации.
К полномочиям Российской Федерации в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации относятся:
-
содержание федеральных
-
сохранение, использование, популяризация
и государственная охрана
- охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации на 2008 год и на период 2009 и 2010 годов характеризуются снижающейся динамикой.
Структура
расходов бюджетных
ассигнований раздела
«Культура, кинематография
и средства массовой
информации»,
в % к общему объему расходов[12,187].
2008г. | 2009г. | 2010г | |
Культура | 54,0 | 55,0 | 53,0 |
Кинематография | 4,6 | 5,4 | 5,6 |
Телевидение и радиовещание | 29,3 | 33,0 | 34,7 |
Периодическая печать и издательства | 4,2 | 1,2 | 1,3 |
Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации | 0,4 | 0,7 | 0,7 |
Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации | 7,5 | 4,7 | 4,7 |
Итого по разделу | 100,0 | 100,0 | 100,0 |