Государственное регулирование инвестиционной деятельностью России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе раскрыта экономическая сущность и виды инвестиций. Представлена правовая база инвестиционной деятельности и задачи государства в области ее стимулирования.
А так же по результатам анализа инвестиционной активности в России выявлены основные факторы создания привлекательного инвестиционного климата.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------5
1. Теоретические проблемы инвестиционной деятельности России в современных условиях:
1.1. Общие понятие, анализ и виды инвестиций-------------------------------------7
1.2. Анализ средств, методов и форм государственного регулирования инвестиционной деятельности----------------------------------------------------------12
1.3. Правовые аспекты инвестиционной деятельности---------------------------17
2. Инвестиционная ситуация в современной России:
2.1. Оценка инвестиционной активности в России---------------------------------20
2.2. Статистика иностранных инвестиций в России-------------------------------27
3. Перспективы развития инвестиционной деятельности России
3.1. Основные факторы создания привлекательного инвестиционного климата в России---------------------------------------------------------------------------32
3.2. Ролевая функция государства в управлении инвестиционными процессами----------------------------------------------------------------------------------37
Заключение---------------------------------------------------------------------------------42
Библиографический список-------------------------------------------------------------44

Работа содержит 1 файл

к.р. по Фин и Кред.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Политическая стабильность - это условие имеет фундаментальное значение в принятии решения об инвестировании. Стабильная политическая ситуация придает инвесторам уверенность в том, что “правила игры”, то есть законы, регулирующие инвестиции и рынки там, где они собираются действовать, останутся неизменными в течение продолжительного времени.[7, с.46]

Следующий фактор привлекательности – валютный риск заключается в правильной оценки стоимости национальной валюты, которая  важна как  для инвестора, так и для самих стран (регионов), стремящихся к получению доходов.

В современной России валютная политика подчинена действию законов рыночной экономики. Банковское и валютное законодательство создается с учетом обеспечения выполнения налогового законодательства при игнорировании потребностей законопослушных инвесторов в коммерческих банковских услугах. Банковская сфера является как бы проводником для коммерческой деятельности. Она должна быть устроена таким образом, чтобы поддерживать  предприятия, а не следить за ними. Банки, разумеется, могут быть источниками информации для налоговых инспекторов, стремящихся обеспечить сбор налогов. Но первоочередной задачей банковской системы должна оставаться поддержка  коммерческой деятельности. Для обеспечения выполнения налогоплательщиками налогового законодательства могут применяться другие меры.[1, с.23]

В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества. Однако, создавая привлекательный инвестиционный климат, нужно учитывать, что инвесторы -  это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам.

Отвечая на непростой вопрос «Что нужно сделать для привлечения инвестиций?» следует отметить, что  растущий российский рынок кровно заинтересован в любых инвестициях, во всех их формах и проявлениях. Однако потенциальные инвесторы нуждаются в информационном поле. По мнению М. Касьянова, "инвесторы должны получить четкое представление об экономической стратегии государства и готовящихся изменениях в законодательной базе". Глава кабинета министров убежден, что повышение инвестиционной привлекательности, "укрепление доверия инвесторов к России - один из приоритетов деятельности правительства". В настоящий момент для обслуживания потенциальных инвесторов создан целый ряд информационных Интернет ресурсов.[23]

          Привлечение в широких масштабах национальных и  иностранных инвестиций в  российскую  экономику  преследует  долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества,  характеризующегося  высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести  в  Россию  достижения  научно-технического прогресса и  передовой  управленческий опыт.  Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного  капитала необходимое  условие  построения  в стране современного гражданского общества.  Привлечение иностранного капитала в материальное производство  гораздо  выгоднее,  чем получение кредитов для покупки необходимых товаров,  которые по-прежнему растрачиваются бессистемно  и  только  умножают  государственные долги.

Приток иностранных инвестиций жизненно важен и  для  достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса,  преодоление спада производства и  ухудшения качества жизни россиян.  При этом необходимо иметь в виду,  что интересы российского общества,  с одной стороны,  и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего  экспортного потенциала,  проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные  инвесторы  естественно  заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет  обширного  внутреннего рынка России,  ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача:  привлечь  в страну иностранный капитал,  не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами  экономического регулирования на достижение общественных целей. [6, с.78]

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы,  которых не имеют российские,  занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт,  такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного  капитала,  но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств  предприятий  с  формальным иностранным участием,  претендующих на льготное налогообложение. Нужно стремиться  создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов,  но и для своих собственных. И  речь не о том,  чтобы найти им средства на осуществление инвестиций.  Российскому частному капиталу  также  нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков,  а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

В итоге для создания привлекательного инвестиционного климата необходим строгий подход к введению и совершенствованию основных факторов, от которых зависит улучшение инвестиционной ситуации в стране.

 

 

3.2. Ролевая функция государства в управлении инвестиционными процессами

 

При исследовании роли государства в рыночной системе нельзя руководствоваться шаблонами или стандартами, потому что экономические функции государства зависят от многих факторов и реализуются по многим направлениям.

Одно из таких направлений – механизм функционирования национальной экономики. В рыночной системе ключевыми звеньями такого механизма являются рынок и конкуренция. Но чтобы и рынок, и конкуренция проявили себя в полной мере, они должны иметь надежную защиту от монопольных и иных посягательств. Значит, государственные институты призваны быть достаточно сильными и действенными, чтобы справиться с задачей поддержания в эффективном состоянии рыночного механизма. Вместе с тем выполнение подобной задачи возможно лишь, если налажены регулирующие государственные рычаги, которые не опутывают рынок и конкуренцию, а дополняют их. В результате хозяйственный механизм современной экономики выступает как единое целое, состоящее из рынка (конкуренции) и нерыночного регулирования, которое, в свою очередь, представляет собой корпоративное и государственное регулирование.[11,с.217]

Особое место отводится государству в процессах развития национальной экономики, прежде всего – в стимулировании экономического роста, в защите национальных интересов в масштабе мирового хозяйства, где в последние десятилетия набирают темпы интеграционные тенденции. Экономическая политика может быть ускоряющей экономический рост или нейтральной, но может и провоцировать застойные либо кризисные явления в национальном хозяйстве. Именно поэтому от государственной экономической политики во многом зависят не только условия функционирования бизнеса, но и решение проблем развития как экономики в целом, так и каждого предпринимательского дела в отдельности.

Повышать роль государства – значит:

            усиливать действенность законодательной базы экономического развития;

            способствовать эффективному управлению существующей госсобственностью;

            задействовать подлинно рыночный механизм, оптимально сочетающий конкуренцию и регулирование;

            формировать социальные стабилизаторы общественного развития;

            защищать национальные интересы при расширении мировых хозяйственных связей.

В сложившихся рыночных системах главная задача государства – создание благоприятных условий для активизации частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Однако российская экономическая практика истекшего десятилетия показывает, что переходная экономика как система, выведенная из системы равновесия, требует для стабилизации и перехода к народнохозяйственному росту более активного участия государства не только в создании институционально-правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании в реальный сектор для достижения необходимых структурных сдвигов. Сегодня нельзя недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры народного хозяйства, преодоления значительных диспропорций, накопившихся в советский и постсоветский периоды.[7, с.52]

Недостаточность участия государства в поддержке и регулировании инвестиционного процесса в России проявляется в постоянном недофинансировании федеральных инвестиционных программ и целевых программ развития регионов, в отсутствии четких приоритетов инвестиционной политики на макроуровне. Сокращение доли государственных инвестиций не было компенсировано вложениями из других источников, в результате чего произошло резкое падение объемов всех видов инвестиций в экономику.

О государственном участии в оживлении инвестиционной деятельности в России существуют две точки зрения. Первая, навязанная авторами либеральных реформ, исходит из того, что государственное вмешательство не может обеспечить более эффективное распределение ресурсов, чем рыночный механизм самоорганизации; вторая исходит из того, что государственное регулирование, государственный протекционизм в период сложной структурной перестройки народного хозяйства является неотъемлемым атрибутом управления в современной рыночной экономике.

Активное вмешательство государства ускорит решение глобальных экономических задач в России. Рассматриваемую проблему следует решать с учетом особенностей российской экономики промышленно-индустриального типа с большим удельным весом сырьевых и передельных отраслей, а также военно-промышленного комплекса. Наша экономика отличается высокой капиталоемкостью, низкой оборачиваемостью капитала и замедленным реагированием на рыночные импульсы.[6, с.77]

Необходимость перехода к целенаправленному государственному регулированию, активизации инвестиционного процесса вызывается возникновением устойчивого интереса к развитию производственного потенциала в целом ряде секторов экономики; созданием механизма аккумулированных инвестиционных ресурсов для многих отраслей производственного сектора, новой рыночной инфраструктуры, способной организовать устойчивый инвестиционный процесс и межотраслевое распределение капитала в масштабах отраслей и регионов России.

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.

Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

В ситуации продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода России из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства.

Реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являются государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования.[1, с.25]

Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата.

Таким образом, государственное регулирование инвестиционной политики является одним из важнейших средств, используемых для улучшения инвестиционного климата страны, а так же для установления устойчивого экономического роста.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельностью России