Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:45, курсовая работа
В данной курсовой работе раскрыта экономическая сущность и виды инвестиций. Представлена правовая база инвестиционной деятельности и задачи государства в области ее стимулирования.
А так же по результатам анализа инвестиционной активности в России выявлены основные факторы создания привлекательного инвестиционного климата.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------5
1. Теоретические проблемы инвестиционной деятельности России в современных условиях:
1.1. Общие понятие, анализ и виды инвестиций-------------------------------------7
1.2. Анализ средств, методов и форм государственного регулирования инвестиционной деятельности----------------------------------------------------------12
1.3. Правовые аспекты инвестиционной деятельности---------------------------17
2. Инвестиционная ситуация в современной России:
2.1. Оценка инвестиционной активности в России---------------------------------20
2.2. Статистика иностранных инвестиций в России-------------------------------27
3. Перспективы развития инвестиционной деятельности России
3.1. Основные факторы создания привлекательного инвестиционного климата в России---------------------------------------------------------------------------32
3.2. Ролевая функция государства в управлении инвестиционными процессами----------------------------------------------------------------------------------37
Заключение---------------------------------------------------------------------------------42
Библиографический список-------------------------------------------------------------44
2006 г.
Справочно 2005 г. в % к
млн. долларов США
в % к
2005 г.
итогу
2004 г.
итогу
55109
102,7
100
132,4
100
13678
104,6
24,8
138,8
24,4
3182
в 7,0 р.
5,8
136,3
0,8
38249
95,3
69,4
130,5
74,8
Глубокие диспропорции существуют в распределении иностранных инвестиций по отраслям. Главными сферами, куда направляются инвестиции, являются обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта.[10, с.54]
Таблица 4
Иностранные инвестиции по видам
экономической деятельности (млн. долларов США)
| 2006 г. | Накоплено на конец 2006 г. | |||
поступило | погашено (выбыло) | переоценка и прочие изменения активов и обязательств | |||
всего | в % к итогу | ||||
Всего, в том числе: | 55109 | 37870 | 3867 | 142926 | 100 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 325 | 127 | 0,3 | 954 | 0,7 |
рыболовство, рыбоводство | 23 | 34 | 1 | 182 | 0,1 |
добыча полезных ископаемых | 9152 | 5038 | -7 | 29569 | 20,7 |
обрабатывающие производства | 15148 | 12869 | 3661 | 43425 | 30,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 307 | 192 | 13 | 992 | 0,7 |
строительство | 713 | 136 | 5 | 1271 | 0,9 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 13089 | 12352 | 16 | 30496 | 21,3 |
гостиницы и рестораны | 32 | 20 | 0,0 | 454 | 0,3 |
транспорт и связь | 5297 | 3442 | 5 | 11840 | 8,3 |
финансовая деятельность | 4698 | 1225 | 193 | 9609 | 6,7 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 5998 | 2296 | 43 | 13229 | 9,3 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 1 | 2 | -59 | 41 | 0,0 |
образование | 1 | 0,0 | - | 4 | 0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 52 | 25 | -0,0 | 75 | 0,0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 273 | 112 | -4 | 785 | 0,6 |
Такой "отраслевой перекос" отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего, это[10, с.65]:
крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку.
средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (как правило, при этом, не требующих очень высоких капитальных затрат). Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;
инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстро окупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.
Кроме "отраслевого перекоса" в прямых иностранных инвестициях в Россию налицо и территориальная неравномерность (по данным Госкомстата за 2004 г.) [12, с.43]
Таблица 5
15 крупнейших регионов по объему привлеченных инвестиций
№ п/п | Регион | млн. руб. |
1 | Тюменская область | 363632 |
2 | г. Москва | 317945 |
3 | Ханты-Мансийский автономный округ | 180649 |
4 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 156884 |
5 | Московская область | 135994 |
6 | г. Санкт-Петербург | 103740 |
7 | Краснодарский край | 88649 |
8 | Республика Татарстан | 86558 |
9 | Свердловская область | 69483 |
10 | Ленинградская область | 67019 |
11 | Республика Башкортостан | 62360 |
12 | Сахалинская область | 56260 |
13 | Самарская область | 54980 |
14 | Кемеровская область | 50717 |
15 | Челябинская область | 50209 |
Тенденция к неравномерному отраслевому и территориальному распределению прямых иностранных инвестиций в сочетании с их незначительным для экономики в целом объемом заставляет сделать вывод о практически переходной роли прямых иностранных инвестиций в сегодняшней России. Иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль "катализатора роста" лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.
Избежать этой тенденции и добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно, путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти [6, с.80]:
создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах;
четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и властными местными структурами;
создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;
снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
создание механизмов страхования иностранных инвестиций.
Таким образом, иностранные инвестиции играют далеко не последнюю роль в развитии экономики страны. На данном этапе в России наблюдается небольшой приток иностранного капитала, который не влияет в значительной мере на экономические процессы. Для того, чтобы улучшить данную ситуацию необходимо применить комплекс мер, которые связанны, прежде всего, с созданием системы льгот, стабильным развитием законодательства, упрощением налогов, и введением страхования иностранных инвестиций.
3. Перспективы развития инвестиционной деятельности России
3.1. Основные факторы создание привлекательного инвестиционного климата в России
Необходимость создания в России привлекательного инвестиционного климата уже давно ни у кого не вызывает сомнения.
По сделанным раннее выводам можно выделить следующие основные факторы привлекательного инвестиционного климата:
налоговые стимулы,
развитое законодательство,
укрепление доверия инвесторов (условия для справедливой конкуренции),
государственное регулирование
политическая стабильность
валютный риск
Налоговые ставки и стимулы заключаются в том, что для привлечения больших инвестиций многие страны предлагают целый комплекс налоговых и других привилегий для иностранных инвесторов. Эти стимулирующие программы могут привлечь иностранные инвестиции, при условии, что соблюдены другие важные условия.
Нестабильность и неопределенность нормативных актов, и законодательства, и непоследовательность их применения на практике. Недостатки правовой базы в России, увеличивающие юридический и политический риск, рассматриваются многими как факторы, препятствующие инвестициям. Недостатки правовой базы в России, увеличивающие юридический и политический риск, рассматриваются многими как факторы, препятствующие инвестициям.[1, с.5]
Основной задачей налогообложения является получение доходов для поддержания государственных функций. Такие налоги обычно связаны с прибылью или доходами налогоплательщиков. Практически все современное законодательство России направлено, как представляется, на единственную задачу сбора налогов для очень важных текущих потребностей правительства. В результате этого был создан обременительны налоговый режим, который в настоящее время препятствует инвестициям. Налоги на затраты и доходы, а не прибыль, являются сдерживающим фактором для инвестиций. Для того чтобы был достигнут сколь либо значительный уровень инвестиций, общее налоговое бремя должно быть сокращено. Система налогообложения важна для иностранных инвесторов так как налоги представляют собой ключевые элементы оценки инвесторами того, представляют ли им проекты в России достаточные возможности для обеспечения приемлемой доходности. С учетом того, что потенциальные инвесторы должны распределять ограниченный капитал между различными инвестиционными вариантами, направление иностранных инвестиций в страну с неблагоприятной налоговой системой будет ограничено, в противоположность стране благоприятной налоговой системой. Для того чтобы быть благоприятной и, следовательно, привлекательной для иностранных инвестиций, налоговая система должна быть:
- стабильной
- ясной и относительно понятной
- последовательно применяемой
-поддерживаемой соответствующей правовой инфраструктурой, включая объективную процедуру апеляций.
Что касается государственного регулирования, то следует отметить, что правительства могут создать очень запутанные правила и процедуры для получения разрешения на иностранные инвестиции, либо установить другие бюрократические требования и ограничения, снижающие возможности инвесторов в оперативном управлении экспортом и импортом капитала.[22,3]
Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельностью России