Государственное регулирование инвестиционной деятельностью России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе раскрыта экономическая сущность и виды инвестиций. Представлена правовая база инвестиционной деятельности и задачи государства в области ее стимулирования.
А так же по результатам анализа инвестиционной активности в России выявлены основные факторы создания привлекательного инвестиционного климата.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------5
1. Теоретические проблемы инвестиционной деятельности России в современных условиях:
1.1. Общие понятие, анализ и виды инвестиций-------------------------------------7
1.2. Анализ средств, методов и форм государственного регулирования инвестиционной деятельности----------------------------------------------------------12
1.3. Правовые аспекты инвестиционной деятельности---------------------------17
2. Инвестиционная ситуация в современной России:
2.1. Оценка инвестиционной активности в России---------------------------------20
2.2. Статистика иностранных инвестиций в России-------------------------------27
3. Перспективы развития инвестиционной деятельности России
3.1. Основные факторы создания привлекательного инвестиционного климата в России---------------------------------------------------------------------------32
3.2. Ролевая функция государства в управлении инвестиционными процессами----------------------------------------------------------------------------------37
Заключение---------------------------------------------------------------------------------42
Библиографический список-------------------------------------------------------------44

Работа содержит 1 файл

к.р. по Фин и Кред.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть и кредиты банков под государственные гарантии.

Предварительный объем капитальных государственных вложений устанавливается Министерством экономики и сообщается госзаказчикам. Они, на основании предварительных объемов, разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и необходимыми расчетами. Утвержденный перечень является основанием для проведения торгов подряда. Результатом проведения торгов считается заключение государственных контрактов, в которых уточняются все необходимые данные: стоимость, сроки и т.д.[23]

И так, государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует, прежде всего, стабильность прав.

 

 

 

 

2. Инвестиционная ситуация в современной России:

2.1 Оценка инвестиционной активности в России

 

Будущее России и ее статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП на душу населения, который на 300% выше, чем в России. Удвоение ВВП к 2010 году – цель, которая объективно требует все больших усилий и трудно достижима, – продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача.

В условиях весьма ограниченных возможностей привле­чения в производственный процесс дополнительной рабо­чей силы основным источником роста в России становится повышение эффективности производства. Решающим фак­тором, обеспечившим увеличение в 1999-2006 гг. валово­го внутреннего продукта страны примерно на две трети, был рост производительности труда: численность занятых в эко­номике выросла на 7,9%, а производительность труда на 53,7% (табл. 1). [2, с.3]

Основным источником повышения производительности труда является воспроизводство основного капитала. Инве­стиции в основной капитал, обеспечивающие замену его морально и физически устаревшей активной части, вводят в производственный процесс новые технологии. Следует отметить, что в 1990-е годы в России наблюдались беспрецедентный спад инвестиций в основной капитал и связанные с этим спадом сокращение реального ВВП и технологическая деградация.

Сопостав­ление представленных в табл. 1 темпов прироста инвести­ций в основной капитал и темпов прироста производитель­ности труда в 1999-2006 гг. показывает, что на 1% прироста первого показателя приходилось 0,46% прироста второго (53,7/1 17,5 ~ 0,46). Из этого следует, что важнейшим условием увеличения ВВП на душу населения примерно в два раза за 10 лет в ус­ловиях ограниченности трудовых ресурсов является значительный рост инвестиций в основной капитал. Если исходить из определенной выше пропорции соотношения темпа прироста инвестиций в основной капитал и производитель­ности труда и предположить, что величина трудовых ресур­сов в экономике России в 2008-2012 гг. не увеличится, то можно, оценить необходимый темп прироста инвестиций в ос­новной капитал на уровне не менее 90% (41%/0,46 = 89,1 %) за пять лет, или 13,7% в среднегодовом исчислении.[2, с.6]

Таблица 1

Темпы роста некоторых важнейших макроэкономических показателей в  экономике России в 1999-2006 гг., %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокие темпы роста инвестиций в основной капитал в 2008-2012 гг. необходимы и для существенного обнов­ления основных фондов, которое должно быть произведено в ближайшие годы, поскольку моральный и физический износ основного капитала в России в последние десятиле­тия достиг такой степени, когда только ускоренный рост производства продукции фондосоздающих отраслей спосо­бен обеспечить значительное увеличение производства и рост уровня жизни населения.

Хотя темп роста инвестиций в основной капитал в 1999-2006 гг. составлял 218%, а ввода в действие ос­новных фондов - 212%, абсолютные объемы этих показа­телей в сопоставимых ценах оставались равными пример­но 50% от уровня 1991 г. В результате в экономике России не произошло существенных позитивных изменений в воз­растной структуре основных фондов и степени их износа.

Степени износа основных фондов по народному хозяй­ству в целом и в промышленности в 1998 г. равнялись со­ответственно 40,1% и 53,6%; в 2005 г. - 44,3% и 49,7%. В 2006 г. степень износа основных фондов народного хо­зяйства достигла 45,3% (табл. 2). [16, с.7]

Таблица 2

Динамика показателей, характеризующих состояние основного капитала в России в 1998-2005 гг., %

 

Показатель

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Изменение за период, процентных пунктов

Степень износа основных фондов в экономике в целом

42,2

41,9

42,4

45,8

47.9

49,5

42,8

44,3

2,1

Коэффициент обновления основных фондов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в экономике в целом

1,1

1,2

1,4

1,5

1,6

1.9

2.1

2,2

1,1

в промышленности

0,9

1,0

1.3

1,5

1,5

1,7

1,8

1,9

1,0

Коэффициент выбытия основных фондов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в экономике в целом

1,1

0,9

1,0

1,0

1,0

1,1

1,1

1,1

0

в промышленности

1,3

1,0

1,2

1,1

1,0

1,0

1,0

1,0

-0,3

Степень износа основных фондов в промышленности

52,9

55,1

51,6

52,3

51

52,9

51,4

49,7

-3,2

Доля оборудования в возрасте менее 10 лет в промышленности

24,2

19,3

15,3

13,3

12,5

12,7

н.д.

н.д.

-11,50

 

В связи с увеличением в последние годы объема ввода и действие основных фондов коэффициент обновления ос­новных фондов по экономике в целом, рассчитываемый Фе­деральной службой статистики РФ, возрос с 1,1% в 1998 г. до 2,2% в 2005 г., а по промышленности - с 0,9%>до2,6%. При этом коэффициент выбытия основных фондов по эко­номике РФ в целом оставался неизменным (1,1%), а по промышленности даже снизился с 1,3% в 1998 г. до 1,0% в 2005 г. Отметим, что в США, имеющих огром­ный производственный аппарат, коэффициент обновления основного капитала в 1998-1999 гг. был существенно выше, чем в России, - 5,2%.[16, с.9]

Приведенная выше информация говорит о том, что в го­ды экономического подъема пока не произошло заметных позитивных сдвигов качественного состояния производ­ственного аппарата экономики. Большая изношенность ос­новных фондов по-прежнему остается одним из важнейших источников неустойчивости экономического роста и осно­ванного на нем повышения уровня жизни населения в сред­несрочном и долгосрочном плане.

В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал по-прежнему доля государства яв­ляется весьма незначительной. В последние 7 лет (1998-2006 гг.) доля консолидированного бюджета в финан­сировании инвестиций в основной капитал составляет при­мерно 20%. В области налоговой политики, начиная с 2002 г., была отменена льгота по налогу на прибыль для предприятий, осуществляющих инвестирование своих фи­нансовых ресурсов в обновление и расширение основного капитала. Следовательно, в годы экономического подъема не проводилась активная фискальная политика, способство­вавшая ускоренному обновлению основного капитала.[22, с.10]

В ситуации критического состояния производственного аппарата государство должно проводить более активную экономическую политику, способствующую ускоренному обновлению основного капитала. В области кредитно-денежной политики это - комплекс мер по сни­жению реальной ставки процента для кредитования бизнеса. В фискальной политике - возврат к стимулированию ин­вестиций через налоговые льготы. Однако, по нашему мне­нию, в сложившейся ситуации использование только рыча­гов косвенного регулирования инвестиционного процесса представляется недостаточным. В условиях сбалансирован­ности бюджета и его профицита государство в лице феде­рального центра и органов управления субъектов Федера­ции может напрямую частично финансировать наиболее приоритетные инвестиционные проекты инновационного характера и проекты в области создания инфраструктуры (дорожное строительство, строительство аэропортов, морс­ких портов и т.д.). Такой вариант фискальной политики в области инвестирования будет способствовать переходу экономики на траекторию роста инновационного типа, пред­усмотренную одним из вариантов развития экономики Рос­сии в 2008-2010 гг. в соответствии с прогнозами прави­тельства РФ. Государственное финансирование должно осуществляться преимущественно на конкурсной основе.[13, с.10]

Механизм принятия решений по финансированию должен быть максимально прозрачным и находиться под контролем общества.

Существенный рост инвестиций в основной капитал, и особенно в его активную часть, возможен и с точки зре­ния более полного использования производственных мощ­ностей. Уровень использования производственных мощнос­тей машиностроения в России остается низким: в 2005 г. он колебался от 3,9% (производство мостовых электричес­ких кранов) до 68% (производство легковых машин).

В среднем по промышленности уро­вень использования производственных мощностей в 2005 г. составил примерно 42%. Это открывает возможности значительного роста производства средств труда частично за счет увеличения использования мощностей в машино­строении. Хотя остается открытым важнейший вопрос о возможности реального использования этих мощностей и способности производить на их основе конкурентоспособ­ную продукцию.

Другой вариант широкомасштабного обновления актив­ной части основных фондов состоит в массовом импорте машин и оборудования, что окажет негативное воздействие на величину счета текущих операций и платежного балан­са страны в целом. Наконец, третий вариант может состо­ять в сочетании первых двух с более активным использо­ванием там, где это возможно, имеющихся свободных мощностей и значительным импортом оборудования в тех отраслях, где отечественное машиностроение не способно обеспечить высокие темпы его обновления.[16, с.20]

В 2006 г. существенным образом менялось внешнее позициониро­вание России, характеризуемое двумя противоположными тенденци­ями. С одной стороны, продолжилось вхождение России в структуры современного мира, с другой — произошло ухудшение ее отношений с развитыми рыночными демократиями.

Первая тенденция была связана с продолжением и завершением процессов, начавшихся достаточно давно: практически закончены пе­реговоры о присоединении к ВТО, успешно (и уж во всяком случае, спокойно) прошло председательство к «большой восьмерке». В этом ряду событий следует также отметить и либерализацию валютного регулирования в части движения капитальных средств, что формально превращает рубль в полностью конвертируемую валюту (в отличие от введенной еще в 1992 г. конвертируемости рубля по текущим опе­рациям). Однако эти события пока не привели к интеграции России в сообщество развитых рыночных демократий.

Вторая тенденция, к сожалению, отражает охлаждение (и даже обострение) отношений с ЕС, критику с его стороны новейших поли­тических тенденций развития России, идущих вразрез с принципами демократии. Дополнительные сложности создают четко обозначивши­еся в минушлем году намерения России упорядочить свою тарифную политику в отношении цен на энергоресурсы. Ее попытка перейти на мировые цепы в отношениях с партнерами по СНГ вызывает не только их недовольство (что вполне понятно), но и критику других европейских стран, которые видят в этом одновременно и энергетичес­кий шантаж бывших союзных республик, и риски для собственной энергобезопасности (поскольку нефте- и газопроводы проходят по территориям стран, для которых повышаются тарифы). Для России особые сложности вызваны тем, что в рамках ее председательства в «восьмерке» в качестве одной из ключевых тем был, выдвинут ло­зунг энергобезопасности — как раз то самое требование, которое, по мнению западных партнеров, подрывается пересмотром тарифов па поставки газа в ближнее зарубежье.[22, с.24]

В целом, следует отметить, что экономика России росла устойчивым, хотя и не слишком высоким тем­ном — более высоким, чем среднемировой или западноевропейский. Россия по экономическому росту продолжала существенно опере­жать наиболее развитые страны мира, отставая от большинства стран постсоветского пространства. В сравнении со странами Центральной и Восточной Европы российские темпы роста выглядят в основном удовлетворительными (за исключением стран Балтии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Статистика иностранных инвестиций в России

 

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

Формирование открытой рыночной экономики и активное включение России в систему мирового хозяйства поддерживается возрастающим интересом зарубежного капитала к емкому и перспективному рынку.

Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций – отечественных и иностранных.

По состоянию на конец 2006 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 142,9 млрд. долларов США, что на 27,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 49,1% (на конец 2005 г. - 53,8%), доля прямых инвестиций составила 47,5% (44,5%), портфельных - 3,4% (1,7%).[12, с.40]

В 2006 г. в экономику России поступило 55,1 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 2,7% больше, чем в 2005 году.

 

Таблица 3

Поступление иностранных инвестиций по типам

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельностью России