Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:45, курсовая работа
В данной курсовой работе раскрыта экономическая сущность и виды инвестиций. Представлена правовая база инвестиционной деятельности и задачи государства в области ее стимулирования.
А так же по результатам анализа инвестиционной активности в России выявлены основные факторы создания привлекательного инвестиционного климата.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------5
1. Теоретические проблемы инвестиционной деятельности России в современных условиях:
1.1. Общие понятие, анализ и виды инвестиций-------------------------------------7
1.2. Анализ средств, методов и форм государственного регулирования инвестиционной деятельности----------------------------------------------------------12
1.3. Правовые аспекты инвестиционной деятельности---------------------------17
2. Инвестиционная ситуация в современной России:
2.1. Оценка инвестиционной активности в России---------------------------------20
2.2. Статистика иностранных инвестиций в России-------------------------------27
3. Перспективы развития инвестиционной деятельности России
3.1. Основные факторы создания привлекательного инвестиционного климата в России---------------------------------------------------------------------------32
3.2. Ролевая функция государства в управлении инвестиционными процессами----------------------------------------------------------------------------------37
Заключение---------------------------------------------------------------------------------42
Библиографический список-------------------------------------------------------------44
Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть и кредиты банков под государственные гарантии.
Предварительный объем капитальных государственных вложений устанавливается Министерством экономики и сообщается госзаказчикам. Они, на основании предварительных объемов, разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и необходимыми расчетами. Утвержденный перечень является основанием для проведения торгов подряда. Результатом проведения торгов считается заключение государственных контрактов, в которых уточняются все необходимые данные: стоимость, сроки и т.д.[23]
И так, государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует, прежде всего, стабильность прав.
2. Инвестиционная ситуация в современной России:
2.1 Оценка инвестиционной активности в России
Будущее России и ее статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП на душу населения, который на 300% выше, чем в России. Удвоение ВВП к 2010 году – цель, которая объективно требует все больших усилий и трудно достижима, – продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача.
В условиях весьма ограниченных возможностей привлечения в производственный процесс дополнительной рабочей силы основным источником роста в России становится повышение эффективности производства. Решающим фактором, обеспечившим увеличение в 1999-2006 гг. валового внутреннего продукта страны примерно на две трети, был рост производительности труда: численность занятых в экономике выросла на 7,9%, а производительность труда на 53,7% (табл. 1). [2, с.3]
Основным источником повышения производительности труда является воспроизводство основного капитала. Инвестиции в основной капитал, обеспечивающие замену его морально и физически устаревшей активной части, вводят в производственный процесс новые технологии. Следует отметить, что в 1990-е годы в России наблюдались беспрецедентный спад инвестиций в основной капитал и связанные с этим спадом сокращение реального ВВП и технологическая деградация.
Сопоставление представленных в табл. 1 темпов прироста инвестиций в основной капитал и темпов прироста производительности труда в 1999-2006 гг. показывает, что на 1% прироста первого показателя приходилось 0,46% прироста второго (53,7/1 17,5 ~ 0,46). Из этого следует, что важнейшим условием увеличения ВВП на душу населения примерно в два раза за 10 лет в условиях ограниченности трудовых ресурсов является значительный рост инвестиций в основной капитал. Если исходить из определенной выше пропорции соотношения темпа прироста инвестиций в основной капитал и производительности труда и предположить, что величина трудовых ресурсов в экономике России в 2008-2012 гг. не увеличится, то можно, оценить необходимый темп прироста инвестиций в основной капитал на уровне не менее 90% (41%/0,46 = 89,1 %) за пять лет, или 13,7% в среднегодовом исчислении.[2, с.6]
Таблица 1
Темпы роста некоторых важнейших макроэкономических показателей в экономике России в 1999-2006 гг., %
Высокие темпы роста инвестиций в основной капитал в 2008-2012 гг. необходимы и для существенного обновления основных фондов, которое должно быть произведено в ближайшие годы, поскольку моральный и физический износ основного капитала в России в последние десятилетия достиг такой степени, когда только ускоренный рост производства продукции фондосоздающих отраслей способен обеспечить значительное увеличение производства и рост уровня жизни населения.
Хотя темп роста инвестиций в основной капитал в 1999-2006 гг. составлял 218%, а ввода в действие основных фондов - 212%, абсолютные объемы этих показателей в сопоставимых ценах оставались равными примерно 50% от уровня 1991 г. В результате в экономике России не произошло существенных позитивных изменений в возрастной структуре основных фондов и степени их износа.
Степени износа основных фондов по народному хозяйству в целом и в промышленности в 1998 г. равнялись соответственно 40,1% и 53,6%; в 2005 г. - 44,3% и 49,7%. В 2006 г. степень износа основных фондов народного хозяйства достигла 45,3% (табл. 2). [16, с.7]
Таблица 2
Динамика показателей, характеризующих состояние основного капитала в России в 1998-2005 гг., %
Показатель | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Изменение за период, процентных пунктов |
Степень износа основных фондов в экономике в целом | 42,2 | 41,9 | 42,4 | 45,8 | 47.9 | 49,5 | 42,8 | 44,3 | 2,1 |
Коэффициент обновления основных фондов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в экономике в целом | 1,1 | 1,2 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1.9 | 2.1 | 2,2 | 1,1 |
в промышленности | 0,9 | 1,0 | 1.3 | 1,5 | 1,5 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 1,0 |
Коэффициент выбытия основных фондов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в экономике в целом | 1,1 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 0 |
в промышленности | 1,3 | 1,0 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | -0,3 |
Степень износа основных фондов в промышленности | 52,9 | 55,1 | 51,6 | 52,3 | 51 | 52,9 | 51,4 | 49,7 | -3,2 |
Доля оборудования в возрасте менее 10 лет в промышленности | 24,2 | 19,3 | 15,3 | 13,3 | 12,5 | 12,7 | н.д. | н.д. | -11,50 |
В связи с увеличением в последние годы объема ввода и действие основных фондов коэффициент обновления основных фондов по экономике в целом, рассчитываемый Федеральной службой статистики РФ, возрос с 1,1% в 1998 г. до 2,2% в 2005 г., а по промышленности - с 0,9%>до2,6%. При этом коэффициент выбытия основных фондов по экономике РФ в целом оставался неизменным (1,1%), а по промышленности даже снизился с 1,3% в 1998 г. до 1,0% в 2005 г. Отметим, что в США, имеющих огромный производственный аппарат, коэффициент обновления основного капитала в 1998-1999 гг. был существенно выше, чем в России, - 5,2%.[16, с.9]
Приведенная выше информация говорит о том, что в годы экономического подъема пока не произошло заметных позитивных сдвигов качественного состояния производственного аппарата экономики. Большая изношенность основных фондов по-прежнему остается одним из важнейших источников неустойчивости экономического роста и основанного на нем повышения уровня жизни населения в среднесрочном и долгосрочном плане.
В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал по-прежнему доля государства является весьма незначительной. В последние 7 лет (1998-2006 гг.) доля консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал составляет примерно 20%. В области налоговой политики, начиная с 2002 г., была отменена льгота по налогу на прибыль для предприятий, осуществляющих инвестирование своих финансовых ресурсов в обновление и расширение основного капитала. Следовательно, в годы экономического подъема не проводилась активная фискальная политика, способствовавшая ускоренному обновлению основного капитала.[22, с.10]
В ситуации критического состояния производственного аппарата государство должно проводить более активную экономическую политику, способствующую ускоренному обновлению основного капитала. В области кредитно-денежной политики это - комплекс мер по снижению реальной ставки процента для кредитования бизнеса. В фискальной политике - возврат к стимулированию инвестиций через налоговые льготы. Однако, по нашему мнению, в сложившейся ситуации использование только рычагов косвенного регулирования инвестиционного процесса представляется недостаточным. В условиях сбалансированности бюджета и его профицита государство в лице федерального центра и органов управления субъектов Федерации может напрямую частично финансировать наиболее приоритетные инвестиционные проекты инновационного характера и проекты в области создания инфраструктуры (дорожное строительство, строительство аэропортов, морских портов и т.д.). Такой вариант фискальной политики в области инвестирования будет способствовать переходу экономики на траекторию роста инновационного типа, предусмотренную одним из вариантов развития экономики России в 2008-2010 гг. в соответствии с прогнозами правительства РФ. Государственное финансирование должно осуществляться преимущественно на конкурсной основе.[13, с.10]
Механизм принятия решений по финансированию должен быть максимально прозрачным и находиться под контролем общества.
Существенный рост инвестиций в основной капитал, и особенно в его активную часть, возможен и с точки зрения более полного использования производственных мощностей. Уровень использования производственных мощностей машиностроения в России остается низким: в 2005 г. он колебался от 3,9% (производство мостовых электрических кранов) до 68% (производство легковых машин).
В среднем по промышленности уровень использования производственных мощностей в 2005 г. составил примерно 42%. Это открывает возможности значительного роста производства средств труда частично за счет увеличения использования мощностей в машиностроении. Хотя остается открытым важнейший вопрос о возможности реального использования этих мощностей и способности производить на их основе конкурентоспособную продукцию.
Другой вариант широкомасштабного обновления активной части основных фондов состоит в массовом импорте машин и оборудования, что окажет негативное воздействие на величину счета текущих операций и платежного баланса страны в целом. Наконец, третий вариант может состоять в сочетании первых двух с более активным использованием там, где это возможно, имеющихся свободных мощностей и значительным импортом оборудования в тех отраслях, где отечественное машиностроение не способно обеспечить высокие темпы его обновления.[16, с.20]
В 2006 г. существенным образом менялось внешнее позиционирование России, характеризуемое двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, продолжилось вхождение России в структуры современного мира, с другой — произошло ухудшение ее отношений с развитыми рыночными демократиями.
Первая тенденция была связана с продолжением и завершением процессов, начавшихся достаточно давно: практически закончены переговоры о присоединении к ВТО, успешно (и уж во всяком случае, спокойно) прошло председательство к «большой восьмерке». В этом ряду событий следует также отметить и либерализацию валютного регулирования в части движения капитальных средств, что формально превращает рубль в полностью конвертируемую валюту (в отличие от введенной еще в 1992 г. конвертируемости рубля по текущим операциям). Однако эти события пока не привели к интеграции России в сообщество развитых рыночных демократий.
Вторая тенденция, к сожалению, отражает охлаждение (и даже обострение) отношений с ЕС, критику с его стороны новейших политических тенденций развития России, идущих вразрез с принципами демократии. Дополнительные сложности создают четко обозначившиеся в минушлем году намерения России упорядочить свою тарифную политику в отношении цен на энергоресурсы. Ее попытка перейти на мировые цепы в отношениях с партнерами по СНГ вызывает не только их недовольство (что вполне понятно), но и критику других европейских стран, которые видят в этом одновременно и энергетический шантаж бывших союзных республик, и риски для собственной энергобезопасности (поскольку нефте- и газопроводы проходят по территориям стран, для которых повышаются тарифы). Для России особые сложности вызваны тем, что в рамках ее председательства в «восьмерке» в качестве одной из ключевых тем был, выдвинут лозунг энергобезопасности — как раз то самое требование, которое, по мнению западных партнеров, подрывается пересмотром тарифов па поставки газа в ближнее зарубежье.[22, с.24]
В целом, следует отметить, что экономика России росла устойчивым, хотя и не слишком высоким темном — более высоким, чем среднемировой или западноевропейский. Россия по экономическому росту продолжала существенно опережать наиболее развитые страны мира, отставая от большинства стран постсоветского пространства. В сравнении со странами Центральной и Восточной Европы российские темпы роста выглядят в основном удовлетворительными (за исключением стран Балтии).
2.2. Статистика иностранных инвестиций в России
Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.
Формирование открытой рыночной экономики и активное включение России в систему мирового хозяйства поддерживается возрастающим интересом зарубежного капитала к емкому и перспективному рынку.
Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций – отечественных и иностранных.
По состоянию на конец 2006 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 142,9 млрд. долларов США, что на 27,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 49,1% (на конец 2005 г. - 53,8%), доля прямых инвестиций составила 47,5% (44,5%), портфельных - 3,4% (1,7%).[12, с.40]
В 2006 г. в экономику России поступило 55,1 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 2,7% больше, чем в 2005 году.
Таблица 3
Поступление иностранных инвестиций по типам