Государственное регулирование финансовой деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 02:18, курсовая работа

Описание работы

Характерной особенностью проводимой административной реформы в Российской Федерации является законодательно закрепленная тенденция возрастания роли государственного, в том числе и финансового, регулирования предпринимательской деятельности. Экономические преобразования рыночного типа привели к необходимости изменения системы государственного регулирования, приведения ее в соответствие с новыми функциями государства в сфере предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Общие принципы государственного регулирования экономики 5
1.2 Государственное регулирование экономики применительно к финансовой деятельности предприятия 8
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
2.1 Налоговое регулирование 12
2.2 Регулирование путем установления принципов учетной политики 16
2.3 Валютное регулирование 21
2.4 Таможенно-тарифное регулирование 24
2.5 Ценовое регулирование 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Государственное регулирование финансовой деятельности организации.rtf

— 303.85 Кб (Скачать)

     Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Пункт 2 статьи 6 Закона определяет способы организации бухгалтерского учета, которые руководители организаций выбирают самостоятельно в зависимости от объема учетной работы:

     а) учреждение бухгалтерской службы как структурного подразделения организации, возглавляемого главным бухгалтером;

     б) введение в штат организации должности бухгалтера;

     в) передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

     г) ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации.

     Главный бухгалтер организации7:

     Назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации и ему подчиняется.

     Несет ответственность за формирование учетной политики, соблюдение требований и правил ведения бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

     Обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств, за отражением всех операций на счетах бухгалтерского учета.

     Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

     Денежные и расчетные документы, а также финансовые и кредитные обязательства (документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры и договоры по товарному и коммерческому кредитам) считаются недействительными без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица и не должны приниматься к исполнению. Отсутствие в счете-фактуре подписи главного бухгалтера при не подтверждении того, что в штате организации отсутствует должность бухгалтерского работника, или того, что счет-фактура подписана иным уполномоченным лицом, является нарушением требований законодательства к оформлению счета-фактуры.

     С главным бухгалтером целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и т.д.).

     Главным бухгалтером могут выполняться обязанности кассира (в организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате этой должности).

     При освобождении от должности главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру, бухгалтеру (а при отсутствии последнего - работнику, назначенному приказом руководителя организации), в процессе которой проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.

     В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению по письменному распоряжению руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

     В ст. 6 Закона вводится понятие «учетная политика», в которой определяются основные положения осуществляемого организацией бухгалтерского учета. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

     Согласно ч. 2 п. 3 статьи 6 подлежат утверждению:

     рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

     формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

     порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

     правила документооборота и технология обработки учетной информации;

     порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Валютное регулирование 

     Валютное регулирование и валютный контроль в нашей стране осуществляется в рамках Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-ФЗ). Перечень органов валютного регулирования, указанный в ч. 1 ст. 5 Закона №173-ФЗ, является исчерпывающим - это Центральный банк РФ и Правительство РФ. Законом №173-ФЗ определена компетенция обоих органов, в пределах которой может осуществляться их нормотворческая деятельность, которая заключается в праве издавать акты в области валютного регулирования только для реализации функций, предусмотренных данным Законом. Ранее действовавшим Законом устанавливалось, что только Центральный банк РФ являлся основным органом валютного регулирования в РФ.

     В целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления резидентами внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен общеправовой принцип «разрешено все, что не запрещено». Закрепленные в Законе № 173-ФЗ принципы валютного регулирования и валютного контроля свидетельствуют о стремлении законодателя использовать валютное регулирование и валютный контроль как составные элементы системы регулирования национальной экономики. Согласно ст. 3 Закона № 173-ФЗ Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

     1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

     Законодательное закрепление принципа приоритета экономических мер в реализации государственной валютной политики является исключительно важным программным заявлением государства в процессе отхода от преобладания административного воздействия на валютные отношения и перехода к рыночным инструментам их регулирования.

     2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

     Принцип исключения неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов в какой-то мере является продолжением предшествующего, но очевидно носит главным образом декларативный характер, подтверждая направленность государственной валютной политики на снижение уровня императивного регулирования валютных операций8.

     3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

     Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, представляющей собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России, высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В Концепции, как отметил Президент РФ при представлении ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ, признано верховенство внутренних целей над внешними.

     4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

     Статьей 2 Закона №173-ФЗ закреплено, что Закон устанавливает правовые основы и принципы как валютного регулирования, так и валютного контроля. В этом отношении валютное законодательство по своей структуре сходно с законодательством о налогах и сборах, с таможенным законодательством.

     Рассматриваемый принцип реализован также в положениях данного Закона №173-ФЗ об органах валютного регулирования и валютного контроля:

     5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4 Таможенно-тарифное регулирование 

     Таможенно-тарифное регулирование осуществляется в целях регулирования внешней торговли товарами. Таможенно-тарифное регулирование также осуществляется для защиты государством внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.

     В статье 19 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. 02.02.2006 №19-ФЗ - действующая редакция, далее - Закон о ВТД) указано, что таможенно-тарифное регулирование заключается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин, целью которых, в частности, являются защита внутреннего рынка страны и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Что касается вывозных таможенных пошлин, то отметим, что их применение осуждается в ВТО как искажающее уровень мировых цен на товары, и поэтому рекомендуется их не применять. В России основной функцией вывозных таможенных пошлин по таким важным для экспорта товарным позициям, как нефть и природный газ, является частичное взимание природной ренты.

     Статья 19 Закона о ВТД содержит норму, которая является бланкетной, законодатель отсылает нас к действующим нормативным правовым актам, в которых устанавливается порядок применения таможенной пошлины9. Для введения конкретного таможенно-тарифного режима используется богатый арсенал инструментов. К их числу следует отнести ставки таможенных пошлин, таможенную товарную номенклатуру, порядок определения страны происхождения и расчета (установления) таможенной стоимости, систему таможенно-тарифных льгот и преференций и др.

     Соответствие между товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин устанавливается в таможенном тарифе. Он определяется как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД). Таким образом, таможенный тариф представляет собой результат систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, перемещаемого через таможенную границу10.

     В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона РФ «О таможенном тарифе» и п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса 2003 г. товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ, номенклатура действующего Таможенного тарифа РФ, определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

     Кроме ТН ВЭД, другим структурным элементом таможенного тарифа является ставка таможенной пошлины. В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 3) ставки таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом, определяются Правительством РФ. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе». Ставки таможенных пошлин содержатся в таможенном тарифе. Действующий импортный тариф (тариф, объединяющий ставки ввозных таможенных пошлин) был введен Постановлением Правительства РФ «О таможенном тарифе РФ и ТН ВЭД» от 27.11.2006 №718 (действ. ред. - от 28.08.2009).

     Дифференциация таможенного обложения в зависимости от страны происхождения ввозимого товара в российской практике таможенно-тарифного регулирования осуществляется следующим образом.

     В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), применяются базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Таможенном тарифе Российской Федерации. В настоящий момент перечень стран, подпадающих под режим РНБ, определен в Приложении 1 к Приказу ГТК (ФТС) РФ от 25.12.2003 №1359 «О предоставлении таможенных преференций» (в ред. от 13.03.2009). Применительно к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Таможенном тарифе Российской Федерации, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) в соответствии с нормами таможенного законодательства. Преференциальный режим играет особую роль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности, т.к. он распространяется на значительное количество государств, с которыми Российская Федерация осуществляет внешнеторговые обмены. Перечень развивающихся стран - пользователей схемы преференций определен в Приложениях 2 и 3 к Приказу ГТК (ФТС) РФ от 25.12.2003 №1359 «О предоставлении таможенных преференций» (в ред. от 13.03.2009). В отношении товаров, происходящих из стран, определенных в Приложении 2, применяются ставки ввозных пошлин в размере 75% от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает РНБ. В отношении товаров, происходящих из стран, определенных в Приложении 3, ввозные таможенные пошлины не применяются. В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают РНБ (ранее в подобных случаях применялась максимальная ставка, т.е. базовая ставка, увеличенная вдвое).

Информация о работе Государственное регулирование финансовой деятельности организации