Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 02:18, курсовая работа
Характерной особенностью проводимой административной реформы в Российской Федерации является законодательно закрепленная тенденция возрастания роли государственного, в том числе и финансового, регулирования предпринимательской деятельности. Экономические преобразования рыночного типа привели к необходимости изменения системы государственного регулирования, приведения ее в соответствие с новыми функциями государства в сфере предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Общие принципы государственного регулирования экономики 5
1.2 Государственное регулирование экономики применительно к финансовой деятельности предприятия 8
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
2.1 Налоговое регулирование 12
2.2 Регулирование путем установления принципов учетной политики 16
2.3 Валютное регулирование 21
2.4 Таможенно-тарифное регулирование 24
2.5 Ценовое регулирование 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Валютное регулирование и валютный контроль являются комплексными направлениями государственного воздействия на экономические отношения, проявляющегося в особенностях не только состава инструментов и механизмов, но и состава объектов, на которые оказывается воздействие посредством валютного регулирования и валютного контроля. Таким образом, валютное регулирование может рассматриваться с точки зрения своей отраслевой природы как сфера регулирования, использующая в своем арсенале средства различных направлений государственного регулирования внешнеторговой деятельности: монетарного или торгового. Валютная политика представляет собой часть политики государств в денежной сфере, реализуемой путем регулирования валютных отношений посредством нормотворчества, либо путем иного административно-правового воздействия на валютные отношения, либо путем применения специальных экономических мер (например, валютных интервенций)5.
В системе обязательных платежей, уплачиваемых в связи осуществлением экспортно-импортных операций, инструменты таможенно-тарифного регулирования - ввозные и вывозные таможенные пошлины - занимают, без преувеличения, доминирующие позиции.
Таможенно-тарифное регулирование исторически стало первой формой государственного регулирования внешней торговли. Как уже ранее отмечалось, доля таможенных пошлин в общем объеме поступлений в государственный бюджет может значительно различаться в зависимости от конкретной страны. В США и промышленно развитых странах Европы она колеблется от 1 до 5%. В Российской Федерации таможенная пошлина остается одним из наиболее «доходных» налогов: в разные годы она давала от четверти до трети всех налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета. Наряду с несомненно высоким фискальным значением таможенной пошлины, она продолжает оставаться эффективным инструментом протекционистской политики.
Пунктом 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Фактически это означает, что стороны договора купли-продажи могут установить любую цену договора, главное, чтобы она устраивала и продавца, и покупателя, т.е. в общем случае применяются свободные цены и тарифы, складывающиеся на рынке товаров под влиянием спроса и предложения. Вместе с тем абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Все остальные организационно-правовые формы государственного регулирования экономики в сфере финансовой деятельности предприятия носят избирательный характер.
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Налоговое регулирование
Суть налогового регулирования состоит в том, что государство через законодательство о налогах ограничивает право собственности налогоплательщика на свободное распоряжение им своим имуществом, обеспечивая тем самым пополнение бюджетов; в то же время с позиций субъекта предпринимательской деятельности налоговое регулирование может быть рассмотрено как система перераспределения доходов. Данное утверждение основано на судебной практике: согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. «налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства». Следовательно, право собственности налогоплательщика на прибыль и доход, полученный в результате предпринимательской деятельности, может быть ограничено в целях удовлетворения публичного интереса. Исполнив обязанности налогоплательщика, субъект предпринимательской деятельности по своему усмотрению расходует оставшуюся часть имущества на удовлетворение своих частных потребностей.
Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности с помощью налогов ограничено рамками исполнения налоговой обязанности налогоплательщиком.
Через регулирующую функцию налогообложения государство приводит в действие механизмы стимулирования либо дестимулирования предпринимательской деятельности и обеспечивает воздействие на налогоплательщиков, влияя на процессы производства, обращения и потребления; выполняя фискальную функцию, налогообложение обеспечивает формирование публичных денежных фондов и под угрозой применения правовых санкций обязывает субъектов предпринимательской деятельности уплачивать налоги6.
В настоящее время Налоговым кодексом РФ установлены общий и специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ). Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов. НК РФ в целях стимулирования предпринимательской деятельности дает возможность одновременного применения нескольких налоговых режимов. Данный тезис имеет практическое значение, поскольку достаточно часто индивидуальный предприниматель либо организация осуществляют несколько видов предпринимательской деятельности.
При помощи налоговых ставок государство влияет на предпринимательскую деятельность, занятость, спрос. Так, например, налог на прибыль позволяет государству отследить колебания показателя прибыльности организаций, отдельных отраслей экономики, хозяйства в целом и одновременно является наиболее характерной формой изъятия части прибыли в бюджетную систему. С 2009 г. ставка налога на прибыль организаций равна 20, а не 24%, как ранее. Общая ставка налога снижена за счет уменьшения ставки, по которой налог зачисляется в федеральный бюджет: с 6,5 до 2,5%.. Вместе с тем ученые указывают на недостаточную степень реализации возможностей налога на прибыль по стимулированию предпринимательской активности.
Воздействие механизма налогового регулирования на предпринимательскую деятельность усиливается при комплексном использовании сразу нескольких элементов налогообложения. Поэтому среди средств налогового регулирования большое значение играют меры стимулирования, под которыми понимают: налоговые льготы; государственные гарантии; отсрочки и рассрочки налоговых платежей. Используя налоги в качестве эффективного экономико-правового регулятора, государство стимулирует или дестимулирует определенный вид предпринимательской деятельности.
Налоговые льготы, являясь рыночным методом регулирования экономики, могут рассматриваться как средство стимулирования предпринимательской активности. Так, ст. 67 НК РФ предусмотрена льгота в виде инвестиционного налогового кредита, под которым понимается изменение срока уплаты налога, когда организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при осуществлении ею определенного вида предпринимательской деятельности. Следовательно, обозначенная налоговая льгота стимулирует развитие отдельных видов предпринимательской деятельности (например, инновационной), а не просто поддержание их жизнеспособности. Необходимо отметить, что согласно ст. 67 НК РФ правом на получение инвестиционного налогового кредита обладают только организации, индивидуальные предприниматели лишены возможности воспользоваться обозначенной льготой.
Еще одним средством государственного финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности является реструктуризация задолженности по налогам перед бюджетом. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через реструктуризацию задолженности по налогам является достаточно распространенной мерой и применяется на всех уровнях бюджетной системы на основании ст. 63, 64 НК РФ.
Предоставление отсрочек, рассрочек по налогам и инвестиционных налоговых кредитов является взаимовыгодным для государства и субъектов предпринимательской деятельности: предприниматель временно освобождается от уплаты налогов и тем самым получает возможность вовлечь дополнительные ресурсы в оборот; государство же пополняет бюджет за счет начисляемых процентов на сумму задолженности.
Вместе с тем налоговое регулирование предпринимательской деятельности требуется рассматривать не только с позиций стимулирования предпринимательской активности, но и с позиций защиты интересов бюджета. Поэтому в случае неисполнения предпринимателем обязанности по уплате налога налоговое регулирование происходит посредством применения налоговых санкций. Воздействуя на имущественные отношения субъектов предпринимательской деятельности посредством установления налоговых правовых норм, государство определяет правила деятельности данных субъектов, которые содержат в себе обязанность по уплате установленных налогов, обеспеченную принудительными мерами (ст. 75, 114 НК РФ). Глава 16 НК РФ устанавливает одинаковые меры ответственности за налоговые правонарушения для субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовой формы.
регулирование
государственный экономика финансовый
2.2 Регулирование путем
установления принципов учетной политики
Согласно Федеральному закону №129 от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» (далее - Закон) бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе. обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ, и не ведут бухгалтерского учета.
В определении бухгалтерского учета нашли свое отражение:
объекты бухгалтерского учета - имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции;
Под имуществом организации подразумеваются средства организации по их составу и размещению (активы организации), под обязательствами организации - средства организации по источникам их формирования и целевому предназначению (пассивы организации).
последовательные этапы бухгалтерского учета - сбор, регистрация и обобщение информации;
основные требования к ведению бухгалтерского учета - ведение учета в денежном выражении (п. 1 ст. 8 Закона); ведение учета организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 8 Закона); своевременная регистрация без каких-либо пропусков или изъятий на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации (п. 5 ст. 8 Закона); оформление всех хозяйственных операций, проводимых организацией, оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами и на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона).
Целями и задачами бухгалтерского учета являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Бухгалтерский учет ведется только на основании первичных учетных документов, оформляемых при проведении хозяйственных операций. Эти документы должны составляться по унифицированным стандартным формам, утвержденным Госкомстатом РФ (при их отсутствии - разрабатываться самой организацией) и иметь ряд обязательных реквизитов.
Бухгалтерский учет ведется с использованием стандартного плана счетов (организация может на его основе сформировать свой рабочий план счетов).
Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в хронологической последовательности. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Информация о работе Государственное регулирование финансовой деятельности организации