Государственное финансовое регулирование частных предприятий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ системы государственного регулирования финансовой деятельности предприятия. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
изучение общих принципов государственного регулирования экономики;
выявление особенностей государственного регулирования финансовой деятельности предприятия;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Общие принципы государственного регулирования экономики
1.2 Государственное регулирование экономики применительно к финансовой деятельности предприятия
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Налоговое регулирование
2.2 Регулирование путем установления принципов учетной политики
2.3 Валютное регулирование
2.4 Таможенно-тарифное регулирование
2.5 Ценовое регулирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 54.86 Кб (Скачать)

В ст. 6 Закона вводится понятие  «учетная политика», в которой определяются основные положения осуществляемого  организацией бухгалтерского учета. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и  состояние бухгалтерского учета.

Согласно ч. 2 п. 3 статьи 6 подлежат утверждению:

    • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
    • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
    • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
    • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
    • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

2.3 Валютное регулирование

 

Валютное  регулирование и валютный контроль в нашей стране осуществляется в  рамках Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ). Перечень органов валютного регулирования, указанный в ч. 1 ст. 5 Закона №173-ФЗ, является исчерпывающим – это Центральный банк РФ и Правительство РФ. Законом №173-ФЗ определена компетенция обоих органов, в пределах которой может осуществляться их нормотворческая деятельность, которая заключается в праве издавать акты в области валютного регулирования только для реализации функций, предусмотренных данным Законом. Ранее действовавшим Законом устанавливалось, что только Центральный банк РФ являлся основным органом валютного регулирования в РФ.

В целях  либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных  условий для осуществления резидентами  внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию порядка  осуществления валютных операций движения капитала заложен общеправовой принцип  «разрешено все, что не запрещено». Закрепленные в Законе № 173-ФЗ принципы валютного регулирования и валютного  контроля свидетельствуют о стремлении законодателя использовать валютное регулирование  и валютный контроль как составные  элементы системы регулирования  национальной экономики. Согласно ст. 3 Закона № 173-ФЗ Основными принципами валютного регулирования и валютного  контроля в Российской Федерации  являются:

1) приоритет  экономических мер в реализации  государственной политики в области  валютного регулирования;

Законодательное закрепление  принципа приоритета экономических  мер в реализации государственной  валютной политики является исключительно  важным программным заявлением государства  в процессе отхода от преобладания административного воздействия  на валютные отношения и перехода к рыночным инструментам их регулирования.

2) исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов в валютные  операции резидентов и нерезидентов;

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства в  валютные операции резидентов и нерезидентов в какой-то мере является продолжением предшествующего, но очевидно носит  главным образом декларативный  характер, подтверждая направленность государственной валютной политики на снижение уровня императивного регулирования  валютных операций8.

3) единство  внешней и внутренней валютной  политики Российской Федерации;

Согласно  Концепции внешней политики Российской Федерации, представляющей собой систему  взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России, высшим приоритетом внешнеполитического  курса России является защита интересов  личности, общества и государства. В  Концепции, как отметил Президент  РФ при представлении ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ, признано верховенство внутренних целей над  внешними.

4) единство  системы валютного регулирования  и валютного контроля;

Статьей 2 Закона №173-ФЗ закреплено, что Закон  устанавливает правовые основы и  принципы как валютного регулирования, так и валютного контроля. В  этом отношении валютное законодательство по своей структуре сходно с законодательством  о налогах и сборах, с таможенным законодательством.

Рассматриваемый принцип реализован также в положениях данного Закона №173-ФЗ об органах  валютного регулирования и валютного  контроля:

5) обеспечение  государством защиты прав и  экономических интересов резидентов  и нерезидентов при осуществлении  валютных операций.

 

2.4 Таможенно-тарифное  регулирование

 

Таможенно-тарифное регулирование  осуществляется в целях регулирования  внешней торговли товарами. Таможенно-тарифное регулирование также осуществляется для защиты государством внутреннего  рынка Российской Федерации и  стимулирования прогрессивных структурных  изменений в экономике.

В статье 19 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. 02.02.2006 №19-ФЗ – действующая  редакция, далее – Закон о ВТД) указано, что таможенно-тарифное регулирование  заключается в установлении ввозных  и вывозных таможенных пошлин, целью  которых, в частности, являются защита внутреннего рынка страны и стимулирование прогрессивных структурных изменений  в экономике, в соответствии с  законодательством Российской Федерации. Что касается вывозных таможенных пошлин, то отметим, что их применение осуждается в ВТО как искажающее уровень  мировых цен на товары, и поэтому  рекомендуется их не применять. В  России основной функцией вывозных таможенных пошлин по таким важным для экспорта товарным позициям, как нефть и  природный газ, является частичное  взимание природной ренты.

Статья 19 Закона о ВТД  содержит норму, которая является бланкетной, законодатель отсылает нас к действующим  нормативным правовым актам, в которых устанавливается порядок применения таможенной пошлины9. Для введения конкретного таможенно-тарифного режима используется богатый арсенал инструментов. К их числу следует отнести ставки таможенных пошлин, таможенную товарную номенклатуру, порядок определения страны происхождения и расчета (установления) таможенной стоимости, систему таможенно-тарифных льгот и преференций и др.

Соответствие между товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин устанавливается в таможенном тарифе. Он определяется как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к  товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным  в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД). Таким образом, таможенный тариф представляет собой  результат систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, перемещаемого через таможенную границу10.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона РФ «О таможенном тарифе»  и п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса 2003 г. товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности РФ, номенклатура действующего Таможенного тарифа РФ, определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе  описания и кодирования товаров (ГС) и Товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности Содружества Независимых  Государств (ТН ВЭД СНГ).

Кроме ТН ВЭД, другим структурным  элементом таможенного тарифа является ставка таможенной пошлины. В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 3) ставки таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом, определяются Правительством РФ. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе». Ставки таможенных пошлин содержатся в таможенном тарифе. Действующий импортный тариф (тариф, объединяющий ставки ввозных таможенных пошлин) был введен Постановлением Правительства РФ «О таможенном тарифе РФ и ТН ВЭД» от 27.11.2006 №718 (действ. ред. – от 28.08.2009).

Дифференциация таможенного  обложения в зависимости от страны происхождения ввозимого товара в российской практике таможенно-тарифного  регулирования осуществляется следующим  образом.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения  с которыми предусматривают режим  наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), применяются базовые ставки ввозных  таможенных пошлин, содержащиеся в  Таможенном тарифе Российской Федерации. В настоящий момент перечень стран, подпадающих под режим РНБ, определен  в Приложении 1 к Приказу ГТК (ФТС) РФ от 25.12.2003 №1359 «О предоставлении таможенных преференций» (в ред. от 13.03.2009). Применительно  к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают  режим наиболее благоприятствуемой нации, базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Таможенном тарифе Российской Федерации, увеличиваются  вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) в соответствии с нормами  таможенного законодательства. Преференциальный режим играет особую роль в механизме  государственного регулирования внешнеторговой деятельности, т.к. он распространяется на значительное количество государств, с которыми Российская Федерация  осуществляет внешнеторговые обмены. Перечень развивающихся стран – пользователей схемы преференций определен в Приложениях 2 и 3 к Приказу ГТК (ФТС) РФ от 25.12.2003 №1359 «О предоставлении таможенных преференций» (в ред. от 13.03.2009). В отношении товаров, происходящих из стран, определенных в Приложении 2, применяются ставки ввозных пошлин в размере 75% от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает РНБ. В отношении товаров, происходящих из стран, определенных в Приложении 3, ввозные таможенные пошлины не применяются. В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают РНБ (ранее в подобных случаях применялась максимальная ставка, т.е. базовая ставка, увеличенная вдвое).

Методы определения таможенной стоимости, применяемые в российской практике государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, полностью  соответствуют методологии, сформированной в рамках ГАТТ11.

Отметим также, что использование  основных инструментов таможенно-тарифного  регулирования, во-первых, предполагает вмешательство в сферу частного предпринимательства, частноэкономических  интересов, а потому нуждается в  четкой нормативно-правовой регламентации, а во-вторых, согласование национальной внешнеторговой политики с общепринятыми  стандартами международной торговли, сформулированными, прежде всего, в  документах ГАТТ/ВТО.

 

2.5 Ценовое регулирование

 

Государственное регулирование  цен осуществляется в сфере естественных монополий и в отношении социально  значимых товаров и услуг. Основы такого регулирования заложены в  Указе Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и в ряде федеральных законов, таких как:

  • Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
  • Федеральный закон от 22 июня 1998 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах» и др.

Кроме того, до сих пор  остается действующим принятое во исполнение Указа №221 Постановление Правительства  РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором установлены  перечни видов продукции и  услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Из перечисленных выше нормативных документов следует, что  государственное регулирование  цен может осуществляться как  на федеральном уровне – в этом случае госрегулирование цен на внутреннем рынке России осуществляют Правительство  РФ и федеральные органы исполнительной власти, так и на региональном –  в этом случае полномочия по госрегулированию цен и тарифов делегированы органам  исполнительной власти субъектов РФ12.

Государственное регулирование  цен может осуществляться путем  установления:

  • твердой (фиксированной) цены;
  • предельного уровня цены;
  • коэффициентов к цене;
  • иным способом.

Так как государственное  регулирование цены относится к  императивным нормам, следовательно, субъекты гражданско-правовых отношений обязаны  их применять в любом случае. Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать  обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными  правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В противном случае сделка может  быть признана ничтожной на основании  ст. 168 ГК РФ. Естественно, что государственное  регулирование цен не может не оказывать влияния на продажную  цену товара, применяемую торговой организацией. Государственное регулирование  цен может осуществляться и иным способом, например, путем предоставления льготных тарифов по оплате реализуемых  товаров или услуг или предоставлением  льгот определенным категориям граждан.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Оно берет на себя ответственность  за создание относительно равных условий  для взаимного соперничества  предпринимательских фирм, для эффективной  конкуренции, для ограничения монополизированного  производства. Государственное регулирование  экономики – целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование рамочных условий экономического развития в соответствии с определенным общественным строем. В государственном регулировании экономики можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов. Государственное регулирование включает в себя целый арсенал средств воздействия на экономическую конъюнктуру, в котором можно выделить ряд основополагающих направлений.

Под государственным финансово-правовым регулированием предпринимательской  деятельности следует понимать нормативное  установление государством правил отчуждения и движения имущества (денежных средств) субъектов предпринимательской  деятельности с целью реализации публичного интереса – пополнения доходной части бюджета для удовлетворения социальных и иных нужд, а также  возможное наделение бюджетными средствами субъектов предпринимательской  деятельности. Государственное финансово-правовое регулирование охватывает практически  все экономические сферы жизни  страны. Его важнейшая роль заключается  в том, что оно (регулирование, воздействие) обеспечивает единые и общие для всех субъектов предпринимательской деятельности правила хозяйствования, не вмешиваясь при этом во внутренние дела предпринимателей.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование частных предприятий в России