Государственное финансовое регулирование частных предприятий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ системы государственного регулирования финансовой деятельности предприятия. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
изучение общих принципов государственного регулирования экономики;
выявление особенностей государственного регулирования финансовой деятельности предприятия;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Общие принципы государственного регулирования экономики
1.2 Государственное регулирование экономики применительно к финансовой деятельности предприятия
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Налоговое регулирование
2.2 Регулирование путем установления принципов учетной политики
2.3 Валютное регулирование
2.4 Таможенно-тарифное регулирование
2.5 Ценовое регулирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 54.86 Кб (Скачать)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. КОНЦЕПЦИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Общие  принципы государственного регулирования экономики

1.2 Государственное  регулирование экономики применительно  к финансовой деятельности предприятия

2. ВИДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Налоговое  регулирование

2.2 Регулирование  путем установления принципов учетной политики

2.3 Валютное регулирование

2.4 Таможенно-тарифное регулирование

2.5 Ценовое  регулирование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Характерной особенностью проводимой административной реформы в Российской Федерации  является законодательно закрепленная тенденция возрастания роли государственного, в том числе и финансового, регулирования предпринимательской  деятельности. Экономические преобразования рыночного типа привели к необходимости  изменения системы государственного регулирования, приведения ее в соответствие с новыми функциями государства  в сфере предпринимательства.

В условиях рыночной экономики  проблема развития предпринимательской  деятельности, совершенствования предпринимательского законодательства, налогового регулирования  вызывает интерес у представителей как экономической, так и юридической  науки. В связи с этим возникла необходимость в комплексном  рассмотрении предпринимательской  деятельности финансового права, а  именно в исследовании воздействия  государственного финансово-правового  регулирования на функционирование субъектов предпринимательской  деятельности.

Роль  и значение государства и государственного регулирования экономики рассматриваются  в работах отечественных и  зарубежных экономистов Л.И. Абалкина, А.Г. Агангебяна, А.Я. Лившица, Д.С. Львова, Н.Я. Петракова, С.С. Шаталина, Ф. Хайека, М. Фридмена, И. Шумпетера. Однако до сих  пор в литературе недостаточно рассмотрены  проблемы, связанные с организацией системы государственного регулирования экономики на уровне финансовой деятельности предприятия.

Целью работы является анализ системы государственного регулирования финансовой деятельности предприятия. На основании цели в  работе поставлены следующие задачи:

  • изучение общих принципов государственного регулирования экономики;
  • выявление особенностей государственного регулирования финансовой деятельности предприятия;
  • анализ видов государственного регулирования финансовой деятельности предприятия.

Объектом  исследования данной работы является система государственного регулирования  финансовой деятельности предприятия. Предмет исследования – методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятия.

В процессе написания работы в качестве информационной базы были использованы фундаментальные концепции, представленные в классических и  современных трудах отечественных  ученых. При проведении анализа и  обобщения практического и теоретического материала применялись методы сопоставления, структурно-функционального анализа, единства исторического и логического. Нормативно-правовой базой работы явились  федеральные законы, подзаконные  нормативные акты, посвященные государственному регулированию финансовой деятельности предприятия.

 

1. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Общие принципы  государственного регулирования  экономики

 

Тема  роли государства в экономике  – снижения или увеличения интервенционизма является дискуссионной. При этом возможно выделение следующих четырех  основных принципов1. Во-первых, государство в экономике присутствует всегда, и никто не утверждает, что оно должно уйти вовсе. Во-вторых, различия во взглядах заключаются в тех функциях, которые признаются за государством. Основные из них – обеспечение законности и правопорядка; макроэкономическая стабильность; оборона и безопасность; формирование необходимых общественных институтов; оказание публичных услуг (здравоохранение, образование и т. п.); социальная защита; обеспечение экологической безопасности; содействие развитию экономики (что как раз называют структурной или промышленной политикой); устранение «дефектов рынка» (в том числе посредством прямого контроля цен, зарплат и т. п.); государственное предпринимательство (производство товаров и услуг, которые могут производиться частными компаниями). В-третьих, в жизни складываются обстоятельства, которые делают целесообразным выполнение государством каких-либо из перечисленных функций в том или ином объеме. Иной раз повышение роли государства необходимо и приносит позитивный эффект. Но правительство тем лучше справляется со своими задачами, чем лучше понимает, на каких из направлений должно сосредоточиться. И наконец, в-четвертых, выбор оптимального уровня участия государства в экономике должен учитывать условия и стадию развития страны, позиции ее относительно других стран, особенности национальной культуры и институтов.

В литературе существуют различные определения  государственного регулирования экономики. Приведем некоторые из них.

Государственное регулирование экономики – совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить  ход экономических процессов, оказать  на них влияние или непосредственно  предопределить их протекание.

Государственное регулирование экономики – это  определенная регламентация норм и  правил поведения хозяйственных  субъектов посредством экономического инструментария.

Государственное регулирование экономики – это  поведение государства в отношении  экономики. В качестве доминантной  цели выступает оптимум благосостояния, выраженный в количественных макропоказателях, достижимый в данных конкретных условиях.

Государственное регулирование экономики – искусство  применения органами власти различных  подходов к решению конкретных вопросов хозяйственной деятельности

Государственное регулирование экономики – целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование рамочных условий экономического развития в соответствии с определенным общественным строем. Представляет собой одно из направлений государственной политики, которое включает социальную, оборонную, внешнюю, экологическую и некоторые другие виды политик. С данным определением согласен и автор работы.

В экономической  литературе можно встретить различные  подходы к классификации методов  государственного воздействия. Ряд  авторов выделяют административное (правовое) прямое и косвенное регулирование2.

К административным методам регулирования относятся  разнообразные «меры» контроля за доходами, ценами, учетным процентом, квотирования, лицензирования и др. Эти меры относятся  к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа.

Государственное правовое регулирование осуществляется на основе хозяйственного законодательства через  систему устанавливаемых им норм и правил.

К прямому экономическому регулированию относятся многообразные  формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей –  это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных  бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся  льготные кредиты. К «косвенным формам»  экономического регулирования относится  проводимая государством политика в  области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе  таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и  др. Таким образом, государство, используя  экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение  субъектов хозяйствования, выступающих  в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.

Государственное регулирование осуществляется проведением  антицикличной, региональной, инвестиционной, инновационной, промышленной, амортизационной, структурной, денежно-кредитной, финансово-бюджетной, антиинфляционной, валютной, таможенной, ценовой, налоговой форм политики. Государственное  регулирование финансовой деятельности предприятия относится к одним  из наиболее важных способов государственного регулирования экономики.

 

 

1.2 Государственное регулирование  экономики применительно к финансовой  деятельности предприятия

 

Содержание  государственного регулирования применительно  к финансовой деятельности предприятия  как функции государственного управления раскрывается через следующие параметры3:

  • установление и обеспечение государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировку их в зависимости от изменяющихся условий;
  • контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права;
  • координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений, всестороннюю защиту их законных интересов и прав;
  • определение и нормативное закрепление приоритетов в данной сфере государственной политики.

Однако  столь широкое понимание содержания государственного регулирования применительно  к финансовой деятельности предприятия, охватывающего чуть ли не все действия государства в экономике, малопродуктивно  и не раскрывает сущности государственного регулирования данного вида экономики. Поэтому в целях анализа государственного регулирования финансовой деятельности предприятия выделим виды государственного регулирования финансовой деятельности.

Ст. 71 Конституции  РФ относит к исключительному  ведению Российской Федерации финансовое регулирование. Данная отрасль финансового  регулирования включает в себя ряд  сфер финансового регулирования.

Налогово-правовое регулирование направлено на исполнение обязанности налогоплательщика  по уплате налога и регулирует отношения  между частным и публичным субъектом, в его рамках реализуется компетенция публичного образования по взиманию денежных средств для использования в указанных бюджетом целях. Государство как властвующий субъект по отношению к субъектам предпринимательской деятельности отчуждает в свою собственность часть денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (в виде налогов)4.

Официальный бухгалтерский  учет служит инструментом финансового  регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской  деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства  сторон и договорных отношениях, конкуренции  и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ  конституционного строя Российской Федерации.

Валютное регулирование  и валютный контроль являются комплексными направлениями государственного воздействия  на экономические отношения, проявляющегося в особенностях не только состава  инструментов и механизмов, но и  состава объектов, на которые оказывается  воздействие посредством валютного  регулирования и валютного контроля. Таким образом, валютное регулирование  может рассматриваться с точки  зрения своей отраслевой природы  как сфера регулирования, использующая в своем арсенале средства различных  направлений государственного регулирования  внешнеторговой деятельности: монетарного  или торгового. Валютная политика представляет собой часть политики государств в денежной сфере, реализуемой путем  регулирования валютных отношений  посредством нормотворчества, либо путем иного административно-правового воздействия на валютные отношения, либо путем применения специальных экономических мер (например, валютных интервенций)5.

В системе обязательных платежей, уплачиваемых в связи осуществлением экспортно-импортных операций, инструменты  таможенно-тарифного регулирования  – ввозные и вывозные таможенные пошлины – занимают, без преувеличения, доминирующие позиции.

Таможенно-тарифное регулирование  исторически стало первой формой государственного регулирования внешней  торговли. Как уже ранее отмечалось, доля таможенных пошлин в общем объеме поступлений в государственный  бюджет может значительно различаться  в зависимости от конкретной страны. В США и промышленно развитых странах Европы она колеблется от 1 до 5%. В Российской Федерации таможенная пошлина остается одним из наиболее «доходных» налогов: в разные годы она  давала от четверти до трети всех налоговых  поступлений в доходную часть  федерального бюджета. Наряду с несомненно высоким фискальным значением таможенной пошлины, она продолжает оставаться эффективным инструментом протекционистской  политики.

Пунктом 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее  – ГК РФ) определено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной  соглашением сторон. Фактически это  означает, что стороны договора купли-продажи  могут установить любую цену договора, главное, чтобы она устраивала и  продавца, и покупателя, т.е. в общем  случае применяются свободные цены и тарифы, складывающиеся на рынке  товаров под влиянием спроса и  предложения. Вместе с тем абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных  законом случаях применяются  цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование частных предприятий в России